logo
gegel_fridrih_nauka_logiki

2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),

оно по своему существу едино с ним и по своему существу не едино с ним. Оно,

следовательно, соотносится со своим инобытием; оно не есть только свое

инобытие. Инобытие в одно и то же время и содержится в нем, и еще отделено

от него. Оно бытие-для-иного.

Наличное бытие, как таковое, есть непосредственное, безотносительное;

иначе говоря, оно имеется в определении бытия. Но наличное бытие как

включающее в себя небытие есть определенное бытие, подвергшееся внутри себя

отрицанию, а затем ближайшим образом - иное; но так как оно в то же время и

сохраняется, подвергнув себя отрицанию, то оно есть лишь бытие-для-иного

(Sein-fur-Anderes).

Оно сохраняется в отсутствии своего наличного бытия и есть бытие; но не

бытие вообще, а как соотношение с собой в противоположность своему

соотношению с иным, как равенство с собой в противоположность своему

неравенству. Такое бытие есть в-себе-бытие.

Бытие-для-иного и в-себе-бытие составляют оба момента [всякого] нечто.

Здесь имеются две пары определений: 1) нечто и иное; 2) бытие-для-иного и

в-себе-бытие. В первых имеется безотносительность их определенности: нечто и

иное расходятся. Но их истина - это соотношение между ними; бытие-для-иного

и в-себе-бытие суть поэтому указанные определения, положенные как моменты

одного и того же, как определения, которые суть соотношения и остаются в

своем единстве, в единстве наличного бытия. Каждое из них, следовательно, в

то же время содержит в себе и свой отличный от себя момент.

Бытие и ничто в том их единстве, которое есть наличное бытие, уже более

не бытие и ничто: таковы они только вне своего единства. Таким образом, в их

беспокойном единстве, в становлении, они суть возникновение и прохождение. -

Бытие во [всяком ] нечто есть в-себе-бытие. Бытие, соотношение с собой,

равенство с собой, теперь уже не непосредственное, оно соотношение с собой

лишь как небытие инобытия (как рефлектированное в себя наличное бытие). -И

точно так же небытие как момент [всякого] нечто в этом единстве бытия и

небытия есть не отсутствие наличного бытия вообще, а иное, и, говоря

определеннее, по различению его и бытия оно есть в то же время соотношение с

отсутствием своего наличного бытия, бытие-для-иного.

Тем самым в-себе-бытие есть, во-первых, отрицательное соотношение с

отсутствием наличного бытия, оно имеет инобытие вовне себя и противоположно

ему; поскольку нечто есть в себе, оно лишено инобытия и бытия для иного. Но,

во-вторых, оно имеет небытие и в самом себе, ибо оно само есть не-бытие

бытия-для-иного.

Но бытие-для-иного есть, во-первых, отрицание простого соотношения бытия

с собой, соотношения, которым ближайшим образом должно быть наличное бытие и

нечто; поскольку нечто есть в ином или для иного, оно лишено собственного

бытия. Но, во-вторых, оно не отсутствие наличного бытия как чистое ничто.

Оно отсутствие наличного бытия, указывающее на в-себе-бытие как на свое

рефлектированное в себя бытие, как и наоборот, в-себе-бытие указывает на

бытие-для-иного.

Оба момента суть определения одного и того же, а именно определения

[всякого] нечто. Нечто есть в себе, поскольку оно ушло из бытия-для-иного,

возвратилось в себя. Но нечто имеет также определение или обстоятельство в

себе (an sich) (здесь ударение падает на "в") или в самом себе (an ihm),

поскольку это обстоятельство есть в нем (an ihm) внешним образом, есть

бытие-для-иного.

Это ведет к некоторому дальнейшему определению. В-себе-бытие и

бытие-для-иного прежде всего различны, но то, что нечто имеет то же самое,

чтб оно есть в себе (an sich), также и в самом себе (an ihm), и, наоборот,

то, что оно есть как бытие-для-иного, оно есть и в себе - в этом состоит

тождество в-себе-бытия и бытия-для-иного, согласно определению, что само

нечто есть тождество обоих моментов и что они, следовательно, в нем

нераздельны. - Формально это тождество получается уже в сфере наличного

бытия, но более определенное выражение оно получит при рассмотрении сущности

и затем при рассмотрении отношения внутреннего (Innerlichkeit) и внешнего

(Aus-serlichkeit), а определеннее всего - при рассмотрении идеи как единства

понятия и действительности. - Полагают, что словами "в себе" и "внутреннее"

высказывают нечто возвышенное; однако то, что нечто есть только в себе, есть

также только в нем; "в себе" есть лишь абстрактное и, следовательно, внешнее

определение. Выражения "в нем. ничего нет", "в этом что-то есть" имеют, хотя

и смутно, тот смысл, что то, чти в чем-то есть, принадлежит также и к его

в-себе-бытию, к его внутренней, истинной ценности.

Можно отметить, что здесь уясняется смысл вещи-в-себе, которая есть очень

простая абстракция, но в продолжение некоторого времени слыла очень важным

определением, как бы чем-то изысканным, так же как положение о том, что мы

не знаем, каковы вещи в себе, признавалось большой мудростью. - Вещи

называются вещами-в-себе, поскольку мы абстрагируемся от всякого

бытия-для-иного, т. е. вообще поскольку мы их мыслим без всякого

определения, как ничто. В этом смысле нельзя, разумеется, знать, что такое

вещь-в-себе. Ибо вопрос: что такое? - требует, чтобы были указаны

определения; но так как те вещи, определения которых следовало бы указать,

должны быть в то же время вещами-в-себе, т. е. как раз без всякого

определения, то в вопрос необдуманно включена невозможность ответить на него

или же дают только нелепый ответ на него. - Вещь-в-себе есть то же самое,

что то абсолютное, о котором знают только то, что все в нем едино. Мы

поэтому знаем очень хорошо, чтб представляют собой эти вещи-в-себе; они, как

таковые, нё что иное, как лишенные истинности, пустые абстракции. Но что

такое поистине вещь-в-себе, что поистине есть в себе, - изложением этого

служит логика, причем, однако, под "в себе" понимается нечто лучшее, чем

абстракция, а именно то, чтб нечто есть в своем понятии; но понятие

конкретно внутри себя постижимо как понятие вообще и внутри себя познаваемо

как определенное и как связь своих определений.

В-себе-бытие имеет своим противостоящим моментом прежде всего

бытие-для-иного; но в-себе-бытию противопоставляется также и положенность

(Gesetztsein). Это выражение, правда, подразумевает также и бытие-для-иного,

но оно определенно разумеет уже происшедший поворот (Zuruckbeugung) от того,

чтб не есть в себе, к тому, чтб есть его в-себе-бытие, в чем оно

положительно. В-себе-бытие следует обычно понимать как абстрактный способ

выражения понятия; полагание, собственно говоря, относится уже к сфере

сущности, объективной рефлексии; основание полагает то, чтб им

обосновывается; причина, больше того, производит действие, наличное бытие,

самостоятельность которого непосредственно отрицается и смысл которого

заключается в том, что оно имеет свою суть (Sache), свое бытие в ином. В

сфере бытия наличное бытие происходит только из становления, иначе говоря,

вместе с нечто положено иное, вместе с конечным - бесконечное, но конечное

не производит бесконечного, не полагает его. В сфере бытия самоопределение

(Sichbestimmen) понятия само есть лишь в-себе - и в таком случае оно

называется переходом. Рефлектирующие определения бытия, как, например, нечто

и иное или конечное и бесконечное, хотя по своему существу и указывают друг

на друга, или даны как бытие-для-иного, также считаются как качественные

существующими сами по себе; иное есть, конечное считается точно так же

непосредственно сущим и пребывающим само по себе, как и бесконечное; их

смысл представляет завершенным также и без их иного. Напротив, положительное

и отрицательное, причина и действие, хотя они также берутся как изолированно

сущие, все же не имеют никакого смысла друг без друга; они сами светятся

друг в друге, каждое из них светится в своем ином. - В разных сферах

определения и в особенности в развитии изложения, или, точнее, в движении

понятия к своему изложению существенно всегда надлежащим образом различать

между тем, чтб еще есть в себе, и тем, чтб положено, например определения,

как они суть в понятии и каковы они, будучи положенными или

сущими-для-иного. Это - различение, относящееся только к диалектическому

развитию, различение, которого не знает метафизическое философствование, в

том числе и критическая философия; дефиниции метафизики, равно как и ее

предпосылки, различения и выводы, имеют целью утверждать и выявлять лишь

сущее и притом в-себе-сущее.

В единстве [всякого] нечто с собой бытие-для-иного тождественно со своим

"в себе"; в этом случае бытие-для-иного есть в [самом] нечто.

Рефлектированная таким образом в себя определенность тем самым есть вновь

простое сущее, есть, следовательно, вновь качество - определение.

в) Определение, свойство и граница (Bestimmung, Beschaffenheit und

Grenze)

"B себе", в которое нечто рефлектировано внутри себя из своего

бытия-для-иного, уже не есть абстрактное "в себе", а как отрицание своего

бытия-для-иного опосредствовано последним, которое составляет, таким

образом, его момент. "В себе" есть не только непосредственное тождество

[самого] нечто с собой, но и такое тождество, благодаря которому нечто есть

и в самом себе то, чтб оно есть в себе, бытие-для-иного есть а нем, потому

что "в себе" есть его снятие, есть [выхождение] из него в себя, но уже и

потому, что оно абстрактно, следовательно, в своем существе обременено

отрицанием, бытием-для-иного. Здесь имеется не только качество и реальность,

сущая определенность, но и в-себе-сущая определенность, и ее развитие

состоит в полагамии ее как этой рефлектированной в себя определенности.