2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
Рефлексия как абсолютная рефлексия - это сущность, имеющая видимость (das
scheinende Wesen) в самой себе, и предполагает себе только видимость,
положенность; как предполагающая, она непосредственно лишь полагающая
рефлексия. Но внешняя или реальная рефлексия предполагает себя как снятую,
как свое собственное отрицательное. В этом определении она двояка:
во-первых, как то, что предполагаемо, иначе говоря, как рефлексия в себя,
которая есть то, что непосредственно; во-вторых, она рефлексия, отрицательно
соотносящаяся с собой; она соотносится с собой как со своим небытием.
Внешняя рефлексия, следовательно, предполагает некоторое бытие,
во-первых, не в том смысле, что его непосредственность есть лишь
положенность или момент, а скорее в том смысле, что эта непосредственность
есть соотношение с собой, и определенность дана лишь как момент. Она
соотносится со своим предположением таким образом, что это предположение
есть отрицательное рефлексии, но так, что это отрицательное как
отрицательное снято. - Рефлексия в своем полагании непосредственно снимает
свое полагание; таким образом, она имеет некоторое непосредственное
предположение. Она, стало быть, находит в наличии это полагание как нечто
такое, с чего она начинает, и, лишь исходя из него, она есть возвращение в
себя, отрицание этого своего отрицательного. Но то, что это предположенное
есть отрицательное или полагаемое, не касается предположенного; эта
определенность принадлежит только полагающей рефлексии, но в предполагании
положенность дана лишь как снятая. Постольку то, что внешняя рефлексия
определяет и полагает в непосредственном, - это определения, внешние
непосредственному. - В сфере бытия она была бесконечным; конечное признается
первым, реальным, с чего начинают как с лежащего и продолжающего лежать в
основании, а бесконечное - это противостоящая рефлексия в себя.
Эта внешняя рефлексия есть заключение (Schlufi), в котором двумя полюсами
служат непосредственное и рефлексия в себя; его серединой служит соотношение
этих двух полюсов, определенное непосредственное, так что одна часть этого
определенного непосредственного, непосредственность, присуща лишь одному
полюсу, а другая, определенность или отрицание, - лишь другому.
Но при ближайшем рассмотрении действия внешней рефлексии оказывается, что
она есть, во-вторых, полагание непосредственного, становящегося вследствие
этого отрицательным или определенным [моментом]; но она есть непосредственно
также и снятие этого своего полагания, ибо она предполагает
непосредственное; отрицая, она отрицает это свое отрицание. Но тем самым она
непосредственно также и полагание, снятие отрицательного по отношению к ней
непосредственного, и это непосредственное, с которого, казалось, она
начинала как с чего-то чуждого, имеется лишь в этом ее начинании.
Непосредственное есть, таким образом, то же, что рефлексия, не только в себе
(что означало бы: для нас или во внешней рефлексии), но и положено, что оно
то же самое. А именно, оно определено рефлексией как ее отрицательное, иначе
говоря, как ее иное, но она же сама и подвергает отрицанию этот процесс
определения. - Тем самым внешний характер рефлексии по отношению к
непосредственному снят, полагание рефлексии, отрицающее само себя, есть
слияние ее с ее отрицательным, с непосредственным, и это слияние есть сама
существенная непосредственность. - Выходит, следовательно, что внешняя
рефлексия есть не внешняя, а столь же имманентная рефлексия самой
непосредственности или что то, что есть через полагающую рефлексию, есть
сущность, в себе и для себя сущая. Таким образом, она определяющая
рефлексия.
Примечание
Рефлексия обычно понимается в субъективном смысле, как движение
способности суждения, выходящей за пределы данного непосредственного
представления и ищущей для него или сравнивающей с ним всеобщие определения.
Кант противополагает рефлектирующую силу суждения определяющей силе
(Kritik der Urteilskraft. Введение, стр. XXIII и ел.) . Он дает дефиницию
силе суждения вообще как способности мыслить особенное как подчиненное
всеобщему. Если дано всеобщее (правило, принцип, закон), то сила суждения,
которая подводит под него особенное, - определяющая. Если же дано лишь
особенное, для которого она должна найти всеобщее, то сила суждения - лишь
рефлектирующая. - Рефлексия, стало быть, есть здесь равным образом
выхождение за пределы непосредственного к всеобщему. С одной стороны,
непосредственное определяется как особенное только благодаря этому своему
соотношению со своим всеобщим; само по себе оно лишь нечто единичное или
нечто непосредственно сущее. С другой же стороны, то, с чем его соотносят,
есть его всеобщее, его правило, принцип, закон, вообще рефлектированное в
себя, соотносящееся с самим собой, сущность или существенное.
Но здесь идет речь не о рефлексии сознания и не о более определенной
рефлексии рассудка, имеющей своими определениями особенное и всеобщее, а о
рефлексии вообще. Та рефлексия, которой Кант приписывает нахождение
всеобщего для данного особенного, есть, как явствует, равным образом только
внешняя рефлексия, соотносящаяся с непосредственным как с данным. - Но в ней
заключено также понятие абсолютной рефлексии, ибо то общее, принцип или
правило и закон, к которому она затем, определяя, переходит, признается
сущностью того непосредственного, с которого начинают, тем самым
непосредственное признается ничтожным, и только возвращение из него, процесс
определения, совершаемый рефлексией, признается полаганием непосредственного
по его истинному бытию; следовательно, то, что рефлексия делает с ним, и
определения, которые исходят от нее, признаются не чем-то внешним этому
непосредственному, а его собственным бытием.
Именно внешнюю рефлексию имели в виду, когда рефлексии (как это некоторое
время было принято в новейшей философии) приписывалось вообще все дурное и
она со своим способом определения (ihrem Bestimmen) считалась антиподом и
заклятым врагом абсолютного метода рассмотрения8. И в самом деле, мыслящая
рефлексия, поскольку она действует как внешняя, также всецело исходит из
данного, чуждого ей непосредственного и рассматривает себя как чисто
формальное действие, которое получает содержание и материю извне, а само по
себе есть лишь обусловленное ими движение. - Далее, как мы в этом тотчас
убедимся при более тщательном рассмотрении определяющей рефлексии,
рефлектированные определения - это определения другого рода, чем чисто
непосредственные определения бытия. Последние легче признать преходящими,
только относительными, находящимися в соотношении с иным; рефлектированные
же определения имеют форму в-себе-и-для-себя-бытия; поэтому они выступают
как существенные, и, вместо того чтобы быть переходящими в свою
противоположность, они являют себя, наоборот, как абсолютные, свободные и
безразличные друг к другу. Поэтому они упорно противятся своему движению; их
бытие есть их тождество с собой в их определенности, сообразно с которой они
хотя и предполагают друг друга, но сохраняются в этом соотношении совершенно
раздельными.
3. Определяющая рефлексия (Die setzende Reflexion)
Определяющая рефлексия есть вообще единство полагающей и внешней
рефлексии. Это следует рассмотреть подробнее.
1. Внешняя рефлексия начинает с непосредственного бытия, полагающая же-с
ничто. Внешняя рефлексия, которая становится определяющей, полагает нечто
иное, но это иное есть сущность, а не снятое бытие; полагание полагает свое
определение не вместо иного; оно не имеет никакого предположения. Но это не
означает, что оно завершенная, определяющая рефлексия; определение, которое
оно полагает, есть поэтому только нечто положенное; оно непосредственное, но
не как равное самому себе, а как отрицающее себя; оно находится в абсолютном
соотношении с возвращением в себя; оно только в рефлексии в себя, но оно не
сама эта рефлексия.
Положенное есть поэтому нечто иное, но так, что равенство рефлексии с
собой безусловно сохраняется, ибо положенное дано лишь-как снятое, как
соотношение с возвращением в само себя. - В сфере бытия наличное бытие было
бытием, имевшим отрицание в самом себе, и бытие было непосредственной почвой
и стихией этого отрицания, которое поэтому само было непосредственным. В
сфере сущности наличному бытию соответствует положенность. Она также
наличное бытие, но ее почва - бытие как сущность или как чистая
отрицательность; она определенность или отрицание не как сущая, а
непосредственно как снятая. Наличное бытие есть лишь положенность, таково
положение сущности о наличном бытии. Положенность противостоит, с одной
стороны, наличному бытию, а с другой - сущности, и ее следует рассматривать
как середину, связывающую наличное бытие с сущностью и, наоборот, сущность с
наличным бытием. - Поэтому, когда говорят, что то или другое определение
есть только положенность, это может иметь двоякий смысл: оно таково или в
противоположность наличному бытию, или в противоположность сущности. В
первом смысле наличное бытие принимается за нечто высшее, чем положенность,
и последняя приписывается внешней рефлексии, субъективному. На самом же деле
положенность есть нечто высшее, ибо как положенность наличное бытие (как то,
что оно есть в себе, как отрицательное) есть нечто всецело соотнесенное
только с возвращением в себя. Поэтому положенность есть положенность только
по отношению к сущности, как отрицание возвращенности в самое себя.
- Гегель г.В.Ф. Наука логики
- 1. Единство бытия и ничто
- 2. Моменты становления (Momente des Werdens)
- 3. Снятие становления (Aufheben des Werdens)
- 2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
- 1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится
- 2. Наполнение в-себе-бытия определенностью также отлично от той
- 3. Бытие-для-иного есть неопределенная, утвердительная общность нечто со
- Idees etc ). Стало быть, не только вечные истины и идеи (сущности) вещей, но
- 1. Количество содержит оба момента - непрерывность и дискретность. Оно
- 2. Непосредственное количество есть непрерывная величина. Но количество
- 2. Ближайшее определение - равенство считываемых чисел. Благодаря этому
- 3. Оба числа, которые определены одно относительно другого как единица и
- 5), Платон говорил, что помимо чувственного и идей посередине между ними
- 2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая
- 3. В числе определенное количество положено в своей полной
- Раздел 2. Величина (количество)
- 1. Бесконечное определенное количество как бесконечно большое или
- 1 (Единицей), потому что приращение всегда встречается в разложении только
- X/y . Уравнение есть уравнение кривой, а это отношение, целиком зависящее от
- 357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
- 2At есть часть движения как некоторой суммы, дает ложную видимость положения
- 3. Согласно этому, оба они составляют, собственно говоря, лишь одно
- 1. Отношение, как оно получилось теперь, есть снятое прямое отношение;
- 2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
- 3. Но тем самым получился переход обратного отношения в другое
- 1. Определенное количество, полагающее себя в своем инобытии
- 2. Степенное отношение представляется сначала внешним изменением,
- 1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
- 1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его
- 2. Но что изменение, выступающее как чисто количественное, переходит
- 3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
- 1. Качественная, в себе определенная сторона определенного количества
- 2. В мере появляется сущностное определение переменной величины, ибо она
- 2. Непосредственно определенный квант, как таковой, хотя вообще он как
- 3. Мера определилась тем самым как специфицированное отношение величин,
- 1. Если бы нечто, соединяемое с иным, а также и это иное, было бы тем,
- 2. Это соединение с несколькими [нечто ], которые также суть в самих себе
- 3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное
- 1. Редукцией считавшихся сначала самостоятельными отношений меры [к
- 2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не
- 3. А именно каждое качество вступает внутри каждой стороны в соотношение
- 1. Бытие есть видимость. Бытие видимости состоит единственно лишь в
- 2. Видимость, следовательно, содержит некоторую непосредственную
- 1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
- 2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
- 2. Положенность еще не есть определение рефлексии; она лишь
- 3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
- 1. Сущность есть простая непосредственность как снятая
- 2. Это тождество есть прежде всего сама сущность, а еще не ее
- 2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,
- 2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней
- 3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
- 3. Противоположность (Der Gegensatz)
- 1. Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты; в разности они
- 2. Противоречие разрешается.
- 3. С этой положительной стороны, с которой самостоятельность как
- 1. Сущность, становится материей, когда ее рефлексия определяет себя так,
- 2. Поэтому форма определяет материю, а материя определяется формой. - Так
- 3. Форма, поскольку она предполагает материю как свое иное, конечна. Она
- 1. В реальном основании основание как содержание и основание как
- 2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.
- 3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания;
- 1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что
- 2. Нечто есть не через свое условие; его условие - это не его основание.
- 3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
- Vervollstandigt sich zur Erscheinung).
- In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
- 1. Вещь-в-себе - это существующее как существенное непосредственное,
- 2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,
- 3. Эта внешняя рефлексия есть теперь отношение вещей-в-себе друг к другу,
- 1. Явление - это существующее, опосредствованное своим отрицанием,
- 2. Следовательно, закон - это положительное в опосредство-вании
- 3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления
- 1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
- 2. В себе и для себя сущий мир есть тотальность существования; вне его
- 2" Это отношение содержит, стало быть, самостоятельность сторон и точно
- 1. Отношение между целым и частями есть непосредственное отношение;
- 2. Таким образом, они разные определения формы, имеющие тождественную
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего - это
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего-это
- 3. Эта действительность не первая, а рефлектированная действительность,
- 1. Та необходимость, которая выявилась [здесь], формальна, так как ее
- 2. Эта возможность как в-себе-бытие реальной действительности сама есть
- 3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
- 1. Причина первоначальна по отношению к действию. - Субстанция как мощь
- 2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
- 2. Но определенность отношения причинности, состоящая в том, что
- 3. Теперь следует посмотреть, чтб получилось в результате движения
- 1. Субстанция как абсолютная мощь или соотносящаяся с собой
- 2. Второй момент - это для-себя-бытие, иначе говоря, то, что мощь
- 3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
- Ich denke), или самосознания. - Это положение составляет так называемую
- 83) Начинает обсуждать в отношении логики старый и знаменитый вопрос: что
- 1. Поэтому единичность являет себя прежде всего как рефлексия понятия в
- 2. Но единичность - это не только возвращение понятия в само себя, но
- 1 Субъект и предикат, как было указано, суть прежде всего имена
- 2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
- 3. Если оба предложения - формы и содержания:
- 1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
- 2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное
- 3. Особенность, оказавшаяся положительным определением отрицательного
- 35, То этот род имеет в самом себе определенность, составляющую принцип его
- 1. Умозаключение, каково оно непосредственно, имеет своими моментами
- 2. В непосредственном рассудочном умозаключении термины имеют форму
- 3. Определения умозаключения суть определения содержания, поскольку они
- 1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто
- 2. Но термины пока еще непосредственные определенности;
- 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
- 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной
- 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но
- 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет
- 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два
- 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. Е. ]
- 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
- 1 Умозаключение общности есть совершенное рассудочное умозаключение, но
- 2. Но это рефлективное совершенство умозаключения делает его именно
- 3. При рассмотрении умозаключения наличного бытия из понятия
- 1. Умозаключение общности подпадает под схему первой фигуры: е-о-в,
- 2 Вторая фигура формального умозаключения (b-e-o) потому не
- 3. Индукция - это скорее по существу своему еще субъективное
- 1. Это умозаключение имеет своей абстрактной схемой третью фигуру
- 2. Аналогия тем поверхностнее, чем в большей мере то всеобщее, в котором
- 1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками
- 2. Это умозаключение как первое и тем самым непосредственное
- 3. Но в этом умозаключении субъективно еще то, что указанное тождество
- 1. Гипотетическое суждение содержит лишь небходимое соотношение без
- 2. Прежде всего соотношение гипотетического суждения есть необходимость,
- 3. Гипотетическим умозаключением представлено прежде всего необходимое
- 2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в
- 3. Так как определенность одного объекта заключена в другом объекте то
- 1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного
- 2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их
- 3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.
- 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты
- 3. Тем самым эти объекты-стихии освобождены от химической напряженности;
- 1 В своем соотношении со средством цель уже рефлектирована в себя- но ее
- 2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
- 3. Тем самым получается в результате, что внешняя целесообразность,
- 1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
- 2. Этот процесс, присущий живой индивидуальности, ограничен ею самой и
- 3. Только что рассмотренная идея и есть понятие живого субъекта и его
- 1. Дефиниция (Die Definition)
- 2. Членение (Die Einteilung)
- 2. Опосредствование, которое должно быть теперь рассмотрено подробнее,
- 76. Против этого плоского взгляда необходимо прибегнуть к "плоскому
- 1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
- 2. Конкретная тотальность, образующая начало, имеет, как таковая, в самой