3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
Это соотнесение, сравнение, перемежаясь, идет от одинаковости к
неодинаковости и от последней к первой. Но это перемежающееся соотнесение
одинаковости и неодинаковости внешне самим этим определениям; да они и
соотносятся не друг с другом, а каждое само по себе - лишь с чем-то третьим.
В этом чередовании каждая выступает непосредственно сама по себе. - Внешняя
рефлексия, как таковая, внешняя самой себе; определенное различие есть
подвергшееся отрицанию абсолютное различие; оно, стало быть, не просто, не
рефлексия в себя, а имеет эту рефлексию вовне себя; его моменты поэтому
распадаются и соотносятся с противостоящей им рефлексией в себя тоже как
внешние друг другу.
В отчужденной от себя рефлексии одинаковость и неодинаковость появляются,
стало быть, как определения, которые сами не соотнесены друг с другом, и она
разделяет их, соотнося их с одним и тем же посредством [выражений ]
"постольку", "с той или другой стороны" и "в том или ином отношении".
Следовательно, разные, которые суть одно и то же, с чем соотносятся оба
определения - одинаковость и неодинаковость, в одном отношении одинаковы
между собой, а в другом - неодинаковы, и, поскольку они одинаковы, постольку
неодинаковы. Одинаковость соотносится лишь с собой, и неодинаковость есть
также лишь неодинаковость.
Но этим своим отделением друг от друга они только снимаются. Как раз то,
что должно было удержать их от противоречия и распада, а именно то
обстоятельство, что нечто в одном отношении одинаково с чем-то иным, в
другом же отношении неодинаково с ним, - как раз это обособление
одинаковости и неодинаковости друг от друга есть их разрушение. Ибо оба они
определения различия; они соотношения друг с другом, соотношения, состоящие
в том, что одно есть то, что другое не есть; одинаковое не есть
неодинаковое, и неодинаковое не есть одинаковое; это соотношение принадлежит
к сущности обоих, и вне его они не имеют никакого значения; как определения
различия каждое из них есть то, что оно есть, как различенное от своего
иного. Но в силу их безразличия друг к другу одинаковость соотнесена лишь с
собой и неодинаковость точно так же есть сама по себе свое собственное "в
том или ином отношении" (eigene Riicksicht) и рефлексия для себя; каждая,
стало быть, одинакова с самой собой; различие исчезло, так как они не имеют
никакой определенности по отношению друг к другу; иначе говоря, каждая есть
тем самым только одинаковость.
Это безразличное "в том или ином отношении" (Riicksicht) или внешнее
различие снимает, стало быть, само себя и есть своя отрицательность в себе
самом. Внешнее различие есть та отрицательность, которая при сравнивании
присуща сравнивающему. Сравнивающее переходит от одинаковости к
неодинаковости и от неодинаковости обратно к одинаковости, заставляет,
следовательно, одну исчезать в другой и есть на деле отрицательное единство
обеих. Это единство с самого начала находится по ту сторону сравниваемого,
равно как и по ту сторону моментов сравнения, как субъективное,
совершающееся вне их действие. Но это отрицательное единство, как оказалось,
есть на самом деле природа самих одинаковости и неодинаковости. Как раз то
самостоятельное "в том или ином отношении", каким оказывается каждая из них,
и есть скорее их соотношение с собой, снимающее их различенность и, стало
быть, их самих.
С этой стороны одинаковость и неодинаковость, как моменты внешней
рефлексии и как внешние самим себе, исчезают вместе в своей одинаковости. Но
это их отрицательное единство, далее, также и положено в них; а именно, они
имеют в себе сущую рефлексию вне их, иначе говоря, они одинаковость и
неодинаковость чего-то третьего, чего-то иного, нежели они сами. Таким
образом, одинаковое не есть одинаковое с самим собой, и неодинаковое как
неодинаковое не с самим собой, а с чем-то неодинаковым с ним, само есть
одинаковое. Следовательно, одинаковое и неодинаковое есть неодинаковое с
самим собой. Каждое из них есть, стало быть, такая рефлексия: одинаковость
есть она сама и неодинаковость, а неодинаковость есть она сама и
одинаковость.
Одинаковость и неодинаковость составляли сторону положенности по
отношению к сравниваемому или разному, которое определилось по отношению к
ним как в себе сущая рефлексия. Но это разное тем самым также утратило свою
определенность по отношению к ним. Как раз одинаковость и неодинаковость,
определения внешней рефлексии, суть та лишь в себе сущая рефлексия, которой
должно было быть разное, как таковое, лишь неопределенное различие разного.
В себе сущая рефлексия есть соотношение с собой без отрицания, абстрактное
тождество с собой, стало быть, как раз сама положенность. - То, что только
разно, вследствие положенности переходит, стало быть, в отрицательную
рефлексию. Разное есть такое различие, которое только положено,
следовательно, различие, которое не есть различие, следовательно, отрицание
себя в самом себе. Таким образом, сами одинаковость и неодинаковость,
положенность, возвращаются через безразличие или в себе сущую рефлексию
обратно в отрицательное единство с собой, в рефлексию, которая в себе самой
есть различие одинаковости и неодинаковости. Разность, безразличные стороны
которой точно так же суть всецело лишь моменты как моменты одного
отрицательного единства, есть противоположность.
Примечание
[Положение о разности]
Разность, подобно тождеству, выражают в особом положении. Впрочем, эти
два положения оставляют в безразличной разности по отношению друг к другу,
так что каждое положение признается верным само по себе, безотносительно к
другому.
Все вещи разны или нет двух вещей, которые были бы одинаковы. - Это
положение на самом деле противоположно положению о тождестве, ибо оно
утверждает: А есть разное, следовательно, А есть также не Л; иначе говоря: А
неодинаково с некоторым другим [А ]; таким образом, оно не А вообще, а
скорее определенное А. В положении о тождестве вместо А можно поставить
любой другой субстрат, но А как неодинаковое уже нельзя заменить любым
другим. А, правда, должно быть чем-то разнящимся не от себя, а лишь от
иного; но эта разность есть его собственное определение. Как тождественное с
собой А оно неопределенно; а как определенное оно противоположность этому;
оно уже имеет в самом себе не только тождество с собой, но и отрицание,
тем самым и разность самого себя от себя.
[Положение о том], что все вещи разнятся между собой,- это совершенно
излишнее положение, ибо во множественном числе слова "вещи" уже
непосредственно заключается множественность и совершенно неопределенная
разность. - Но положение: нет двух вещей, которые были бы совершенно
одинаковы, выражает нечто большее, а именно определенную разность. Две вещи
- это не только две (числовая множественность есть только единообразие), а
они разны благодаря некоторому определению. Положение о том, что нет двух
одинаковых вещей, кажется представлению странным и, согласно анекдоту,
вызвало недоумение также при одном дворе, где Лейбниц высказал его и тем
побудил [придворных ] дам искать среди листьев на дереве, не найдут ли они
два одинаковых. - Блаженные времена для метафизики, когда ею занимались при
дворе и когда не требовалось никаких других усилий для исследования ее
положений, кроме сравнивания листьев на дереве! - Причина, почему это
положение кажется странным, кроется в сказанном выше, а именно в том, что
два или числовая множественность еще не заключает в себе определенной
разности и что разность, как таковая, в своей абстрактности прежде всего
безразлична к одинаковости и неодинаковости. Представление, начиная
заниматься также и определениями, берет самые эти моменты как безразличные
друг к другу, полагая, что для определения достаточно одного или другого,
достаточно простой одинаковости вещей без [их] неодинаковости или что вещи
разны, хотя бы они были только численно множественными, разными вообще, а не
неодинаковыми. Положение же о разности гласит, что вещи разнятся между собой
вследствие неодинаковости, что им в той же мере присуще определение
неодинаковости, в какой и определение одинаковости, ибо лишь оба этих
определения вместе составляют определенное различие.
Это положение о том, что всем вещам присуще определение неодинаковости,
нуждалось бы в доказательстве; оно не может быть выдвинуто как
непосредственное положение, ибо даже обычный способ познания требует для
соединения разных определений в одном синтетическом положении, чтобы привели
доказательство или показали нечто третье, в чем они опосредствованы. Это
доказательство должно было бы показать переход тождества в разность, а затем
переход разности в определенную разность, в неодинаковость. Но это обычно не
делается; оказалось, что разность или внешнее различие есть в
действительности рефлектированное в себе различие, различие в самом себе,
что безразличное удерживание разного есть чистая положенность и тем самым не
внешнее, безразличное различие, а одно соотношение обоих моментов.
В этом заключается также распад и ничтожность положения о разности. Две
вещи одинаковы не полностью, поэтому они в одно и то же время одинаковы и
неодинаковы: одинаковы уже тем, что они вещи или вообще две, ибо каждая есть
вещь и нечто одно, точно так же как и другая, каждая, следовательно, есть то
же, что и другая; неодинаковы же они по предположению. Тем самым имеется
определение, что оба момента, одинаковость и неодинаковость, разны в одном и
том же, иначе говоря, что распадающееся различие есть вместе с тем одно и то
же соотношение. Тем самым это определение перешло в противоположение.
Правда, это "вместе с тем" в обоих предикатах не сливает их в одно
[прибавлением слова] "поскольку", [утверждением], что две вещи, поскольку
они одинаковы, постольку не неодинаковы, или с одной стороны и в одном
отношении одинаковы, а с другой стороны и в другом отношении неодинаковы.
Этим из вещи устраняют единство одинаковости и неодинаковости, и то, что
было бы ее собственной рефлексией и рефлексией одинаковости и неодинаковости
в себе, фиксируется как рефлексия, внешняя самой вещи. Но ведь это означает,
что именно рефлексия различает в одной и той же деятельности эти две стороны
- одинаковость и неодинаковость, стало быть, содержит их обе в одной
деятельности, позволяет одной просвечивать сквозь другую (die eine in die
andere scheinen lasst) и рефлектирует одну в другую. - Обычное же нежничанье
с вещами, заботящееся лишь о том, чтобы они не противоречили себе, забывает
здесь, как и в других случаях, что таким путем противоречие не разрешается,
а лишь переносится в другое место, в субъективную или внешнюю рефлексию
вообще, и что последняя действительно содержит в одном единстве, как снятые
и соотнесенные друг с другом, оба момента, которые этим устранением и
перемещением провозглашаются чистой положенностью.
- Гегель г.В.Ф. Наука логики
- 1. Единство бытия и ничто
- 2. Моменты становления (Momente des Werdens)
- 3. Снятие становления (Aufheben des Werdens)
- 2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
- 1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится
- 2. Наполнение в-себе-бытия определенностью также отлично от той
- 3. Бытие-для-иного есть неопределенная, утвердительная общность нечто со
- Idees etc ). Стало быть, не только вечные истины и идеи (сущности) вещей, но
- 1. Количество содержит оба момента - непрерывность и дискретность. Оно
- 2. Непосредственное количество есть непрерывная величина. Но количество
- 2. Ближайшее определение - равенство считываемых чисел. Благодаря этому
- 3. Оба числа, которые определены одно относительно другого как единица и
- 5), Платон говорил, что помимо чувственного и идей посередине между ними
- 2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая
- 3. В числе определенное количество положено в своей полной
- Раздел 2. Величина (количество)
- 1. Бесконечное определенное количество как бесконечно большое или
- 1 (Единицей), потому что приращение всегда встречается в разложении только
- X/y . Уравнение есть уравнение кривой, а это отношение, целиком зависящее от
- 357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
- 2At есть часть движения как некоторой суммы, дает ложную видимость положения
- 3. Согласно этому, оба они составляют, собственно говоря, лишь одно
- 1. Отношение, как оно получилось теперь, есть снятое прямое отношение;
- 2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
- 3. Но тем самым получился переход обратного отношения в другое
- 1. Определенное количество, полагающее себя в своем инобытии
- 2. Степенное отношение представляется сначала внешним изменением,
- 1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
- 1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его
- 2. Но что изменение, выступающее как чисто количественное, переходит
- 3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
- 1. Качественная, в себе определенная сторона определенного количества
- 2. В мере появляется сущностное определение переменной величины, ибо она
- 2. Непосредственно определенный квант, как таковой, хотя вообще он как
- 3. Мера определилась тем самым как специфицированное отношение величин,
- 1. Если бы нечто, соединяемое с иным, а также и это иное, было бы тем,
- 2. Это соединение с несколькими [нечто ], которые также суть в самих себе
- 3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное
- 1. Редукцией считавшихся сначала самостоятельными отношений меры [к
- 2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не
- 3. А именно каждое качество вступает внутри каждой стороны в соотношение
- 1. Бытие есть видимость. Бытие видимости состоит единственно лишь в
- 2. Видимость, следовательно, содержит некоторую непосредственную
- 1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
- 2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
- 2. Положенность еще не есть определение рефлексии; она лишь
- 3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
- 1. Сущность есть простая непосредственность как снятая
- 2. Это тождество есть прежде всего сама сущность, а еще не ее
- 2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,
- 2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней
- 3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
- 3. Противоположность (Der Gegensatz)
- 1. Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты; в разности они
- 2. Противоречие разрешается.
- 3. С этой положительной стороны, с которой самостоятельность как
- 1. Сущность, становится материей, когда ее рефлексия определяет себя так,
- 2. Поэтому форма определяет материю, а материя определяется формой. - Так
- 3. Форма, поскольку она предполагает материю как свое иное, конечна. Она
- 1. В реальном основании основание как содержание и основание как
- 2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.
- 3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания;
- 1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что
- 2. Нечто есть не через свое условие; его условие - это не его основание.
- 3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
- Vervollstandigt sich zur Erscheinung).
- In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
- 1. Вещь-в-себе - это существующее как существенное непосредственное,
- 2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,
- 3. Эта внешняя рефлексия есть теперь отношение вещей-в-себе друг к другу,
- 1. Явление - это существующее, опосредствованное своим отрицанием,
- 2. Следовательно, закон - это положительное в опосредство-вании
- 3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления
- 1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
- 2. В себе и для себя сущий мир есть тотальность существования; вне его
- 2" Это отношение содержит, стало быть, самостоятельность сторон и точно
- 1. Отношение между целым и частями есть непосредственное отношение;
- 2. Таким образом, они разные определения формы, имеющие тождественную
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего - это
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего-это
- 3. Эта действительность не первая, а рефлектированная действительность,
- 1. Та необходимость, которая выявилась [здесь], формальна, так как ее
- 2. Эта возможность как в-себе-бытие реальной действительности сама есть
- 3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
- 1. Причина первоначальна по отношению к действию. - Субстанция как мощь
- 2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
- 2. Но определенность отношения причинности, состоящая в том, что
- 3. Теперь следует посмотреть, чтб получилось в результате движения
- 1. Субстанция как абсолютная мощь или соотносящаяся с собой
- 2. Второй момент - это для-себя-бытие, иначе говоря, то, что мощь
- 3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
- Ich denke), или самосознания. - Это положение составляет так называемую
- 83) Начинает обсуждать в отношении логики старый и знаменитый вопрос: что
- 1. Поэтому единичность являет себя прежде всего как рефлексия понятия в
- 2. Но единичность - это не только возвращение понятия в само себя, но
- 1 Субъект и предикат, как было указано, суть прежде всего имена
- 2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
- 3. Если оба предложения - формы и содержания:
- 1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
- 2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное
- 3. Особенность, оказавшаяся положительным определением отрицательного
- 35, То этот род имеет в самом себе определенность, составляющую принцип его
- 1. Умозаключение, каково оно непосредственно, имеет своими моментами
- 2. В непосредственном рассудочном умозаключении термины имеют форму
- 3. Определения умозаключения суть определения содержания, поскольку они
- 1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто
- 2. Но термины пока еще непосредственные определенности;
- 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
- 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной
- 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но
- 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет
- 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два
- 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. Е. ]
- 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
- 1 Умозаключение общности есть совершенное рассудочное умозаключение, но
- 2. Но это рефлективное совершенство умозаключения делает его именно
- 3. При рассмотрении умозаключения наличного бытия из понятия
- 1. Умозаключение общности подпадает под схему первой фигуры: е-о-в,
- 2 Вторая фигура формального умозаключения (b-e-o) потому не
- 3. Индукция - это скорее по существу своему еще субъективное
- 1. Это умозаключение имеет своей абстрактной схемой третью фигуру
- 2. Аналогия тем поверхностнее, чем в большей мере то всеобщее, в котором
- 1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками
- 2. Это умозаключение как первое и тем самым непосредственное
- 3. Но в этом умозаключении субъективно еще то, что указанное тождество
- 1. Гипотетическое суждение содержит лишь небходимое соотношение без
- 2. Прежде всего соотношение гипотетического суждения есть необходимость,
- 3. Гипотетическим умозаключением представлено прежде всего необходимое
- 2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в
- 3. Так как определенность одного объекта заключена в другом объекте то
- 1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного
- 2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их
- 3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.
- 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты
- 3. Тем самым эти объекты-стихии освобождены от химической напряженности;
- 1 В своем соотношении со средством цель уже рефлектирована в себя- но ее
- 2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
- 3. Тем самым получается в результате, что внешняя целесообразность,
- 1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
- 2. Этот процесс, присущий живой индивидуальности, ограничен ею самой и
- 3. Только что рассмотренная идея и есть понятие живого субъекта и его
- 1. Дефиниция (Die Definition)
- 2. Членение (Die Einteilung)
- 2. Опосредствование, которое должно быть теперь рассмотрено подробнее,
- 76. Против этого плоского взгляда необходимо прибегнуть к "плоскому
- 1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
- 2. Конкретная тотальность, образующая начало, имеет, как таковая, в самой