2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
оно по своему существу едино с ним и по своему существу не едино с ним. Оно,
следовательно, соотносится со своим инобытием; оно не есть только свое
инобытие. Инобытие в одно и то же время и содержится в нем, и еще отделено
от него. Оно бытие-для-иного.
Наличное бытие, как таковое, есть непосредственное, безотносительное;
иначе говоря, оно имеется в определении бытия. Но наличное бытие как
включающее в себя небытие есть определенное бытие, подвергшееся внутри себя
отрицанию, а затем ближайшим образом - иное; но так как оно в то же время и
сохраняется, подвергнув себя отрицанию, то оно есть лишь бытие-для-иного
(Sein-fur-Anderes).
Оно сохраняется в отсутствии своего наличного бытия и есть бытие; но не
бытие вообще, а как соотношение с собой в противоположность своему
соотношению с иным, как равенство с собой в противоположность своему
неравенству. Такое бытие есть в-себе-бытие.
Бытие-для-иного и в-себе-бытие составляют оба момента [всякого] нечто.
Здесь имеются две пары определений: 1) нечто и иное; 2) бытие-для-иного и
в-себе-бытие. В первых имеется безотносительность их определенности: нечто и
иное расходятся. Но их истина - это соотношение между ними; бытие-для-иного
и в-себе-бытие суть поэтому указанные определения, положенные как моменты
одного и того же, как определения, которые суть соотношения и остаются в
своем единстве, в единстве наличного бытия. Каждое из них, следовательно, в
то же время содержит в себе и свой отличный от себя момент.
Бытие и ничто в том их единстве, которое есть наличное бытие, уже более
не бытие и ничто: таковы они только вне своего единства. Таким образом, в их
беспокойном единстве, в становлении, они суть возникновение и прохождение. -
Бытие во [всяком ] нечто есть в-себе-бытие. Бытие, соотношение с собой,
равенство с собой, теперь уже не непосредственное, оно соотношение с собой
лишь как небытие инобытия (как рефлектированное в себя наличное бытие). -И
точно так же небытие как момент [всякого] нечто в этом единстве бытия и
небытия есть не отсутствие наличного бытия вообще, а иное, и, говоря
определеннее, по различению его и бытия оно есть в то же время соотношение с
отсутствием своего наличного бытия, бытие-для-иного.
Тем самым в-себе-бытие есть, во-первых, отрицательное соотношение с
отсутствием наличного бытия, оно имеет инобытие вовне себя и противоположно
ему; поскольку нечто есть в себе, оно лишено инобытия и бытия для иного. Но,
во-вторых, оно имеет небытие и в самом себе, ибо оно само есть не-бытие
бытия-для-иного.
Но бытие-для-иного есть, во-первых, отрицание простого соотношения бытия
с собой, соотношения, которым ближайшим образом должно быть наличное бытие и
нечто; поскольку нечто есть в ином или для иного, оно лишено собственного
бытия. Но, во-вторых, оно не отсутствие наличного бытия как чистое ничто.
Оно отсутствие наличного бытия, указывающее на в-себе-бытие как на свое
рефлектированное в себя бытие, как и наоборот, в-себе-бытие указывает на
бытие-для-иного.
Оба момента суть определения одного и того же, а именно определения
[всякого] нечто. Нечто есть в себе, поскольку оно ушло из бытия-для-иного,
возвратилось в себя. Но нечто имеет также определение или обстоятельство в
себе (an sich) (здесь ударение падает на "в") или в самом себе (an ihm),
поскольку это обстоятельство есть в нем (an ihm) внешним образом, есть
бытие-для-иного.
Это ведет к некоторому дальнейшему определению. В-себе-бытие и
бытие-для-иного прежде всего различны, но то, что нечто имеет то же самое,
чтб оно есть в себе (an sich), также и в самом себе (an ihm), и, наоборот,
то, что оно есть как бытие-для-иного, оно есть и в себе - в этом состоит
тождество в-себе-бытия и бытия-для-иного, согласно определению, что само
нечто есть тождество обоих моментов и что они, следовательно, в нем
нераздельны. - Формально это тождество получается уже в сфере наличного
бытия, но более определенное выражение оно получит при рассмотрении сущности
и затем при рассмотрении отношения внутреннего (Innerlichkeit) и внешнего
(Aus-serlichkeit), а определеннее всего - при рассмотрении идеи как единства
понятия и действительности. - Полагают, что словами "в себе" и "внутреннее"
высказывают нечто возвышенное; однако то, что нечто есть только в себе, есть
также только в нем; "в себе" есть лишь абстрактное и, следовательно, внешнее
определение. Выражения "в нем. ничего нет", "в этом что-то есть" имеют, хотя
и смутно, тот смысл, что то, чти в чем-то есть, принадлежит также и к его
в-себе-бытию, к его внутренней, истинной ценности.
Можно отметить, что здесь уясняется смысл вещи-в-себе, которая есть очень
простая абстракция, но в продолжение некоторого времени слыла очень важным
определением, как бы чем-то изысканным, так же как положение о том, что мы
не знаем, каковы вещи в себе, признавалось большой мудростью. - Вещи
называются вещами-в-себе, поскольку мы абстрагируемся от всякого
бытия-для-иного, т. е. вообще поскольку мы их мыслим без всякого
определения, как ничто. В этом смысле нельзя, разумеется, знать, что такое
вещь-в-себе. Ибо вопрос: что такое? - требует, чтобы были указаны
определения; но так как те вещи, определения которых следовало бы указать,
должны быть в то же время вещами-в-себе, т. е. как раз без всякого
определения, то в вопрос необдуманно включена невозможность ответить на него
или же дают только нелепый ответ на него. - Вещь-в-себе есть то же самое,
что то абсолютное, о котором знают только то, что все в нем едино. Мы
поэтому знаем очень хорошо, чтб представляют собой эти вещи-в-себе; они, как
таковые, нё что иное, как лишенные истинности, пустые абстракции. Но что
такое поистине вещь-в-себе, что поистине есть в себе, - изложением этого
служит логика, причем, однако, под "в себе" понимается нечто лучшее, чем
абстракция, а именно то, чтб нечто есть в своем понятии; но понятие
конкретно внутри себя постижимо как понятие вообще и внутри себя познаваемо
как определенное и как связь своих определений.
В-себе-бытие имеет своим противостоящим моментом прежде всего
бытие-для-иного; но в-себе-бытию противопоставляется также и положенность
(Gesetztsein). Это выражение, правда, подразумевает также и бытие-для-иного,
но оно определенно разумеет уже происшедший поворот (Zuruckbeugung) от того,
чтб не есть в себе, к тому, чтб есть его в-себе-бытие, в чем оно
положительно. В-себе-бытие следует обычно понимать как абстрактный способ
выражения понятия; полагание, собственно говоря, относится уже к сфере
сущности, объективной рефлексии; основание полагает то, чтб им
обосновывается; причина, больше того, производит действие, наличное бытие,
самостоятельность которого непосредственно отрицается и смысл которого
заключается в том, что оно имеет свою суть (Sache), свое бытие в ином. В
сфере бытия наличное бытие происходит только из становления, иначе говоря,
вместе с нечто положено иное, вместе с конечным - бесконечное, но конечное
не производит бесконечного, не полагает его. В сфере бытия самоопределение
(Sichbestimmen) понятия само есть лишь в-себе - и в таком случае оно
называется переходом. Рефлектирующие определения бытия, как, например, нечто
и иное или конечное и бесконечное, хотя по своему существу и указывают друг
на друга, или даны как бытие-для-иного, также считаются как качественные
существующими сами по себе; иное есть, конечное считается точно так же
непосредственно сущим и пребывающим само по себе, как и бесконечное; их
смысл представляет завершенным также и без их иного. Напротив, положительное
и отрицательное, причина и действие, хотя они также берутся как изолированно
сущие, все же не имеют никакого смысла друг без друга; они сами светятся
друг в друге, каждое из них светится в своем ином. - В разных сферах
определения и в особенности в развитии изложения, или, точнее, в движении
понятия к своему изложению существенно всегда надлежащим образом различать
между тем, чтб еще есть в себе, и тем, чтб положено, например определения,
как они суть в понятии и каковы они, будучи положенными или
сущими-для-иного. Это - различение, относящееся только к диалектическому
развитию, различение, которого не знает метафизическое философствование, в
том числе и критическая философия; дефиниции метафизики, равно как и ее
предпосылки, различения и выводы, имеют целью утверждать и выявлять лишь
сущее и притом в-себе-сущее.
В единстве [всякого] нечто с собой бытие-для-иного тождественно со своим
"в себе"; в этом случае бытие-для-иного есть в [самом] нечто.
Рефлектированная таким образом в себя определенность тем самым есть вновь
простое сущее, есть, следовательно, вновь качество - определение.
в) Определение, свойство и граница (Bestimmung, Beschaffenheit und
Grenze)
"B себе", в которое нечто рефлектировано внутри себя из своего
бытия-для-иного, уже не есть абстрактное "в себе", а как отрицание своего
бытия-для-иного опосредствовано последним, которое составляет, таким
образом, его момент. "В себе" есть не только непосредственное тождество
[самого] нечто с собой, но и такое тождество, благодаря которому нечто есть
и в самом себе то, чтб оно есть в себе, бытие-для-иного есть а нем, потому
что "в себе" есть его снятие, есть [выхождение] из него в себя, но уже и
потому, что оно абстрактно, следовательно, в своем существе обременено
отрицанием, бытием-для-иного. Здесь имеется не только качество и реальность,
сущая определенность, но и в-себе-сущая определенность, и ее развитие
состоит в полагамии ее как этой рефлектированной в себя определенности.
- Гегель г.В.Ф. Наука логики
- 1. Единство бытия и ничто
- 2. Моменты становления (Momente des Werdens)
- 3. Снятие становления (Aufheben des Werdens)
- 2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
- 1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится
- 2. Наполнение в-себе-бытия определенностью также отлично от той
- 3. Бытие-для-иного есть неопределенная, утвердительная общность нечто со
- Idees etc ). Стало быть, не только вечные истины и идеи (сущности) вещей, но
- 1. Количество содержит оба момента - непрерывность и дискретность. Оно
- 2. Непосредственное количество есть непрерывная величина. Но количество
- 2. Ближайшее определение - равенство считываемых чисел. Благодаря этому
- 3. Оба числа, которые определены одно относительно другого как единица и
- 5), Платон говорил, что помимо чувственного и идей посередине между ними
- 2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая
- 3. В числе определенное количество положено в своей полной
- Раздел 2. Величина (количество)
- 1. Бесконечное определенное количество как бесконечно большое или
- 1 (Единицей), потому что приращение всегда встречается в разложении только
- X/y . Уравнение есть уравнение кривой, а это отношение, целиком зависящее от
- 357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
- 2At есть часть движения как некоторой суммы, дает ложную видимость положения
- 3. Согласно этому, оба они составляют, собственно говоря, лишь одно
- 1. Отношение, как оно получилось теперь, есть снятое прямое отношение;
- 2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
- 3. Но тем самым получился переход обратного отношения в другое
- 1. Определенное количество, полагающее себя в своем инобытии
- 2. Степенное отношение представляется сначала внешним изменением,
- 1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
- 1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его
- 2. Но что изменение, выступающее как чисто количественное, переходит
- 3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
- 1. Качественная, в себе определенная сторона определенного количества
- 2. В мере появляется сущностное определение переменной величины, ибо она
- 2. Непосредственно определенный квант, как таковой, хотя вообще он как
- 3. Мера определилась тем самым как специфицированное отношение величин,
- 1. Если бы нечто, соединяемое с иным, а также и это иное, было бы тем,
- 2. Это соединение с несколькими [нечто ], которые также суть в самих себе
- 3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное
- 1. Редукцией считавшихся сначала самостоятельными отношений меры [к
- 2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не
- 3. А именно каждое качество вступает внутри каждой стороны в соотношение
- 1. Бытие есть видимость. Бытие видимости состоит единственно лишь в
- 2. Видимость, следовательно, содержит некоторую непосредственную
- 1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
- 2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
- 2. Положенность еще не есть определение рефлексии; она лишь
- 3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
- 1. Сущность есть простая непосредственность как снятая
- 2. Это тождество есть прежде всего сама сущность, а еще не ее
- 2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,
- 2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней
- 3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
- 3. Противоположность (Der Gegensatz)
- 1. Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты; в разности они
- 2. Противоречие разрешается.
- 3. С этой положительной стороны, с которой самостоятельность как
- 1. Сущность, становится материей, когда ее рефлексия определяет себя так,
- 2. Поэтому форма определяет материю, а материя определяется формой. - Так
- 3. Форма, поскольку она предполагает материю как свое иное, конечна. Она
- 1. В реальном основании основание как содержание и основание как
- 2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.
- 3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания;
- 1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что
- 2. Нечто есть не через свое условие; его условие - это не его основание.
- 3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
- Vervollstandigt sich zur Erscheinung).
- In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
- 1. Вещь-в-себе - это существующее как существенное непосредственное,
- 2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,
- 3. Эта внешняя рефлексия есть теперь отношение вещей-в-себе друг к другу,
- 1. Явление - это существующее, опосредствованное своим отрицанием,
- 2. Следовательно, закон - это положительное в опосредство-вании
- 3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления
- 1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
- 2. В себе и для себя сущий мир есть тотальность существования; вне его
- 2" Это отношение содержит, стало быть, самостоятельность сторон и точно
- 1. Отношение между целым и частями есть непосредственное отношение;
- 2. Таким образом, они разные определения формы, имеющие тождественную
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего - это
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего-это
- 3. Эта действительность не первая, а рефлектированная действительность,
- 1. Та необходимость, которая выявилась [здесь], формальна, так как ее
- 2. Эта возможность как в-себе-бытие реальной действительности сама есть
- 3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
- 1. Причина первоначальна по отношению к действию. - Субстанция как мощь
- 2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
- 2. Но определенность отношения причинности, состоящая в том, что
- 3. Теперь следует посмотреть, чтб получилось в результате движения
- 1. Субстанция как абсолютная мощь или соотносящаяся с собой
- 2. Второй момент - это для-себя-бытие, иначе говоря, то, что мощь
- 3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
- Ich denke), или самосознания. - Это положение составляет так называемую
- 83) Начинает обсуждать в отношении логики старый и знаменитый вопрос: что
- 1. Поэтому единичность являет себя прежде всего как рефлексия понятия в
- 2. Но единичность - это не только возвращение понятия в само себя, но
- 1 Субъект и предикат, как было указано, суть прежде всего имена
- 2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
- 3. Если оба предложения - формы и содержания:
- 1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
- 2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное
- 3. Особенность, оказавшаяся положительным определением отрицательного
- 35, То этот род имеет в самом себе определенность, составляющую принцип его
- 1. Умозаключение, каково оно непосредственно, имеет своими моментами
- 2. В непосредственном рассудочном умозаключении термины имеют форму
- 3. Определения умозаключения суть определения содержания, поскольку они
- 1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто
- 2. Но термины пока еще непосредственные определенности;
- 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
- 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной
- 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но
- 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет
- 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два
- 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. Е. ]
- 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
- 1 Умозаключение общности есть совершенное рассудочное умозаключение, но
- 2. Но это рефлективное совершенство умозаключения делает его именно
- 3. При рассмотрении умозаключения наличного бытия из понятия
- 1. Умозаключение общности подпадает под схему первой фигуры: е-о-в,
- 2 Вторая фигура формального умозаключения (b-e-o) потому не
- 3. Индукция - это скорее по существу своему еще субъективное
- 1. Это умозаключение имеет своей абстрактной схемой третью фигуру
- 2. Аналогия тем поверхностнее, чем в большей мере то всеобщее, в котором
- 1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками
- 2. Это умозаключение как первое и тем самым непосредственное
- 3. Но в этом умозаключении субъективно еще то, что указанное тождество
- 1. Гипотетическое суждение содержит лишь небходимое соотношение без
- 2. Прежде всего соотношение гипотетического суждения есть необходимость,
- 3. Гипотетическим умозаключением представлено прежде всего необходимое
- 2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в
- 3. Так как определенность одного объекта заключена в другом объекте то
- 1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного
- 2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их
- 3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.
- 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты
- 3. Тем самым эти объекты-стихии освобождены от химической напряженности;
- 1 В своем соотношении со средством цель уже рефлектирована в себя- но ее
- 2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
- 3. Тем самым получается в результате, что внешняя целесообразность,
- 1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
- 2. Этот процесс, присущий живой индивидуальности, ограничен ею самой и
- 3. Только что рассмотренная идея и есть понятие живого субъекта и его
- 1. Дефиниция (Die Definition)
- 2. Членение (Die Einteilung)
- 2. Опосредствование, которое должно быть теперь рассмотрено подробнее,
- 76. Против этого плоского взгляда необходимо прибегнуть к "плоскому
- 1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
- 2. Конкретная тотальность, образующая начало, имеет, как таковая, в самой