logo
gegel_fridrih_nauka_logiki

Раздел 2. Величина (количество)

esse realiter idem 66. - И в самом деле, эти понятия отличаются друг от

друга лишь тем, что количество есть чистое определение мысли, а материя -

это же определение мысли во внешнем существовании. - "Я" (dem Ich) также

присуще определение чистого количества, поскольку "Я" есть абсолютное

становление иным, некоторое бесконечное отдаление или всестороннее

отталкивание к отрицательной свободе для-себя-бытия, однако такое

отталкивание, которое остается совершенно простой непрерывностью, -

непрерывностью всеобщности или у-себя-бытия, не прерываемой бесконечно

многообразными границами, содержанием ощущений, созерцаний и т. д. - Что

касается тех, кто возражает против понимания множества как простого единства

и кто кроме понятия, что каждое из "многих" есть то же самое, что и другое,

а именно "одно" из "многих" (поскольку здесь идет речь не о более

определенном "многом", о зеленом, красном и т. д., а о "многом",

рассматриваемом само по себе), требует еще и представления об этом единстве,

то они сколько угодно найдут такого рода представлений в тех непрерывностях,

которые дают в простом созерцании дедуцированное понятие количества как

имеющееся налицо.

Примечание 2

(Кантовская антиномия ограниченности и неограниченности мира во времени и

пространстве]

Мы уже упомянули выше, что кантовские антиномии - это изложения

противоположности конечного и бесконечного в более конкретном виде, в

применении к более специальным субстратам представления. Рассмотренная там

антиномия касалась противоположности между качественной конечностью и

бесконечностью. В другой антиномии, а именно в первой из четырех

космологических антиномий, рассматривается в большей мере количественная

граница в ее противоречиях. Я поэтому подвергну здесь исследованию эту

антиномию.

Она касается вопроса о том, ограничен ли или не ограничен мир во времени

и пространстве. - Можно было бы с одинаковым успехом рассматривать эту

противоположность и в отношении самих времени и пространства, ибо признаем

ли мы, что время и пространство суть отношения самих вещей, или же признаем,

что они лишь формы созерцания, - это ничего не меняет по отношению к

антиномичности приписываемой им ограниченности или неограниченности.

Более подробный разбор этой антиномии покажет также, что оба положения, а

равно и доказательства их, которые, как и рассмотренные выше, ведутся от

противного, сводятся не к чему иному, как к двум следующим простым,

противоположным утверждениям: граница существует и должно переступать

границу.

Тезис гласит:

"Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве".

Одна часть доказательства, та, которая касается времени, принимает

противное:

"Допустим, что мир не имеет начала во времени, тогда до всякого данного

момента времени протекла вечность и, стало быть, прошел бесконечный ряд

следующих друг за другом состояний вещей в мире. Но бесконечность ряда

именно в том и состоит, что он никогда не может быть закончен путем

последовательного синтеза. Стало быть, бесконечный прошедший мировой ряд

невозможен; значит, начало мира есть необходимое условие его существования,

что и требовалось доказать" .

Другая часть доказательства, касающаяся пространства, сводится к времени.

Синтез частей бесконечного в пространстве мира потребовал бы бесконечного

времени, которое должно было бы рассматриваться как протекшее, поскольку мир

в пространстве следует рассматривать не как нечто становящееся, а как

завершенное данное. Но относительно времени показано в первой части

доказательства, что невозможно принимать бесконечное протекшее время.

Однако сразу видно, что не было никакой нужды вести доказательство от

противного или даже вообще вести доказательство, так как в нем лежит в

основе то, что должно было быть доказано. А именно, в нем принимается

некоторый или любой данный момент времени, до которого протекла вечность

(вечность имеет здесь лишь ничтожный смысл некоторого дурно-бесконечного

времени). Но данный момент времени означает не что иное, как некую

определенную границу во времени. В доказательстве, следовательно,

подразумевается граница времени как действительная. Но это и есть именно то,

что должно было быть доказано. Ведь тезис состоит в том, что мир имеет

начало во времени.

[Здесь] имеется лишь та разница, что допущенная граница времени есть

некоторое "теперь" как конец протекшего до этого времени, а та граница,

наличие которой требуется доказать, есть "теперь" как начало некоторого

будущего. Но эта разница несущественна. "Теперь" принимается как точка, в

которой прошел бесконечный ряд следующих друг за другом состояний вещей в

мире, следовательно, как конец, как качественная граница. Если бы это

"теперь" рассматривалось лишь как количественная граница, которая текуча и

которую не только должно переступить, но которая скорее и состоит лишь в

том, что она переступает самое себя, то оказалось бы, что бесконечный

временной ряд в ней не прошел, а продолжает идти, и рассуждение

доказательства отпало бы. Напротив, [в кантовском доказательстве] момент

времени принят как качественная граница для прошлого, но в то же время он

начало для будущего, - ибо сам по себе каждый момент времени есть

соотношение прошлого и будущего, - он равным образом есть абсолютное, т. е.

абстрактное начало для будущего, т. е. то, что должно было быть доказано.

Дело отнюдь не меняется от того, что до будущего указанного момента времени

и до начала этого будущего имеется уже некоторое прошлое; так как этот

момент времени есть качественная граница - а необходимость принимать его за

качественную границу вытекает из определения завершенного, протекшего,

следовательно, не продолжающегося, - то время в нем прервано и это прошлое

оказывается лишенным соотношения с тем временем, которое могло быть названо

будущим лишь в отношении этого прошедшего и которое поэтому без такого

соотношения есть лишь время вообще, имеющее абсолютное начало. Но если бы

оно - как это в самом деле и есть-через "теперь", через данный момент

времени находилось в соотношении с прошедшим, если бы оно, следовательно,

было определено как будущее, то, с другой стороны, и этот момент времени не

был бы границей, бесконечный временной ряд продолжался бы в том, что

называлось будущим, и не был бы, как это приняло [доказательство], завершен.

На самом деле время есть чистое количество; используемый в доказательстве

"момент времени", в котором время якобы прерывается, есть скорее лишь

снимающее себя для-себя-бытие самого "теперь". Доказательство делает лишь

одно: утверждаемую тезисом абсолютную границу времени оно представляет как

некий данный момент времени и прямо принимает, что он завершен, т. е. что он

есть абстрактная точка; это - общепринятое определение, которое чувственное

представление легко принимает за границу, вследствие чего в доказательстве

признается как допущение то, что до этого было приведено как требующее

доказательства.

Антитезис гласит:

"Мир не имеет начала [во времени] и границ в пространстве; он бесконечен

и во времени, и в пространстве".

Доказательство антитезиса также исходит из допущения противного:

"Допустим, что мир имеет начало [во времени]. Так как начало есть

существование, которому предшествует время, когда вещи не было, то когда-то

должно было существовать время, в котором мира не было, т. е. пустое время.

Но в пустом времени невозможно возникновение какой бы то ни было вещи, так

как ни одна часть такого времени в сравнении с другой частью не заключает в

себе условия существования, отличного от условия несуществования. Поэтому

хотя некоторые ряды вещей и могут иметь начало в мире, но сам мир не может

иметь начала и, [следовательно], в отношении прошедшего времени бесконечен"

Это доказательство от противного, как и другие, прямо и бездоказательно

утверждает то, что оно должно было доказать. А именно оно принимает сначала

некое потустороннее наличного бытия мира, пустое время, но затем продолжает

точно так же и наличное бытие мира, выводя его за его пределы в это пустое

время, тем самым снимает это время и, следовательно, продолжает наличное

бытие до бесконечности. Мир есть некоторое наличное бытие; доказательство

подразумевает, что это наличное

бытие возникает и что возникновение имеет предшествующее [ему] во времени

условие. Но сам антитезис в том именно и состоит, что нет никакого

безусловного наличного бытия, никакой абсолютной границы и что наличное

бытие мира всегда требует некоторого предшествующего условия. Стало быть,

то, что подлежит доказательству, находится в доказательстве как допущение. -

Далее, доказательство ищет затем условия в пустом времени, а это означает,

что условие принимается как имеющее временный характер и, следовательно, как

наличное бытие и как нечто ограниченное. Стало быть, вообще принимается, что

мир как наличное бытие предполагает другое обусловленное наличное бытие во

времени и т. д. до бесконечности.

Доказательство бесконечности мира в пространстве таково же. В виде

доказательства от противного принимается пространственная конечность мира:

"В таком случае он находится в пустом неограниченном пространстве и имел бы

некоторое отношение к нему; но такое отношение мира к несуществующему

предмету есть ничто".

И здесь в доказательстве прямо берется в качестве предпосылки то, что

требуется доказать. [Здесь] прямо принимается, что ограниченный

пространственный мир находится в пустом пространстве и имеет к нему

некоторое отношение, т. е. что, с одной стороны, необходимо выходить за

пределы этого мира, в пустоту, в потустороннее мира и небытие этого мира,

но, с другой стороны, этот мир находится в отношении с пустым пространством,

т. е. имеет в нем продолжение, и, следовательно, дблжно представлять себе

потустороннее как наполненное наличное бытие мира. Бесконечность мира в

пространстве, провозглашаемая антитезисом, есть не что иное, как, с одной

стороны, пустое пространство и, с другой, отношение мира к нему, т. е.

продолжение мира в нем, наполнение его. Это противоречие - предположение,

что пространство одновременно и пусто и наполнено, - есть бесконечный

прогресс наличного бытия в пространстве. Само это противоречие, отношение

мира к пустому пространству, прямо кладется в основу доказательства.

Поэтому тезис и антитезис и доказательства их не что иное, как

противоположные утверждения, что имеется некоторая граница и что она вместе

с тем лишь снятая граница; что граница имеет нечто потустороннее, с чем,

однако, она находится в соотношении и куда необходимо выходить, переступая

ее, но где снова возникает такая граница, которая не есть граница.

Разрешение этих антиномий, как и предыдущих, трансцендентально, т. е. оно

состоит в утверждении, что пространство и время как формы созерцания

идеальны в том смысле, что мир в самом себе не находится в противоречии с

собой, не снимает себя; лишь сознание в своем созерцании и в соотношении

созерцания с рассудком и разумом есть противоречащая самой себе сущность.

Это слишком большая нежность по отношению к миру - удалить из него

противоречие, перенести, напротив, это противоречие в дух, в разум и

оставить его там неразрешенным. В самом же деле дух столь силен, что может

переносить противоречие, но он же и умеет разрешать его. Это, однако, вовсе

не значит, что так называемый мир (как бы его ни именовали - объективным ли,

реальным миром или, согласно трансцендентальному идеализму, субъективным

созерцанием и чувственностью, определяемой категориями рассудка) свободен

хоть где-нибудь от противоречия, но он не в состоянии выносить его и потому

подвержен возникновению и прохождению.

с) Бесконечность определенного количества (Die Unendlichkeit des Quantum)