logo
gegel_fridrih_nauka_logiki

1. В реальном основании основание как содержание и основание как

отношение суть лишь основы. Первое лишь положено как существенное и как

основание; отношение же есть то нечто, которое составляет основанное как

неопределенный субстрат разного содержания, его связь, которая есть не его

собственная рефлексия, а внешняя и, стало быть, только положенная рефлексия.

Реальное отношение основания есть поэтому скорее основание как снятое

основание; оно, стало быть, составляет скорее сторону основанного или

положенности. Но как положенность само основание возвратилось теперь в свое

основание; оно теперь нечто основанное, имеющее другое основание. Последнее

определяет себя тем самым так, что оно, во-первых, тождественно с реальным

основанием как со своим основанным; обе стороны имеют сообразно с этим

определением одно и то же содержание; оба определения содержания и их связь

в [данном] нечто также находятся в новом основании. Но во-вторых, новое

основание, в которое перешла, сняв себя, указанная лишь положенная внешняя

связь, есть как ее рефлексия в себя абсолютное соотношение обоих определений

содержания.

Возвращение самого реального основания в свое основание приводит к

восстановлению в нем тождества основания и основанного или к восстановлению

формального основания. Возникшее [вновь] отношение основания есть поэтому

полное отношение, содержащее в себе вместе и формальное, и реальное

основание и опосредствующее те определения содержания, которые в реальном

основании непосредственны по отношению друг к другу.