logo
gegel_fridrih_nauka_logiki

1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится

в единстве с другим моментом этого нечто, с в-нем-бытием, можно назвать его

определением, поскольку это слово в более точном его значении отличают от

определенности вообще. Определение есть утвердительная определенность как

в-себе-бытие, которому нечто в своем наличном бытии, противодействуя своей

переплетенности с иным, которым оно было бы определено, остается адекватным,

сохраняясь в своем равенстве с собой и проявляя это равенство в своем

бытии-для-иного. Нечто осуществляет (erfullt) свое определение50, поскольку

дальнейшая определенность, многообразно вырастающая прежде всего благодаря

его отношению к иному, становится его полнотой (Fiille) в соответствии с его

в-себе-бытием. Определение подразумевает, что то, что нечто есть в себе,

есть также и в нем.

Мыслящий разум - вот определение человека; мышление вообще есть его

простая определенность, ею человек отличается от животного; он есть мышление

в себе, поскольку мышление отличается и от его бытия-для-иного, от его

собственной природ-ности и чувственности, которыми он непосредственно связан

с иным. Но мышление есть и в нем: сам человек есть мышление, он налично сущ

как мыслящий, оно его существование и действительность; и далее, так как

мышление имеется в его наличном бытии, а его наличное бытие - в мышлении, то

оно конкретно, его следует брать имеющим содержание и наполненным, оно

мыслящий разум и таким образом оно определение человека. Но даже это

определение опять-таки дано лишь в себе как долженствование, т. е. оно

вместе с включенным в его "в-себе" наполнением дано в форме "в-себе."

вообще, в противоположность не включенному в него наличному бытию, которое в

то же время есть внешне противостоящая [ему] чувственность и природа.