3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
будучи, таким образом, в своем снятии самоотталкиванием этого снятия внутрь
самого себя, отрицание реальной возможности есть реальная необходимость.
То, что необходимо, не может быть иным; но то, что вообще возможно,
вполне может быть иным; ибо возможность - это в-себе-бытие, которое есть
только положенность и потому по существу своему - инобытие. Формальная
возможность есть это тождество как переход во всецело иное; реальная же
возможность, так как она имеет в самой себе другой момент, действительность,
уже сама есть необходимость. Вот почему то, что реально возможно, уже не
может быть иным; при таких-то условиях и обстоятельствах не может
последовать нечто иное. Реальная возможность и необходимость различны
поэтому лишь по видимости; необходимость - это тождество, которое не
становится еще, но уже предположено (vorausgesetzt) и лежит в основании.
Реальная необходимость есть поэтому содержательное отношение, ибо
содержание-это то в-себе-сущее тождество, которое безразлично к различиям
формы.
Но эта необходимость в то же время относительна - А именно, она имеет
предпосылку (Voraussetzung), с которой она начинает, свой исходный пункт она
имеет в случайном. Реально действительное, как таковое, есть именно
определенное действительное и имеет свою определенность как непосредст
венное бытие прежде всего в том, что оно многообразие существующих
обстоятельств; но это непосредственное бытие как определенность есть также и
свое отрицательное, есть в-себе-бытие или возможность; как такое оно
реальная возможность. Как это единство обоих моментов она тотальность формы,
но еще внешняя себе тотальность; она единство возможности и действительности
таким образом, что: 1) многообразное существование есть непосредственно или
положительно возможность, есть нечто возможное (тождественное с собой
вообще) потому, что существование есть нечто действительное; 2) поскольку
эта возможность существования положена, она определена как лишь возможность,
как непосредственное превращение действительности в свою противоположность,
иначе говоря, как случайность. Вот почему эта возможность, в которой как в
условии имеется непосредственная действительность, есть лишь в-себе-бытие
как возможность чего-то иного. Тем, что, как показано, это инобытие снимает
себя и эта положенность сама оказывается положенной, реальная возможность
становится, правда, необходимостью, однако необходимость тем самым начинает
с указанного выше еще нерефлектированного в себя единства возможного и
действительного; это пред-полагание и возвращающееся в себя движение еще
раздельны; иначе говоря, необходимость еще не определила себя из самой себя
как случайность.
Относительность реальной необходимости представлена в содержании таким
образом, что оно еще только безразличное к форме тождество и поэтому отлично
от нее и есть определенное содержание вообще. Ввиду этого реально
необходимое есть какая-то ограниченная действительность, которая из-за этой
ограниченности есть в другом отношении также лишь случайное.
Стало быть, реальная необходимость в себе есть на самом деле также
случайность. - Это являет себя прежде всего таким образом, что хотя реально
необходимое и есть по форме нечто необходимое, но по содержанию оно нечто
ограниченное, и содержание это придает ему характер случайного. Однако и в
форме реальной необходимости содержится случайность, ибо, как оказалось,
реальная возможность лишь в себе есть необходимое, положена же она как
инобытие действительности и возможности по отношению друг к другу. Реальная
необходимость содержит поэтому случайность; она возвращение в себя из
указанного беспокойного инобытия действительности и возможности по отношению
друг к другу, но она не возвращение к себе из самой себя.
Следовательно, в себе здесь имеется единство необходимости и случайности;
это единство следует назвать абсолютной действительностью.
С. АБСОЛЮТНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ (ABSOLUTE NOTWENDIGKEIT)
Реальная необходимость - это определенная необходимость;
в формальной необходимости еще нет никакого содержания и никакой
определенности. Определенность необходимости состоит в том, что в ней
имеется ее отрицание, случайность. Такой она оказалась.
Но эта определенность в своей первой простоте есть действительность;
определенная необходимость есть поэтому непосредственно действительная
необходимость. Эта действительность, которая сама, как таковая, необходима,
поскольку содержит необходимость как свое в-себе-бытие, есть абсолютная
действительность, действительность, которая уже не может быть иной, [чем она
есть], ибо ее в-себе-бытие - это не возможность, а сама необходимость.
Но тем самым эта действительность, ввиду того что она положена как
абсолютная, т. е. сама положена как единство себя и возможности, - это лишь
пустое определение; иначе говоря, она случайность. - Эта пустота ее
определения делает ее чистой возможностью, чем-то таким, что в такой же мере
может быть также и иным, [чем оно есть], и что может быть определено как
возможное. Но эта возможность сама есть абсолютная возможность, ибо она как
раз возможность быть определенной и как возможность, и как действительность.
Тем, что она такое безразличие к самой себе, она положена как пустое,
случайное определение.
Таким образом, реальная необходимость содержит случайность не только в
себе, случайность также становится в ней; но это становление как то, что
внешне, само есть лишь в-себе-бытие этой необходимости, так как оно лишь
непосредственно определено (ist ein uninittelbares Bestimmtsein). Но оно не
только таково, оно собственное становление необходимости, иначе говоря,
предположение, которое она имела, есть ее собственное полагание. Ибо как
реальная необходимость она снятость действительности в возможности, и
наоборот; поскольку она это простое превращение одного из этих моментов в
другой, она также их простое положительное единство, так как каждый из них,
как оказалось, сливается в другом лишь с самим собой. Но таким образом она
действительность, однако такая действительность, которая дана лишь как это
простое слияние формы с самой собой. Отрицательное полагание ею этих
моментов тем самым само есть пред-полагание, иначе говоря, полагание ее
самой как снятой или полагание непосредственности.
Но именно этим указанная действительность определена как отрицательное;
она слияние с собой [как выхождение] из той действительности, которая была
реальной возможностью; следовательно, эта новая действительность возникает
лишь из своего в-себе-бытия, из отрицания самой себя. - Тем самым она в то
же время непосредственно определена как возможность, как то, что
опосредствовано своим отрицанием. Однако эта возможность тем самым есть
непосредственно не что иное, как тот процесс опосредствования, в котором
в-себе-бытие (т. е. она сама) и непосредственность одинаково суть
положенность. - Таким образом, именно необходимость есть в такой же мере
снятие этой положен-ности или полагание непосредственности и в-себе-бытия, в
какой она именно поэтому есть процесс определения этого снятия как
положенмости. Вот почему она сама определяет себя как случайность,
отталкивает себя в своем бытии от себя, в самом этом отталкивании лишь
возвратилась в себя и в этом возвращении как в своем бытии оттолкнула себя
от самой себя.
Так форма, реализуя себя, проникла собой все свои различия и сделалась
прозрачной, и как абсолютная необходимость она лишь это простое тождество
бытия с самим собой в своем отрицании или в сущности. - Само различие между
содержанием и формой также исчезло, ибо указанное единство возможности в
действительности и наоборот - это форма, безразличная к самой себе в своей
определенности или в положенное, - содержательная суть (inhaltsvolle Sache),
для которой форма необходимости была чем-то внешним. Но таким образом она
это рефлектирован-ное тождество обоих определений как безразличное к ним,
тем самым она формальное определение в-себе-бытия в противоположность
положенности, и эта возможность составляет ограниченность содержания,
которым обладала реальная необходимость. Растворение же этого различия есть
абсолютная необходимость, содержание которой составляет это различие,
проникающее себя в ней.
Следовательно, абсолютная необходимость - это истина, в которую
возвращаются действительность и возможность вообще, равно как и формальная и
реальная необходимость. - Абсолютная необходимость, как оказалось, - это
бытие, которое в своем отрицании, в сущности, соотносится с собой и есть
бытие. Она в такой же мере простая непосредственность или чистое бытие, в
какой и простая рефлексия-в-себя или чистая сущность. Она такова, потому что
то и другое есть одно и то же. - Всецело необходимое есть лишь потому, что
оно есть; помимо этого оно не имеет ни условия, ни основания. - Но оно также
и чистая сущность; его бытие - это простая рефлексия в себя; оно есть,
потому что оно есть. Как рефлексия оно имеет основание и условие, но
основанием и условием имеет лишь себя. Оно в-себе-бытие, но его в-себе-бытие
- это его непосредственность; его возможность - это его действительность. -
Следовательно, оно есть, потому что оно есть; как слияние бытия с собой оно
сущность; но так как это простое есть также непосредственная простота, то
оно бытие.
Таким образом, абсолютная необходимость - это рефлексия или форма
абсолютного, единство бытия и сущности, простая непосредственность, которая
есть абсолютная отрицательность. Поэтому имеющиеся в ней различия, с одной
стороны, даны не как рефлективные определения, а как сущее многообразие, как
различенная действительность, имеющая облик противоположных друг другу
самостоятельных иных. С другой стороны, так как их соотношение есть
абсолютное тождество, то она абсолютное превращение их действительности в их
возможность и их возможности в действительность. - Абсолютная необходимость
поэтому слепа. С одной стороны, различенные [в ней моменты], определенные
как действительность и как возможность, имеют вид (Gestalt) рефлексии-в-себя
как бытия; поэтому они оба даны как свободные действительности, из которых
ни одна не отсвечивает (scheint) б другой, ни одна не желает показать в
самой себе след своего соотношения с другой; имея свое основание внутри
себя, каждая из них в самой себе есть необходимое. Необходимость как
сущность замкнута в этом бытии; взаимное соприкосновение этих
действительностей являет себя поэтому как пустое внешнее; действительность
одного в другом есть лишь возможность, случайность. Ведь бытие положено как
абсолютно необходимое, как опосредствованно с собой, которое есть абсолютное
отрицание опосредствования иным, или как бытие, которое тождественно лишь с
бытием; поэтому иное, имеющее действительность в бытии, определено как
всецело лишь возможное, как пустая положенность.
Но эта случайность есть скорее абсолютная необходимость; она сущность тех
свободных, необходимых в себе действительно-стей. Эта сущность боится света,
так как в указанных действительностях нет свечения (Scheinen), нет рефлексии
(Reflex), так как они имеют свое основание исключительно лишь внутри себя,
сформированы сами по себе, обнаруживают себя лишь самим себе, - так как они
лишь бытие. - Но их сущность пробьется в них и выявит, что такое она и что
такое они. Простота их бытия, их самодовления (Beruhen auf sich) есть
абсолютная отрицательность; она свобода их непосредственности, лишенной
всякого свечения (scheinlosen Unmittelbarkeit). Это отрицательное
пробивается в них, так как благодаря этой своей сущности бытие есть
противоречие с самим собой, а именно противоречие с этим бытием в форме
бытия, следовательно, как такое отрицание этих действительностей, которое
абсолютно отличается от их бытия, как их ничто, как столь же свободное в
отношении их инобытие, сколь свободно их бытие. - Тем не менее наличие в них
этого инобытия нельзя было не признать. В своих самодовлеющих образованиях
они безразличны к форме, они содержание и тем самым различенные
действительности и определенное содержание. Это содержание есть печать
(Maal), которую наложила на них необходимость (в своем определении она есть
абсолютное возвращение в себя самое), высвободив их как абсолютно
действительные, - печать, на которую она ссылается как на свидетеля своего
права и отмеченные которой они уничтожаются. Это обнаружение (Manifestation)
того, что определенность есть поистине - [а именно ] отрицательное
соотношение с самой собой - есть совершающееся вслепую исчезновение в
инобытии; пробивающаяся здесь видимость (Scheinen) или рефлексия выступает в
сущем как становление или переход бытия в ничто. Но и наоборот, бытие есть
также сущность, а становление-рефлексия или видимость (Scheinen). Таким
образом, внешность есть их внутренность, а их соотношение - абсолютное
тождество, переход же действительного в возможное, бытия в ничто есть
слияние с самим собой; случайность есть абсолютная необходимость, она сама
есть предполагание тех первых абсолютных действительностей.
Это тождество бытия в его отрицании с самим собой есть субстанция. Оно
есть это единство как в своем отрицании или как в случайности; таким
образом, оно субстанция как отношение к самому себе. Слепой переход
необходимости [в случайность ] - это скорее собственное развертывание
(Auslegung) абсолютного, его движение в себе, так что абсолютное в своем
отрешении (Entauperung), напротив, показывает само себя.
Глава третья
АБСОЛЮТНОЕ ОТНОШЕНИЕ (DAS ABSOLUTE VERHALTNIS)
Абсолютная необходимость - это не необходимое вообще и тем более не нечто
необходимое, а необходимость - бытие всецело как рефлексия. Абсолютная
необходимость есть отношение, так как она такое различение, моменты которого
сами суть вся ее тотальность; они, таким образом, абсолютно устойчивы
(absolut bestehen), но так, что это лишь одно устойчивое наличие, а различие
есть только видимость (Schein) развертывания, и видимость эта есть само
абсолютное. - Сущность, как таковая, - это рефлексия или свечение
(Scheinen); но сущность как абсолютное отношение - это видимость, положенная
как видимость, которая, будучи этим соотнесением с собой, есть абсолютная
действительность. - Абсолютное, развернутое сначала внешней рефлексией,
развертывает теперь само себя как абсолютная форма или как необходимость;
это развертывание самого себя есть его полагание-самого-себя, и оно есть
лишь это самополагание. - Подобно тому как свет в природе - это не нечто и
не вещь, а его бытие есть лишь его свечение (Scheinen), так и обнаружение
(Manifestation) себя есть самой себе равная абсолютная действительность.
Поэтому стороны абсолютного отношения не атрибуты. В атрибуте абсолютное
обретает видимость (Scheint) лишь в одном из своих моментов как в чем-то
предположенном и воспринятом внешней рефлексией. Но развертывается
абсолютное абсолютной необходимостью, которая тождественна с собой как
определяющая самое себя. Так как она есть обретение видимости, (Scheinen)
положенное как видимость, то стороны этого отношения суть тотальности,
потому что они даны как видимость, ибо различия как видимость - это они сами
и противоположное им, иначе говоря, они суть целое; и наоборот, они
видимость потому, что они тотальности. Это различение или обретение
абсолютным видимости (Scheinen) есть, таким образом, лишь тождественное
полагание самого себя.
В своем непосредственном понятии это отношение есть отношение субстанции
и акциденций, непосредственное исчезание и становление абсолютной видимости
(Werden des absoluten Schemes) внутри самого себя. Когда субстанция
определяет себя как для-себя-бытие в противоположность иному, другими
словами, когда абсолютное отношение [выступает] как реальное, то это
отношение есть отношение причинности. Наконец, когда это отношение как
соотносящееся с собой переходит во взаимодействие, тем самым абсолютное
отношение, сообразно с содержащимися в нем определениями, также и положено;
это положенное единство отношения в своих определениях, которые сами
положены как целое и тем самым также как определения, есть затем понятие.
А. ОТНОШЕНИЕ СУБСТАНЦИАЛЬНОСТИ (DAS VERHALTNIS DER SUBSTANTIALITAT)
Абсолютная необходимость есть абсолютное отношение, так как она не бытие,
как таковое, а бытие, которое есть, потому что оно есть, бытие как
абсолютное опосредствование себя с самим собой. Это бытие есть субстанция;
как окончательное единство сущности и бытия она бытие во всяком бытии; она
не нерефлектированное непосредственное и не нечто абстрактное, находящееся
позади существования и явления, а есть сама непосредственная
действительность, и притом как абсолютное рефлектированное бытие
(Reflektiertsein) в самом себе, как в-себе-и-для-себя-сущее устойчивое
наличие. - Субстанция как это единство бытия и рефлексии есть по своему
существу свое свечение (Scheinen) и положенность. Поскольку свечение есть
соотносящееся с собой свечение, оно есть; это бытие - субстанция, как
таковая. И наоборот, это бытие есть лишь тождественная с собой положенность;
тем самым оно обретающая видимость (Scheinende), тотальность,
акцидентальность.
Это свечение (Scheinen) есть тождество как тождество формы - единство
возможности и действительности. Это единство есть, во-первых, становление,
случайность как сфера возникновения и прохождения, ибо сообразное с
определением непосредственности соотношение возможности и действительности
есть непосредственное превращение их друг в друга как сущих, превращение
каждого из них в свое иное как иное лишь для него. - Но так как бытие есть
видимость (Schein), то их соотношение дано также как соотношение
тождественных или обретающих видимость друг в друге, рефлексия. Движение
акцидентальности представляет поэтому в каждом из своих моментов свечение
(Scheinen) категорий бытия и рефлективных определений сущности друг в друге.
- Непосредственное нечто имеет некоторое содержание; его непосредственность
есть в то же время рефлектированное безразличие к форме. Это содержание
определенно, а так как эта определенность есть определенность бытия, то
нечто переходит во что-то иное. Но качество есть и определенность рефлексии;
оно, таким образом, безразличная разность. Но последняя одухотворяет себя
(begeistet sich) так, что становится противоположением и возвращается в
основание, которое есть ничто, но также рефлексия-в-себя. Рефлексия-в-себя
снимает себя; но она сама есть рефлектированное в-себе-бытие, и как такое
она возможность, а в своем переходе, который есть также рефлексия-в-себя,
это в-себе-бытие есть необходимое действительное.
Это движение акцидентальности есть активность (Aktualitat) субстанции как
спокойное исхождение (Hervorgehen) ее самой. Она деятельна не по отношению к
нечто, а лишь по отношению к себе как к простой, непротиводействующей
стихии. Снятие предположенного - это исчезающая видимость (Schein); лишь в
действии, снимающем непосредственное, возникает само это непосредственное,
иначе говоря, имеется указанное свечение (Scheinen); начинать с самого себя
- только лишь это означает полагать ту самость (dieses Selbst), с которой
начинают.
Субстанция как это тождество свечения (Scheinens) есть тотальность целого
и охватывает собой акцидентальность, а акцидентальность - это вся субстанция
сама. Различие ее, переходящее в простое тождество бытия и в смену
акциденций в этом тождестве, есть одна из форм ее видимости. Простое
тождество бытия есть лишенная формы субстанция представления, для которого
видимость (Schein) определилась не как видимость, но которое как за нечто
абсолютное держится за такое неопределенное тождество, которое не имеет
истинности и есть лишь определенность непосредственной действительности или
также в-себе-бытия или возможности, - за те определения формы, которые
относятся к акцидентальности.
Другое определение, смена акциденций, это - абсолютное единство формы
акцидентальности, субстанция как абсолютная мощь (Macht). - Прохождение
акциденции - это возвращение ее как действительности в себя как в свое
в-себе-бытие или в свою возможность; но это ее в-себе-бытие само лишь
положенность; поэтому оно также действительность, а так как эти определения
формы в такой же мере суть определения содержания, то это возможное есть и
по содержанию нечто иначе определенное действительное. Переводя возможное в
действительность с ее содержанием, субстанция обнаруживает себя как
созидательную мощь, а возвращая действительное в возможность, она
обнаруживает себя как разрушительную мощь. Но и то и другое тождественно:
созидание разрушает, разрушение созидает, ибо отрицательное и положительное,
возможность и действительность абсолютно соединены в субстанциальной
необходимости.
Акциденции, как таковые, - а их много, так как множественность есть одно
из определений бытия, - не имеют власти (Macht) друг над другом. Они сущие
или для себя сущие нечто, существующие вещи с многообразными свойствами или
целые, состоящие из частей, самостоятельные части, силы, нуждающиеся во
взаимном побуждении и имеющие условием друг друга. Если кажется, что одно
такое акцидентальное выказывает власть над другим, то [на самом деле] оба их
объемлет собой власть субстанции, которая как отрицательность полагает
неодинаковое значение, определяя одно как преходящее, а другое - с другим
содержанием и как возникающее, или первое - как переходящее в свою
возможность, а второе - как переходящее при этом в действительность;
субстанция вечно раздваивается на эти различия формы и содержания и вечно
очищает себя от этой односторонности, но в самом этом очищении вновь
определяет и раздваивается. - Одна акциденция вытесняет, следовательно,
другую лишь потому, что ее собственное самостоятельное существование
(Subsistieren) само есть эта тотальность формы и содержания, в которой равно
исчезают и она, и ее иное.
Это непосредственное тождество и наличие субстанции в акциденциях еще не
приводят [здесь] к реальному различию. В этом первом определении субстанция
еще не обнаружила себя во всем своем понятии. Если субстанцию как
тождественное с собой в-себе-и-для-себя-бытие отличают от нее же как
тотальности акциденций, то она как мощь есть то, что опосредствует. Эта мощь
есть необходимость, положительное сохранение акциденций в их отрицательности
и их чистая положенность (Gesetzsein) в их устойчивом наличии; эта середина
есть, стало быть, единство субстанциальности и акцидентальности, и его
полюсы не имеют своего собственного устойчивого наличия. Субстанциальность
есть поэтому лишь отношение как непосредственно исчезающее, она не
соотносится с собой как отрицательное и, будучи непосредственным единством
мощи с самой собой, есть в форме лишь своего тождества, а не своей
отрицательной сущности; лишь один момент, а именно отрицательное или
различие, полностью исчезает, а не другой, [т. е.] тождественное. - Это
нужно рассматривать также следующим образом. Хотя благодаря мощи видимость
или акцидентальность и есть в себе субстанция, но она положена не так, как
эта тождественная с собой видимость; таким образом, субстанция имеет своим
видом или своей положенностью лишь акцидентальность, а не самое себя; она не
субстанция как субстанция. Следовательно, отношение субстанциальности - это
прежде всего субстанция лишь потому, что субстанция выявляет себя как
формальную мощь, различия которой не субстанциальны; на самом деле она лишь
внутреннее акциденций, а акциденции суть лишь в субстанции. Иначе говоря,
это отношение - лишь обретающая видимость (Scheinende) тотальность как
становление; но субстанция в такой же мере и рефлексия; акцидентальность,
которая в себе есть субстанция, именно поэтому также положена как таковая;
таким образом, она определена как соотносящаяся с собой отрицательность в
противоположность себе же, определенной как соотносящееся с собой простое
тождество с собой; и она для-себя-сущая, обладающая мощью субстанция. Так
отношение субстанциальности переходит в отношение причинности.
В. ОТНОШЕНИЕ ПРИЧИННОСТИ (DAS KAUSALITATSVERHALTNIS)
Субстанция - это мощь, притом мощь, рефлектированная в себя, не просто
переходящая, но и полагающая определения и отличающая их от себя. Как
соотносящаяся с самой собой в процессе своего определения она сама есть то,
что она делает положенностью (Gesetzsein). Положенность, стало быть, - это
вообще снятая субстанциальность, то, что лишь положено, действие; а для себя
сущая субстанция-это причина (Ursache).
Такое отношение причинности - это прежде всего лишь указанное отношение
причины и действия; в этом случае оно формальное отношение причинности.
а) Формальная причинность (Die fonnelle Kausalitat)
- Гегель г.В.Ф. Наука логики
- 1. Единство бытия и ничто
- 2. Моменты становления (Momente des Werdens)
- 3. Снятие становления (Aufheben des Werdens)
- 2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
- 1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится
- 2. Наполнение в-себе-бытия определенностью также отлично от той
- 3. Бытие-для-иного есть неопределенная, утвердительная общность нечто со
- Idees etc ). Стало быть, не только вечные истины и идеи (сущности) вещей, но
- 1. Количество содержит оба момента - непрерывность и дискретность. Оно
- 2. Непосредственное количество есть непрерывная величина. Но количество
- 2. Ближайшее определение - равенство считываемых чисел. Благодаря этому
- 3. Оба числа, которые определены одно относительно другого как единица и
- 5), Платон говорил, что помимо чувственного и идей посередине между ними
- 2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая
- 3. В числе определенное количество положено в своей полной
- Раздел 2. Величина (количество)
- 1. Бесконечное определенное количество как бесконечно большое или
- 1 (Единицей), потому что приращение всегда встречается в разложении только
- X/y . Уравнение есть уравнение кривой, а это отношение, целиком зависящее от
- 357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
- 2At есть часть движения как некоторой суммы, дает ложную видимость положения
- 3. Согласно этому, оба они составляют, собственно говоря, лишь одно
- 1. Отношение, как оно получилось теперь, есть снятое прямое отношение;
- 2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
- 3. Но тем самым получился переход обратного отношения в другое
- 1. Определенное количество, полагающее себя в своем инобытии
- 2. Степенное отношение представляется сначала внешним изменением,
- 1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
- 1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его
- 2. Но что изменение, выступающее как чисто количественное, переходит
- 3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
- 1. Качественная, в себе определенная сторона определенного количества
- 2. В мере появляется сущностное определение переменной величины, ибо она
- 2. Непосредственно определенный квант, как таковой, хотя вообще он как
- 3. Мера определилась тем самым как специфицированное отношение величин,
- 1. Если бы нечто, соединяемое с иным, а также и это иное, было бы тем,
- 2. Это соединение с несколькими [нечто ], которые также суть в самих себе
- 3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное
- 1. Редукцией считавшихся сначала самостоятельными отношений меры [к
- 2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не
- 3. А именно каждое качество вступает внутри каждой стороны в соотношение
- 1. Бытие есть видимость. Бытие видимости состоит единственно лишь в
- 2. Видимость, следовательно, содержит некоторую непосредственную
- 1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
- 2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
- 2. Положенность еще не есть определение рефлексии; она лишь
- 3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
- 1. Сущность есть простая непосредственность как снятая
- 2. Это тождество есть прежде всего сама сущность, а еще не ее
- 2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,
- 2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней
- 3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
- 3. Противоположность (Der Gegensatz)
- 1. Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты; в разности они
- 2. Противоречие разрешается.
- 3. С этой положительной стороны, с которой самостоятельность как
- 1. Сущность, становится материей, когда ее рефлексия определяет себя так,
- 2. Поэтому форма определяет материю, а материя определяется формой. - Так
- 3. Форма, поскольку она предполагает материю как свое иное, конечна. Она
- 1. В реальном основании основание как содержание и основание как
- 2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.
- 3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания;
- 1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что
- 2. Нечто есть не через свое условие; его условие - это не его основание.
- 3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
- Vervollstandigt sich zur Erscheinung).
- In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
- 1. Вещь-в-себе - это существующее как существенное непосредственное,
- 2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,
- 3. Эта внешняя рефлексия есть теперь отношение вещей-в-себе друг к другу,
- 1. Явление - это существующее, опосредствованное своим отрицанием,
- 2. Следовательно, закон - это положительное в опосредство-вании
- 3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления
- 1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
- 2. В себе и для себя сущий мир есть тотальность существования; вне его
- 2" Это отношение содержит, стало быть, самостоятельность сторон и точно
- 1. Отношение между целым и частями есть непосредственное отношение;
- 2. Таким образом, они разные определения формы, имеющие тождественную
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего - это
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего-это
- 3. Эта действительность не первая, а рефлектированная действительность,
- 1. Та необходимость, которая выявилась [здесь], формальна, так как ее
- 2. Эта возможность как в-себе-бытие реальной действительности сама есть
- 3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
- 1. Причина первоначальна по отношению к действию. - Субстанция как мощь
- 2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
- 2. Но определенность отношения причинности, состоящая в том, что
- 3. Теперь следует посмотреть, чтб получилось в результате движения
- 1. Субстанция как абсолютная мощь или соотносящаяся с собой
- 2. Второй момент - это для-себя-бытие, иначе говоря, то, что мощь
- 3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
- Ich denke), или самосознания. - Это положение составляет так называемую
- 83) Начинает обсуждать в отношении логики старый и знаменитый вопрос: что
- 1. Поэтому единичность являет себя прежде всего как рефлексия понятия в
- 2. Но единичность - это не только возвращение понятия в само себя, но
- 1 Субъект и предикат, как было указано, суть прежде всего имена
- 2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
- 3. Если оба предложения - формы и содержания:
- 1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
- 2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное
- 3. Особенность, оказавшаяся положительным определением отрицательного
- 35, То этот род имеет в самом себе определенность, составляющую принцип его
- 1. Умозаключение, каково оно непосредственно, имеет своими моментами
- 2. В непосредственном рассудочном умозаключении термины имеют форму
- 3. Определения умозаключения суть определения содержания, поскольку они
- 1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто
- 2. Но термины пока еще непосредственные определенности;
- 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
- 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной
- 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но
- 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет
- 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два
- 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. Е. ]
- 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
- 1 Умозаключение общности есть совершенное рассудочное умозаключение, но
- 2. Но это рефлективное совершенство умозаключения делает его именно
- 3. При рассмотрении умозаключения наличного бытия из понятия
- 1. Умозаключение общности подпадает под схему первой фигуры: е-о-в,
- 2 Вторая фигура формального умозаключения (b-e-o) потому не
- 3. Индукция - это скорее по существу своему еще субъективное
- 1. Это умозаключение имеет своей абстрактной схемой третью фигуру
- 2. Аналогия тем поверхностнее, чем в большей мере то всеобщее, в котором
- 1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками
- 2. Это умозаключение как первое и тем самым непосредственное
- 3. Но в этом умозаключении субъективно еще то, что указанное тождество
- 1. Гипотетическое суждение содержит лишь небходимое соотношение без
- 2. Прежде всего соотношение гипотетического суждения есть необходимость,
- 3. Гипотетическим умозаключением представлено прежде всего необходимое
- 2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в
- 3. Так как определенность одного объекта заключена в другом объекте то
- 1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного
- 2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их
- 3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.
- 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты
- 3. Тем самым эти объекты-стихии освобождены от химической напряженности;
- 1 В своем соотношении со средством цель уже рефлектирована в себя- но ее
- 2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
- 3. Тем самым получается в результате, что внешняя целесообразность,
- 1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
- 2. Этот процесс, присущий живой индивидуальности, ограничен ею самой и
- 3. Только что рассмотренная идея и есть понятие живого субъекта и его
- 1. Дефиниция (Die Definition)
- 2. Членение (Die Einteilung)
- 2. Опосредствование, которое должно быть теперь рассмотрено подробнее,
- 76. Против этого плоского взгляда необходимо прибегнуть к "плоскому
- 1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
- 2. Конкретная тотальность, образующая начало, имеет, как таковая, в самой