logo
gegel_fridrih_nauka_logiki

2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное

суждение рассматривается еще как таковое, то это суждение прежде всего есть

еще суждение; тем самым имеется отношение субъекта и предиката или

единичности и всеобщности, а также их соотношение: форма суждения. Субъект

как лежащее в основании непосредственное остается незатронут отрицанием и,

следовательно, сохраняет свое определение - иметь предикат, иначе говоря,

сохраняет свое отношение со всеобщностью. Поэтому [в отрицательном суждении

] отрицанию подвергается не вообще всеобщность в предикате, а его

абстрактность или определенность, которая в противоположность той

всеобщности выступала как содержание. - Следовательно, отрицательное

суждение не есть тотальное отрицание; та всеобщая сфера, в которой

содержится предикат, еще сохраняется; поэтому соотношение субъекта с

предикатом по существу своему еще положительно;

сохранившееся еще определение предиката есть в такой же мере соотношение.

- Если, например, говорят, что роза не красна, то этим отрицают лишь

определенность предиката и отделяют ее от всеобщности, которая также присуща

предикату; всеобщая сфера - цвет - сохраняется; когда говорят "роза не

красна", то при этом принимают, что она обладает некоторым цветом, и

[именно] другим цветом; со стороны этой всеобщей сферы суждение еще остается

положительным.

"Единичное есть особенное" - эта положительная форма отрицательного

суждения выражает сказанное непосредственно;

особенное содержит всеобщность. Здесь выражено, кроме того, и то, что

предикат есть не только нечто всеобщее, но еще и нечто определенное.

Отрицательная форма содержит то же самое; ведь поскольку, например, роза не

красна, она должна не только сохранить в качестве предиката всеобщую сферу

цвета, но и иметь какой-нибудь другой определенный цвет; снимается,

следовательно, лишь единичная определенность красного и не только

оставляется всеобщая сфера, но сохраняется и определенность, превращающаяся,

однако, в неопределенную, в некую всеобщую определенность и тем самым в

особенность.