Раздел 2. Величина (количество)
esse realiter idem 66. - И в самом деле, эти понятия отличаются друг от
друга лишь тем, что количество есть чистое определение мысли, а материя -
это же определение мысли во внешнем существовании. - "Я" (dem Ich) также
присуще определение чистого количества, поскольку "Я" есть абсолютное
становление иным, некоторое бесконечное отдаление или всестороннее
отталкивание к отрицательной свободе для-себя-бытия, однако такое
отталкивание, которое остается совершенно простой непрерывностью, -
непрерывностью всеобщности или у-себя-бытия, не прерываемой бесконечно
многообразными границами, содержанием ощущений, созерцаний и т. д. - Что
касается тех, кто возражает против понимания множества как простого единства
и кто кроме понятия, что каждое из "многих" есть то же самое, что и другое,
а именно "одно" из "многих" (поскольку здесь идет речь не о более
определенном "многом", о зеленом, красном и т. д., а о "многом",
рассматриваемом само по себе), требует еще и представления об этом единстве,
то они сколько угодно найдут такого рода представлений в тех непрерывностях,
которые дают в простом созерцании дедуцированное понятие количества как
имеющееся налицо.
Примечание 2
(Кантовская антиномия ограниченности и неограниченности мира во времени и
пространстве]
Мы уже упомянули выше, что кантовские антиномии - это изложения
противоположности конечного и бесконечного в более конкретном виде, в
применении к более специальным субстратам представления. Рассмотренная там
антиномия касалась противоположности между качественной конечностью и
бесконечностью. В другой антиномии, а именно в первой из четырех
космологических антиномий, рассматривается в большей мере количественная
граница в ее противоречиях. Я поэтому подвергну здесь исследованию эту
антиномию.
Она касается вопроса о том, ограничен ли или не ограничен мир во времени
и пространстве. - Можно было бы с одинаковым успехом рассматривать эту
противоположность и в отношении самих времени и пространства, ибо признаем
ли мы, что время и пространство суть отношения самих вещей, или же признаем,
что они лишь формы созерцания, - это ничего не меняет по отношению к
антиномичности приписываемой им ограниченности или неограниченности.
Более подробный разбор этой антиномии покажет также, что оба положения, а
равно и доказательства их, которые, как и рассмотренные выше, ведутся от
противного, сводятся не к чему иному, как к двум следующим простым,
противоположным утверждениям: граница существует и должно переступать
границу.
Тезис гласит:
"Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве".
Одна часть доказательства, та, которая касается времени, принимает
противное:
"Допустим, что мир не имеет начала во времени, тогда до всякого данного
момента времени протекла вечность и, стало быть, прошел бесконечный ряд
следующих друг за другом состояний вещей в мире. Но бесконечность ряда
именно в том и состоит, что он никогда не может быть закончен путем
последовательного синтеза. Стало быть, бесконечный прошедший мировой ряд
невозможен; значит, начало мира есть необходимое условие его существования,
что и требовалось доказать" .
Другая часть доказательства, касающаяся пространства, сводится к времени.
Синтез частей бесконечного в пространстве мира потребовал бы бесконечного
времени, которое должно было бы рассматриваться как протекшее, поскольку мир
в пространстве следует рассматривать не как нечто становящееся, а как
завершенное данное. Но относительно времени показано в первой части
доказательства, что невозможно принимать бесконечное протекшее время.
Однако сразу видно, что не было никакой нужды вести доказательство от
противного или даже вообще вести доказательство, так как в нем лежит в
основе то, что должно было быть доказано. А именно, в нем принимается
некоторый или любой данный момент времени, до которого протекла вечность
(вечность имеет здесь лишь ничтожный смысл некоторого дурно-бесконечного
времени). Но данный момент времени означает не что иное, как некую
определенную границу во времени. В доказательстве, следовательно,
подразумевается граница времени как действительная. Но это и есть именно то,
что должно было быть доказано. Ведь тезис состоит в том, что мир имеет
начало во времени.
[Здесь] имеется лишь та разница, что допущенная граница времени есть
некоторое "теперь" как конец протекшего до этого времени, а та граница,
наличие которой требуется доказать, есть "теперь" как начало некоторого
будущего. Но эта разница несущественна. "Теперь" принимается как точка, в
которой прошел бесконечный ряд следующих друг за другом состояний вещей в
мире, следовательно, как конец, как качественная граница. Если бы это
"теперь" рассматривалось лишь как количественная граница, которая текуча и
которую не только должно переступить, но которая скорее и состоит лишь в
том, что она переступает самое себя, то оказалось бы, что бесконечный
временной ряд в ней не прошел, а продолжает идти, и рассуждение
доказательства отпало бы. Напротив, [в кантовском доказательстве] момент
времени принят как качественная граница для прошлого, но в то же время он
начало для будущего, - ибо сам по себе каждый момент времени есть
соотношение прошлого и будущего, - он равным образом есть абсолютное, т. е.
абстрактное начало для будущего, т. е. то, что должно было быть доказано.
Дело отнюдь не меняется от того, что до будущего указанного момента времени
и до начала этого будущего имеется уже некоторое прошлое; так как этот
момент времени есть качественная граница - а необходимость принимать его за
качественную границу вытекает из определения завершенного, протекшего,
следовательно, не продолжающегося, - то время в нем прервано и это прошлое
оказывается лишенным соотношения с тем временем, которое могло быть названо
будущим лишь в отношении этого прошедшего и которое поэтому без такого
соотношения есть лишь время вообще, имеющее абсолютное начало. Но если бы
оно - как это в самом деле и есть-через "теперь", через данный момент
времени находилось в соотношении с прошедшим, если бы оно, следовательно,
было определено как будущее, то, с другой стороны, и этот момент времени не
был бы границей, бесконечный временной ряд продолжался бы в том, что
называлось будущим, и не был бы, как это приняло [доказательство], завершен.
На самом деле время есть чистое количество; используемый в доказательстве
"момент времени", в котором время якобы прерывается, есть скорее лишь
снимающее себя для-себя-бытие самого "теперь". Доказательство делает лишь
одно: утверждаемую тезисом абсолютную границу времени оно представляет как
некий данный момент времени и прямо принимает, что он завершен, т. е. что он
есть абстрактная точка; это - общепринятое определение, которое чувственное
представление легко принимает за границу, вследствие чего в доказательстве
признается как допущение то, что до этого было приведено как требующее
доказательства.
Антитезис гласит:
"Мир не имеет начала [во времени] и границ в пространстве; он бесконечен
и во времени, и в пространстве".
Доказательство антитезиса также исходит из допущения противного:
"Допустим, что мир имеет начало [во времени]. Так как начало есть
существование, которому предшествует время, когда вещи не было, то когда-то
должно было существовать время, в котором мира не было, т. е. пустое время.
Но в пустом времени невозможно возникновение какой бы то ни было вещи, так
как ни одна часть такого времени в сравнении с другой частью не заключает в
себе условия существования, отличного от условия несуществования. Поэтому
хотя некоторые ряды вещей и могут иметь начало в мире, но сам мир не может
иметь начала и, [следовательно], в отношении прошедшего времени бесконечен"
Это доказательство от противного, как и другие, прямо и бездоказательно
утверждает то, что оно должно было доказать. А именно оно принимает сначала
некое потустороннее наличного бытия мира, пустое время, но затем продолжает
точно так же и наличное бытие мира, выводя его за его пределы в это пустое
время, тем самым снимает это время и, следовательно, продолжает наличное
бытие до бесконечности. Мир есть некоторое наличное бытие; доказательство
подразумевает, что это наличное
бытие возникает и что возникновение имеет предшествующее [ему] во времени
условие. Но сам антитезис в том именно и состоит, что нет никакого
безусловного наличного бытия, никакой абсолютной границы и что наличное
бытие мира всегда требует некоторого предшествующего условия. Стало быть,
то, что подлежит доказательству, находится в доказательстве как допущение. -
Далее, доказательство ищет затем условия в пустом времени, а это означает,
что условие принимается как имеющее временный характер и, следовательно, как
наличное бытие и как нечто ограниченное. Стало быть, вообще принимается, что
мир как наличное бытие предполагает другое обусловленное наличное бытие во
времени и т. д. до бесконечности.
Доказательство бесконечности мира в пространстве таково же. В виде
доказательства от противного принимается пространственная конечность мира:
"В таком случае он находится в пустом неограниченном пространстве и имел бы
некоторое отношение к нему; но такое отношение мира к несуществующему
предмету есть ничто".
И здесь в доказательстве прямо берется в качестве предпосылки то, что
требуется доказать. [Здесь] прямо принимается, что ограниченный
пространственный мир находится в пустом пространстве и имеет к нему
некоторое отношение, т. е. что, с одной стороны, необходимо выходить за
пределы этого мира, в пустоту, в потустороннее мира и небытие этого мира,
но, с другой стороны, этот мир находится в отношении с пустым пространством,
т. е. имеет в нем продолжение, и, следовательно, дблжно представлять себе
потустороннее как наполненное наличное бытие мира. Бесконечность мира в
пространстве, провозглашаемая антитезисом, есть не что иное, как, с одной
стороны, пустое пространство и, с другой, отношение мира к нему, т. е.
продолжение мира в нем, наполнение его. Это противоречие - предположение,
что пространство одновременно и пусто и наполнено, - есть бесконечный
прогресс наличного бытия в пространстве. Само это противоречие, отношение
мира к пустому пространству, прямо кладется в основу доказательства.
Поэтому тезис и антитезис и доказательства их не что иное, как
противоположные утверждения, что имеется некоторая граница и что она вместе
с тем лишь снятая граница; что граница имеет нечто потустороннее, с чем,
однако, она находится в соотношении и куда необходимо выходить, переступая
ее, но где снова возникает такая граница, которая не есть граница.
Разрешение этих антиномий, как и предыдущих, трансцендентально, т. е. оно
состоит в утверждении, что пространство и время как формы созерцания
идеальны в том смысле, что мир в самом себе не находится в противоречии с
собой, не снимает себя; лишь сознание в своем созерцании и в соотношении
созерцания с рассудком и разумом есть противоречащая самой себе сущность.
Это слишком большая нежность по отношению к миру - удалить из него
противоречие, перенести, напротив, это противоречие в дух, в разум и
оставить его там неразрешенным. В самом же деле дух столь силен, что может
переносить противоречие, но он же и умеет разрешать его. Это, однако, вовсе
не значит, что так называемый мир (как бы его ни именовали - объективным ли,
реальным миром или, согласно трансцендентальному идеализму, субъективным
созерцанием и чувственностью, определяемой категориями рассудка) свободен
хоть где-нибудь от противоречия, но он не в состоянии выносить его и потому
подвержен возникновению и прохождению.
с) Бесконечность определенного количества (Die Unendlichkeit des Quantum)
- Гегель г.В.Ф. Наука логики
- 1. Единство бытия и ничто
- 2. Моменты становления (Momente des Werdens)
- 3. Снятие становления (Aufheben des Werdens)
- 2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
- 1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится
- 2. Наполнение в-себе-бытия определенностью также отлично от той
- 3. Бытие-для-иного есть неопределенная, утвердительная общность нечто со
- Idees etc ). Стало быть, не только вечные истины и идеи (сущности) вещей, но
- 1. Количество содержит оба момента - непрерывность и дискретность. Оно
- 2. Непосредственное количество есть непрерывная величина. Но количество
- 2. Ближайшее определение - равенство считываемых чисел. Благодаря этому
- 3. Оба числа, которые определены одно относительно другого как единица и
- 5), Платон говорил, что помимо чувственного и идей посередине между ними
- 2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая
- 3. В числе определенное количество положено в своей полной
- Раздел 2. Величина (количество)
- 1. Бесконечное определенное количество как бесконечно большое или
- 1 (Единицей), потому что приращение всегда встречается в разложении только
- X/y . Уравнение есть уравнение кривой, а это отношение, целиком зависящее от
- 357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
- 2At есть часть движения как некоторой суммы, дает ложную видимость положения
- 3. Согласно этому, оба они составляют, собственно говоря, лишь одно
- 1. Отношение, как оно получилось теперь, есть снятое прямое отношение;
- 2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
- 3. Но тем самым получился переход обратного отношения в другое
- 1. Определенное количество, полагающее себя в своем инобытии
- 2. Степенное отношение представляется сначала внешним изменением,
- 1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
- 1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его
- 2. Но что изменение, выступающее как чисто количественное, переходит
- 3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
- 1. Качественная, в себе определенная сторона определенного количества
- 2. В мере появляется сущностное определение переменной величины, ибо она
- 2. Непосредственно определенный квант, как таковой, хотя вообще он как
- 3. Мера определилась тем самым как специфицированное отношение величин,
- 1. Если бы нечто, соединяемое с иным, а также и это иное, было бы тем,
- 2. Это соединение с несколькими [нечто ], которые также суть в самих себе
- 3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное
- 1. Редукцией считавшихся сначала самостоятельными отношений меры [к
- 2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не
- 3. А именно каждое качество вступает внутри каждой стороны в соотношение
- 1. Бытие есть видимость. Бытие видимости состоит единственно лишь в
- 2. Видимость, следовательно, содержит некоторую непосредственную
- 1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
- 2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
- 2. Положенность еще не есть определение рефлексии; она лишь
- 3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
- 1. Сущность есть простая непосредственность как снятая
- 2. Это тождество есть прежде всего сама сущность, а еще не ее
- 2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,
- 2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней
- 3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
- 3. Противоположность (Der Gegensatz)
- 1. Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты; в разности они
- 2. Противоречие разрешается.
- 3. С этой положительной стороны, с которой самостоятельность как
- 1. Сущность, становится материей, когда ее рефлексия определяет себя так,
- 2. Поэтому форма определяет материю, а материя определяется формой. - Так
- 3. Форма, поскольку она предполагает материю как свое иное, конечна. Она
- 1. В реальном основании основание как содержание и основание как
- 2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.
- 3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания;
- 1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что
- 2. Нечто есть не через свое условие; его условие - это не его основание.
- 3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
- Vervollstandigt sich zur Erscheinung).
- In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
- 1. Вещь-в-себе - это существующее как существенное непосредственное,
- 2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,
- 3. Эта внешняя рефлексия есть теперь отношение вещей-в-себе друг к другу,
- 1. Явление - это существующее, опосредствованное своим отрицанием,
- 2. Следовательно, закон - это положительное в опосредство-вании
- 3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления
- 1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
- 2. В себе и для себя сущий мир есть тотальность существования; вне его
- 2" Это отношение содержит, стало быть, самостоятельность сторон и точно
- 1. Отношение между целым и частями есть непосредственное отношение;
- 2. Таким образом, они разные определения формы, имеющие тождественную
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего - это
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего-это
- 3. Эта действительность не первая, а рефлектированная действительность,
- 1. Та необходимость, которая выявилась [здесь], формальна, так как ее
- 2. Эта возможность как в-себе-бытие реальной действительности сама есть
- 3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
- 1. Причина первоначальна по отношению к действию. - Субстанция как мощь
- 2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
- 2. Но определенность отношения причинности, состоящая в том, что
- 3. Теперь следует посмотреть, чтб получилось в результате движения
- 1. Субстанция как абсолютная мощь или соотносящаяся с собой
- 2. Второй момент - это для-себя-бытие, иначе говоря, то, что мощь
- 3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
- Ich denke), или самосознания. - Это положение составляет так называемую
- 83) Начинает обсуждать в отношении логики старый и знаменитый вопрос: что
- 1. Поэтому единичность являет себя прежде всего как рефлексия понятия в
- 2. Но единичность - это не только возвращение понятия в само себя, но
- 1 Субъект и предикат, как было указано, суть прежде всего имена
- 2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
- 3. Если оба предложения - формы и содержания:
- 1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
- 2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное
- 3. Особенность, оказавшаяся положительным определением отрицательного
- 35, То этот род имеет в самом себе определенность, составляющую принцип его
- 1. Умозаключение, каково оно непосредственно, имеет своими моментами
- 2. В непосредственном рассудочном умозаключении термины имеют форму
- 3. Определения умозаключения суть определения содержания, поскольку они
- 1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто
- 2. Но термины пока еще непосредственные определенности;
- 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
- 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной
- 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но
- 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет
- 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два
- 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. Е. ]
- 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
- 1 Умозаключение общности есть совершенное рассудочное умозаключение, но
- 2. Но это рефлективное совершенство умозаключения делает его именно
- 3. При рассмотрении умозаключения наличного бытия из понятия
- 1. Умозаключение общности подпадает под схему первой фигуры: е-о-в,
- 2 Вторая фигура формального умозаключения (b-e-o) потому не
- 3. Индукция - это скорее по существу своему еще субъективное
- 1. Это умозаключение имеет своей абстрактной схемой третью фигуру
- 2. Аналогия тем поверхностнее, чем в большей мере то всеобщее, в котором
- 1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками
- 2. Это умозаключение как первое и тем самым непосредственное
- 3. Но в этом умозаключении субъективно еще то, что указанное тождество
- 1. Гипотетическое суждение содержит лишь небходимое соотношение без
- 2. Прежде всего соотношение гипотетического суждения есть необходимость,
- 3. Гипотетическим умозаключением представлено прежде всего необходимое
- 2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в
- 3. Так как определенность одного объекта заключена в другом объекте то
- 1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного
- 2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их
- 3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.
- 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты
- 3. Тем самым эти объекты-стихии освобождены от химической напряженности;
- 1 В своем соотношении со средством цель уже рефлектирована в себя- но ее
- 2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
- 3. Тем самым получается в результате, что внешняя целесообразность,
- 1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
- 2. Этот процесс, присущий живой индивидуальности, ограничен ею самой и
- 3. Только что рассмотренная идея и есть понятие живого субъекта и его
- 1. Дефиниция (Die Definition)
- 2. Членение (Die Einteilung)
- 2. Опосредствование, которое должно быть теперь рассмотрено подробнее,
- 76. Против этого плоского взгляда необходимо прибегнуть к "плоскому
- 1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
- 2. Конкретная тотальность, образующая начало, имеет, как таковая, в самой