logo
gegel_fridrih_nauka_logiki

1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что

опосредствованно. Но основание есть полагающая рефлексия; как таковая, оно

делается положенностью (Gesetztsein) и есть предполагающая рефлексия; таким

образом, оно соотносится с собой как с чем-то снятым, как с чем-то

непосредственным, чем оно само опосредствовано. Это опосредствование как

движение от непосредственного к основанию не есть внешняя рефлексия, а, как

оказалось, собственное действие основания, или, что то же самое, отношение

основания как рефлексия в тождество с собой есть рефлексия, столь же

существенно становящаяся внешней. То непосредственное, с чем основание

соотносится как со своей существенной предпосылкой, есть условие; поэтому

реальное основание по существу своему обусловлено. Содержащаяся в нем

определенность есть инобытие его самого.

Следовательно, условие - это, во-первых, непосредственное, многообразное

наличное бытие. Во-вторых, это наличное бытие соотнесено с иным, с чем-то

таким, что есть основание не этого наличного бытия, а основание в другом

смысле, ибо само наличное бытие непосредственно и не имеет основания. Со

стороны указанного соотношения наличное бытие - это нечто положенное; как

условие непосредственное наличное бытие должно быть не для себя, а для

иного. Но в то же время то обстоятельство, что оно таково для иного, само

есть лишь положенность; что оно есть нечто положенное, это снято в его

непосредственности, и быть условием - это для наличного бытия безразлично.

В-третьих, условие - это непосредственное таким образом, что оно составляет

предпосылку основания. В этом определении условие есть возвратившееся в

тождество с собой формальное отношение основания и тем самым - содержание

основания. Но содержание, как таковое, есть лишь безразличное единство

основания как облеченного в форму; без формы нет содержания. Оно еще

освобождается от нее, поскольку отношение основания становится в полном

основании внешним своем тождеству отношением, благодаря чему содержание

приобретает непосредственность. Поэтому, поскольку условие - это то, в чем

отношение основания имеет свое тождество с собой, оно составляет содержание

основания; но так как оно безразлично к этой форме, то оно ее содержание

лишь в себе, оно нечто такое, что лишь должно стать содержанием и потому

составляет материал для основания. Положенное как условие, наличное бытие

имеет в соответствии со вторым моментом следующее определение-утрачивать

свою безразличную непосредственность и становиться моментом чего-то иного.

Из-за своей непосредственности оно безразлично к этому отношению; но,

поскольку оно вступает в него, оно составляет в-себе-бытие основания и есть

для него необусловленное. Чтобы быть условием, оно имеет свою предпосылку в

основании и само обусловлено; но это определение внешне ему.