2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
определенному, противостоит субстанция как неположенное первоначальное
(Ursprungliches). Так как она как абсолютная мощь есть возвращение в себя,
но само это возвращение есть процесс определения, то она уже не есть простое
"в-себе" своей акциденции, но и положена как это в-себе-бытие. Вот почему
субстанция обладает действительностью лишь как причина. Но эта
действительность, заключающаяся в том, что в-себе-бытие субстанции, ее
определенность внутри отношения субстанциальности теперь положена как
определенность, - эта действительность есть действие; поэтому ту
действительность, которую субстанция имеет как причина, она имеет лишь в
своем действии. - Это та необходимость, которая есть причина. - Она
действительная субстанция, так как субстанция как мощь определяет самое
себя; но она в то же время причина, так как она развертывает эту
определенность или полагает ее как положенность; таким образом, она полагает
свою действительность как положенность или как действие. Действие - это иное
причины, положенность в противоположность первоначальному, и оно
опосредствовано первоначальным. Но как необходимость причина в то же время
снимает этот процесс своего опосредствования и есть в процессе определения
себя самой (как первоначально соотносящееся с собой в противоположность
опосредствованному) возвращение в себя, ибо положенность определена как
положенность, стало быть, тождественна с собой; поэтому лишь в своем
действии причина есть истинно действительное и тождественное с собой. -
Действие потому необходимо, что именно в нем обнаруживает себя причина,
иначе говоря, оно та необходимость, которая есть причина. - Лишь как эта
необходимость причина движет самое себя, начинает спонтанно, не будучи
побуждена чем-то иным, и есть самостоятельный источник самопорождения; она
должна действовать, ее первоначальность состоит в том, что ее
рефлексия-в-себя есть определяющее полагание и что, наоборот, и то и другое
- одно единство.
Поэтому действие не содержит вообще ничего, что не содержится в причине,
и, наоборот, причина не содержит ничего, чего нет в ее действии. Причина
есть причина лишь постольку, поскольку она порождает действие; и причина-это
только определение: иметь действие, а действие - это лишь определение: иметь
причину. В самой причине, как таковой, заключается ее действие, а в самом
действии - причина; если бы причина еще не действовала или если бы она
перестала действовать, то она не была бы причиной, и действие, поскольку его
причина исчезла, уже не действие, а есть безразличная действительность.
3. Итак, в этом тождестве причины и действия снята та форма, которой они
различаются между собой как в себе сущее и как положенность. Причина угасает
в своем действии; тем самым угасло и действие, ибо оно лишь определенность
причины. Стало быть, эта угасшая в действии причинность есть
непосредственность, которая безразлична к отношению причины и действия и в
которой это отношение имеется внешним образом.
в) Определенное отношение причинности
1. Тождество причины с собой в ее действии - это снятие ее мощи и
отрицательности и потому безразличное к различиям формы единство,
содержание. - Вот почему содержание лишь в себе соотнесено с формой, в
данном случае - с причинностью. Тем самым они положены как разные, и форма
по отношению к содержанию есть лишь непосредственно действительная форма,
случайная причинность.
Далее, содержание, взятое таким образом как нечто определенное, - это
разное содержание в самом себе; и причина, а тем самым и действие определены
по своему содержанию. - Так как рефлектированность есть здесь также
непосредственная действительность, то содержание есть действительная, но
конечная субстанция.
Таково теперь отношение причинности в своей реальности и конечности. Как
формальное оно бесконечное отношение абсолютной мощи, содержанием которой
служит чистое обнаружение себя или необходимость. Напротив, как конечная
причинность оно имеет то или иное данное содержание и развивается как
внешнее различие в тождественном, которое в своих определениях есть одна и
та же субстанция.
Благодаря такому тождеству содержания эта причинность есть аналитическое
положение. Одна и та же вещь выступает в одном случае как причина, а в
другом - как действие, там - как собственная ее устойчивость, здесь - как
положенность или определение в чем-то ином. Так как эти определения формы
суть внешняя рефлексия, то, когда определяют то или иное явление как
действие и восходят от него к его причине, для того чтобы постичь и
объяснить его, это по существу (der Sache nach) - тавтологическое
рассмотрение, осуществляемое субъективным рассудком; дважды повторяется лишь
одно и то же содержание; в причине не имеется ничего, чего нет в действии. -
Например, дождь - причина сырости, которая есть его действие; "дождь дает
влагу", это - аналитическое предложение; та же вода, которая составляет
дождь, и есть влага; как дождь эта вода имеется в форме отдельной вещи, а
как сырость или влажность она прилагательное, нечто положенное, которое, как
предполагают, уже не имеет своей устойчивости в самом себе; и то и другое
определение одинаково внешни воде. - Подобным же образом причина вот этого
цвета - нечто окрашивающее, пигмент, который есть одна и та же
действительность, выступающая в одном случае во внешней ей форме чего-то
действующего, т. е. как внешне связанная с отличным от нее действующим, а во
втором случае - в столь же внешнем для нее определении действия. - Причина
того или иного поступка - внутреннее убеждение действующего субъекта,
которая как внешнее наличное бытие, приобретаемое этим убеждением благодаря
деиствованию, есть то же содержание и та же ценность. Если движение
какого-либо тела рассматривается как действие, то причина его - некоторая
толкающая сила; но и до и после толчка имеется одно и то же количество
движения, одно и то же существование, содержавшееся в толкающем теле и
сообщенное им толкаемому телу; и сколько оно сообщает, столько же оно само и
теряет.
Причина, например живописец или толкающее тело, имеет, правда, еще и
другое содержание: живописец - помимо красок и их формы, соединяющей краски
для [создания] картины, а толкающее тело - помимо движения определенной силы
и определенного направления. Но это другое содержание - случайный придаток,
не касающийся причины; какие бы другие качества живописец ни имел независимо
от того, что он живописец данной картины, это не входит в картину; лишь те
из его свойств, которые представлены в действии, присущи ему как причине; по
остальным же своим свойствам он не причина. Точно так же, есть ли толкающее
тело камень или дерево, зеленое ли оно, желтое и т. п., это не входит в его
толчок, и в этом смысле оно не причина.
По поводу этой тавтологичности отношения причинности следует отметить,
что оно не кажется содержащим тавтологию в тех случаях, когда указываются не
ближайшие, а отдаленные причины, действия. Изменение формы, претерпеваемое
лежащей в основании сутью в этом прохождении через многие промежуточные
звенья, скрывает тождество, сохраняющееся при этом самой вещью. В то же
время в этом умножении причин, вклинивающихся между ней и последним
действием, она связывается с другими вещами и обстоятельствами, так что не
то первое, которое объявляется причиной, а лишь все эти многие причины,
вместе взятые, содержат полное действие. - Так, например, если для человека
сложились такие обстоятельства, при которых развился его талант вследствие
того, что он потерял своего отца, убитого пулей в сражении, то можно указать
на этот выстрел (или, если идти еще дальше назад, на войну или на причину
войны и т. д. до бесконечности) как на причину искусности этого человека. Но
ясно, что, например, не этот выстрел сам по себе есть причина, а причиной
служит лишь сочетание его с другими действующими определениями. Или, вернее,
выстрел этот вообще не причина, а лишь отдельный момент, относящийся к
обстоятельствам возможности.
Затем следует главным образом обратить еще внимание на неуместное
применение отношения причинности к отношениям [в сфере ] физико-органической
и духовной жизни. То, что называется причиной, оказывается здесь, конечно,
имеющим другое содержание, чем действие, но это потому, что то, чтб
действует на живое, определяется, изменяется и преобразуется этим живым
самостоятельно, ибо живое не дает причине вызвать ее действие, т. е. снимает
ее как причину. Так, недозволительно говорить, что пища есть причина крови
или что такие-то кушанья или холод, сырость - причины лихорадки и т. п.; так
же недопустимо указывать на климат Ионии как на причину творений Гомера или
на честолюбие Цезаря как на причину падения республиканского строя в Риме.
Вообще в истории действуют и определяют друг друга духовные массы и
индивиды; природе же духа еще в более высоком смысле, чем характеру живого
вообще, свойственно скорее не принимать в себя другого первоначального,
иначе говоря, не допускать в себе продолжения какой-либо причины, а
прерывать и преобразовывать ее. - Но такого рода отношения принадлежат идее
и должны быть рассмотрены лишь при анализе ее. - Здесь же можно еще
отметить, что, поскольку допускается отношение причины и действия хотя бы и
не в собственном смысле, действие не может быть больше, чем причина, ибо
действие есть не более как обнаружение себя причины. В истории стало обычным
остроумное изречение, что из малых причин происходят большие действия, и
поэтому для объяснения значительного и серьезного события приводят
какой-нибудь анекдот как первую причину. Такая так называемая причина должна
рассматриваться лишь как повод, лишь как внешнее возбуждение, в котором
внутренний дух события мог бы и не нуждаться или вместо которого он мог бы
воспользоваться бесчисленным множеством других поводов, чтобы начать с них в
явлении, пробить себе путь и обнаружить себя. Скорее наоборот, только самим
этим внутренним духом события нечто само по себе мелкое и случайное было
определено как его повод. Эта живопись истории в стиле арабесок, создающая
из тонкого стебля большой образ, есть поэтому хотя и остроумная, но в высшей
степени поверхностная трактовка. Правда, в этом возникновении великого из
малого имеет место вообще переворачивание внешнего, совершаемое духом, но
именно поэтому внешнее не есть причина внутри духа, иначе говоря, само это
переворачивание снимает отношение причинности.
- Гегель г.В.Ф. Наука логики
- 1. Единство бытия и ничто
- 2. Моменты становления (Momente des Werdens)
- 3. Снятие становления (Aufheben des Werdens)
- 2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
- 1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится
- 2. Наполнение в-себе-бытия определенностью также отлично от той
- 3. Бытие-для-иного есть неопределенная, утвердительная общность нечто со
- Idees etc ). Стало быть, не только вечные истины и идеи (сущности) вещей, но
- 1. Количество содержит оба момента - непрерывность и дискретность. Оно
- 2. Непосредственное количество есть непрерывная величина. Но количество
- 2. Ближайшее определение - равенство считываемых чисел. Благодаря этому
- 3. Оба числа, которые определены одно относительно другого как единица и
- 5), Платон говорил, что помимо чувственного и идей посередине между ними
- 2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая
- 3. В числе определенное количество положено в своей полной
- Раздел 2. Величина (количество)
- 1. Бесконечное определенное количество как бесконечно большое или
- 1 (Единицей), потому что приращение всегда встречается в разложении только
- X/y . Уравнение есть уравнение кривой, а это отношение, целиком зависящее от
- 357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
- 2At есть часть движения как некоторой суммы, дает ложную видимость положения
- 3. Согласно этому, оба они составляют, собственно говоря, лишь одно
- 1. Отношение, как оно получилось теперь, есть снятое прямое отношение;
- 2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
- 3. Но тем самым получился переход обратного отношения в другое
- 1. Определенное количество, полагающее себя в своем инобытии
- 2. Степенное отношение представляется сначала внешним изменением,
- 1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
- 1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его
- 2. Но что изменение, выступающее как чисто количественное, переходит
- 3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
- 1. Качественная, в себе определенная сторона определенного количества
- 2. В мере появляется сущностное определение переменной величины, ибо она
- 2. Непосредственно определенный квант, как таковой, хотя вообще он как
- 3. Мера определилась тем самым как специфицированное отношение величин,
- 1. Если бы нечто, соединяемое с иным, а также и это иное, было бы тем,
- 2. Это соединение с несколькими [нечто ], которые также суть в самих себе
- 3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное
- 1. Редукцией считавшихся сначала самостоятельными отношений меры [к
- 2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не
- 3. А именно каждое качество вступает внутри каждой стороны в соотношение
- 1. Бытие есть видимость. Бытие видимости состоит единственно лишь в
- 2. Видимость, следовательно, содержит некоторую непосредственную
- 1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
- 2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
- 2. Положенность еще не есть определение рефлексии; она лишь
- 3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
- 1. Сущность есть простая непосредственность как снятая
- 2. Это тождество есть прежде всего сама сущность, а еще не ее
- 2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,
- 2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней
- 3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
- 3. Противоположность (Der Gegensatz)
- 1. Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты; в разности они
- 2. Противоречие разрешается.
- 3. С этой положительной стороны, с которой самостоятельность как
- 1. Сущность, становится материей, когда ее рефлексия определяет себя так,
- 2. Поэтому форма определяет материю, а материя определяется формой. - Так
- 3. Форма, поскольку она предполагает материю как свое иное, конечна. Она
- 1. В реальном основании основание как содержание и основание как
- 2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.
- 3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания;
- 1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что
- 2. Нечто есть не через свое условие; его условие - это не его основание.
- 3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
- Vervollstandigt sich zur Erscheinung).
- In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
- 1. Вещь-в-себе - это существующее как существенное непосредственное,
- 2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,
- 3. Эта внешняя рефлексия есть теперь отношение вещей-в-себе друг к другу,
- 1. Явление - это существующее, опосредствованное своим отрицанием,
- 2. Следовательно, закон - это положительное в опосредство-вании
- 3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления
- 1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
- 2. В себе и для себя сущий мир есть тотальность существования; вне его
- 2" Это отношение содержит, стало быть, самостоятельность сторон и точно
- 1. Отношение между целым и частями есть непосредственное отношение;
- 2. Таким образом, они разные определения формы, имеющие тождественную
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего - это
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего-это
- 3. Эта действительность не первая, а рефлектированная действительность,
- 1. Та необходимость, которая выявилась [здесь], формальна, так как ее
- 2. Эта возможность как в-себе-бытие реальной действительности сама есть
- 3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
- 1. Причина первоначальна по отношению к действию. - Субстанция как мощь
- 2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
- 2. Но определенность отношения причинности, состоящая в том, что
- 3. Теперь следует посмотреть, чтб получилось в результате движения
- 1. Субстанция как абсолютная мощь или соотносящаяся с собой
- 2. Второй момент - это для-себя-бытие, иначе говоря, то, что мощь
- 3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
- Ich denke), или самосознания. - Это положение составляет так называемую
- 83) Начинает обсуждать в отношении логики старый и знаменитый вопрос: что
- 1. Поэтому единичность являет себя прежде всего как рефлексия понятия в
- 2. Но единичность - это не только возвращение понятия в само себя, но
- 1 Субъект и предикат, как было указано, суть прежде всего имена
- 2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
- 3. Если оба предложения - формы и содержания:
- 1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
- 2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное
- 3. Особенность, оказавшаяся положительным определением отрицательного
- 35, То этот род имеет в самом себе определенность, составляющую принцип его
- 1. Умозаключение, каково оно непосредственно, имеет своими моментами
- 2. В непосредственном рассудочном умозаключении термины имеют форму
- 3. Определения умозаключения суть определения содержания, поскольку они
- 1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто
- 2. Но термины пока еще непосредственные определенности;
- 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
- 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной
- 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но
- 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет
- 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два
- 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. Е. ]
- 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
- 1 Умозаключение общности есть совершенное рассудочное умозаключение, но
- 2. Но это рефлективное совершенство умозаключения делает его именно
- 3. При рассмотрении умозаключения наличного бытия из понятия
- 1. Умозаключение общности подпадает под схему первой фигуры: е-о-в,
- 2 Вторая фигура формального умозаключения (b-e-o) потому не
- 3. Индукция - это скорее по существу своему еще субъективное
- 1. Это умозаключение имеет своей абстрактной схемой третью фигуру
- 2. Аналогия тем поверхностнее, чем в большей мере то всеобщее, в котором
- 1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками
- 2. Это умозаключение как первое и тем самым непосредственное
- 3. Но в этом умозаключении субъективно еще то, что указанное тождество
- 1. Гипотетическое суждение содержит лишь небходимое соотношение без
- 2. Прежде всего соотношение гипотетического суждения есть необходимость,
- 3. Гипотетическим умозаключением представлено прежде всего необходимое
- 2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в
- 3. Так как определенность одного объекта заключена в другом объекте то
- 1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного
- 2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их
- 3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.
- 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты
- 3. Тем самым эти объекты-стихии освобождены от химической напряженности;
- 1 В своем соотношении со средством цель уже рефлектирована в себя- но ее
- 2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
- 3. Тем самым получается в результате, что внешняя целесообразность,
- 1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
- 2. Этот процесс, присущий живой индивидуальности, ограничен ею самой и
- 3. Только что рассмотренная идея и есть понятие живого субъекта и его
- 1. Дефиниция (Die Definition)
- 2. Членение (Die Einteilung)
- 2. Опосредствование, которое должно быть теперь рассмотрено подробнее,
- 76. Против этого плоского взгляда необходимо прибегнуть к "плоскому
- 1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
- 2. Конкретная тотальность, образующая начало, имеет, как таковая, в самой