1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
только от содержания суждения зависит, истинно ли оно или нет, в то время
как логическая истина касается-де лишь формы и требует только одного-чтобы
это содержание не противоречило самому себе. Сама же форма суждения
принимается лишь за соотношение двух понятий. Но выяснилось, что эти два
понятия не только обладают лишенным отношения определением некоторого числа,
но относятся друг к другу как единичное и всеобщее. Эти определения
составляют истинно логическое содержание, а именно-в пределах этой
абстракции - содержание положительного суждения; всякое другое содержание,
встречающееся в суждении ("солнце кругло", "Цицерон был великий римский
оратор", "теперь день" и т. п.), не относится к суждению, как таковому;
суждение высказывает лишь одно: "Субъект есть предикат", или, так как
"субъект" и "предикат" суть только названия, то определеннее: "Единичное
всеобще", и наоборот. - Из-за этого чисто логического содержания
положительное суждение не истинно, а имеет свою истину в отрицательном
суждении. - Ведь требуют, чтобы содержание в суждении не противоречило себе;
между тем оказалось, что оно противоречит себе в положительном суждении. -
Но так как совершенно безразлично, называть ли указанное логическое
содержание также формой, а под содержанием понимать только прочее
эмпирическое наполнение [суждения], то оказывается, что форма заключает в
себе не только пустое тождество, вне которого находилось бы определение
содержания. Поэтому положительное суждение из-за своей формы не имеет истины
как положительное суждение; у того, кто называл бы истиной правильность
некоторого созерцания или восприятия, соответствие представления предмету,
по меньшей мере не было бы уже никакого выражения для того, что есть предмет
и цель философии. Ему пришлось бы по меньшей мере назвать их "истиной
разума", и, конечно, все согласятся, что суждения вроде "Цицерон был великий
оратор", "теперь день" и т. п. - не истины разума. Но они не таковы не
потому, что они как бы случайно имеют эмпирическое содержание, а потому, что
они лишь положительные суждения, которые не могут и не должны иметь
какое-либо иное содержание, кроме чего-то непосредственно единичного и той
или иной абстрактной определенности.
Положительное суждение имеет свою истину прежде всего в отрицательном:
единичное не есть абстрактно всеобщее, а предикат единичного, потому что он
такой предикат (или же, если рассматривать его сам по себе, безотносительно
к субъекту, потому что он абстрактно всеобщее), сам есть нечто определенное;
поэтому единичное есть прежде всего особенное. Далее, согласно другому
предложению, содержащемуся в положительном суждении, отрицательное суждение
гласит: всеобщее не есть абстрактно единичное, а этот предикат - уже потому,
что он предикат, иначе говоря, потому, что он находится в соотношении с
некоторым всеобщим субъектом, есть нечто большее, чем просто единичность, и
всеобщее есть поэтому прежде всего особенное. - Так как это всеобщее, как
субъект, само имеется в присущем суждению определении единичности, то оба
предложения сводятся к одному: "Единичное есть особенное".
Можно отметить, что а) здесь предикатом оказывается та особенность, о
которой речь шла уже выше; однако здесь она не положена внешней рефлексией,
а возникла через посредство показанного в суждении отрицательного
соотношения. Ь) Это определение оказывается здесь лишь предикатом. В
непосредственном суждении - в суждении наличного бытия - субъект есть
лежащее в основании (das zum Grunde Uegende), поэтому кажется, что
определение прежде всего совершается в предикате. На самом же деле это
первое отрицание еще не может быть определением или, собственно говоря,
полаганием единичного;
лишь второе, отрицательное отрицательного, есть такое полагание.
"Единичное есть особенное" - таково положительное выражение
отрицательного суждения. Это выражение постольку не есть само положительное
суждение, поскольку последнее в силу своей непосредственности имеет своими
крайними членами лишь абстрактное; особенное же именно через полагание
отношения суждения оказывается первым опосредствованным определением. -
Однако это определение следует брать не только как момент крайнего члена
[суждения ], но и как то, что оно, собственно говоря, непосредственно
(zunachst) и есть, - как определение отношения, иначе говоря, суждение
следует рассматривать и как отрицательное.
Этот переход основывается на отношении между крайними членами и их
соотнесением в суждении вообще. Положительное суждение есть соотношение
непосредственно единичного и всеобщего, стало быть, таких, из которых одно
при этом не есть то что' другое; вот почему это соотношение есть столь же
существенно разделение или отрицательное соотношение; поэтому положительное
суждение и должно было быть положено как отрицательное. Поэтому логики
напрасно поднимали столько шума по поводу того, что "не" отрицательного
суждения относится к связке. То, что в суждении есть определение крайнего
члена, есть равным образом и определенное отношение. Определение суждения
или крайний член [суждения] не есть чисто качественное определение
непосредственного бытия, долженствующее лишь противостоять чему-то иному вне
его. Оно и не определение рефлексии, которое по своей всеобщей форме
относится как положительное и отрицательное, причем и то и другое положено
как исключающее и тождественно с другим лишь в себе. ^Pj" деление суждения
как определение понятия есть в самом себе нечто всеобщее, положенное как
продолжающееся в своем другом. Наоборот, отношение суждения есть то же
определение, какое имеют крайние члены; ведь оно есть именно эта всеобщность
и продолженность их друг в друге; поскольку между крайними членами имеется
различие, в самом отношении суждения также содержится отрицательность.
Указанный выше переход от формы отношения к форме определения приводит к
непосредственному выводу, что "не" связки должно быть в такой же мере
присоединено к предикату, а предикат должен быть определен как не-всеобщее
(Nicm-Allgemeine). Но не-всеобщее через столь же непосредственный вывод есть
особенное. - Если за отрицательным удерживается совершенно абстрактное
определение непосредственного небытия, то предикат есть лишь совершенно
неопределенное не-всеобщее. Об этом определении логика обычно толкует при
рассмотрения контрадикторных понятий, настаивая как на чем-то важном на том,
чтобы, говоря об отрицательном понятия (beim Negativen eines Begriffs),
придерживались только отрицательного, которое следует принимать лишь за
неопределенный объем, присущий иному положительного понятия. Так, просто
не-белое есть, СОгласно этому взгляду, и красное, желтое, голубое и т. д., и
черное. Но белое, как таковое, есть чуждое понятия определение созерцания;
поэтому "не" по отношению к белому есть столь же чуждое понятия небытие,
каковая абстракция рассматривалась [нами] в начале логики, причем ее
ближайшей истиной было признано становление. Если при рассмотрении
определений суждения в качестве примера пользуются таким чуждым понятия
содержанием, почерпнутым из созерцания и представления, и определения бытия
и рефлексии принимаются за определения суждения, то это столь же некритичный
прием, как для Канта было бы некритично применять понятия рассудка к
бесконечной идее разума или к так называемой вещи-в-себе; понятие, к
которому принадлежит исходящее из него суждение, есть истинная вещь-в-себе
или разумное, тогда как упомянутые выше определения принадлежат к бытию или
сущности и суть такие формы, которые еще не достигли того вида, какой они
имеют в своей истине, в понятии. - Если не идут дальше белого, красного как
чувственных представлений, то, как это обычно делают, называют понятием
нечто такое, что есть лишь определение представления, и в таком случае
не-белое, не-красное не есть, конечно, нечто положительное, точно так же как
и не-треугольное есть нечто совершенно неопределенное, ибо определение,
основывающееся на числе и определенном количестве вообще, есть по существу
своему определение безразличное, чуждое понятия. Но подобно самому небытию и
такого рода чувственное содержание должно быть постигнуто в понятии и
утратить то безразличие и ту абстрактную непосредственность, какие ему
присущи в слепом, неподвижном представлении. Уже в наличном бытии лишенное
мысли ничто становится границей, через посредство которой нечто все же
соотносится с чем-то иным вне его. В рефлексии же оно есть отрицательное,
которое по существу своему соотносится с чем-то положительным и тем самым
есть определенное [отрицательное]; нечто отрицательное уже не есть
упомянутое неопределенное небытие; оно положено так, чтобы быть лишь
постольку, поскольку ему противостоит положительное, а третье - это их
основание; тем самым отрицательное удерживается в замкнутой сфере, в которой
то, что одно не есть, есть нечто определенное. - Но еще в большей мере в
абсолютно текучей непрерывности понятия и его определений "не" есть
непосредственно нечто положительное, и отрицание есть не только
определенность, оно принято во всеобщность и положено как тождественное ей.
Поэтому не-всеобщее есть вместе с тем особенное.
- Гегель г.В.Ф. Наука логики
- 1. Единство бытия и ничто
- 2. Моменты становления (Momente des Werdens)
- 3. Снятие становления (Aufheben des Werdens)
- 2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
- 1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится
- 2. Наполнение в-себе-бытия определенностью также отлично от той
- 3. Бытие-для-иного есть неопределенная, утвердительная общность нечто со
- Idees etc ). Стало быть, не только вечные истины и идеи (сущности) вещей, но
- 1. Количество содержит оба момента - непрерывность и дискретность. Оно
- 2. Непосредственное количество есть непрерывная величина. Но количество
- 2. Ближайшее определение - равенство считываемых чисел. Благодаря этому
- 3. Оба числа, которые определены одно относительно другого как единица и
- 5), Платон говорил, что помимо чувственного и идей посередине между ними
- 2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая
- 3. В числе определенное количество положено в своей полной
- Раздел 2. Величина (количество)
- 1. Бесконечное определенное количество как бесконечно большое или
- 1 (Единицей), потому что приращение всегда встречается в разложении только
- X/y . Уравнение есть уравнение кривой, а это отношение, целиком зависящее от
- 357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
- 2At есть часть движения как некоторой суммы, дает ложную видимость положения
- 3. Согласно этому, оба они составляют, собственно говоря, лишь одно
- 1. Отношение, как оно получилось теперь, есть снятое прямое отношение;
- 2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
- 3. Но тем самым получился переход обратного отношения в другое
- 1. Определенное количество, полагающее себя в своем инобытии
- 2. Степенное отношение представляется сначала внешним изменением,
- 1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
- 1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его
- 2. Но что изменение, выступающее как чисто количественное, переходит
- 3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
- 1. Качественная, в себе определенная сторона определенного количества
- 2. В мере появляется сущностное определение переменной величины, ибо она
- 2. Непосредственно определенный квант, как таковой, хотя вообще он как
- 3. Мера определилась тем самым как специфицированное отношение величин,
- 1. Если бы нечто, соединяемое с иным, а также и это иное, было бы тем,
- 2. Это соединение с несколькими [нечто ], которые также суть в самих себе
- 3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное
- 1. Редукцией считавшихся сначала самостоятельными отношений меры [к
- 2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не
- 3. А именно каждое качество вступает внутри каждой стороны в соотношение
- 1. Бытие есть видимость. Бытие видимости состоит единственно лишь в
- 2. Видимость, следовательно, содержит некоторую непосредственную
- 1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
- 2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
- 2. Положенность еще не есть определение рефлексии; она лишь
- 3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
- 1. Сущность есть простая непосредственность как снятая
- 2. Это тождество есть прежде всего сама сущность, а еще не ее
- 2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,
- 2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней
- 3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
- 3. Противоположность (Der Gegensatz)
- 1. Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты; в разности они
- 2. Противоречие разрешается.
- 3. С этой положительной стороны, с которой самостоятельность как
- 1. Сущность, становится материей, когда ее рефлексия определяет себя так,
- 2. Поэтому форма определяет материю, а материя определяется формой. - Так
- 3. Форма, поскольку она предполагает материю как свое иное, конечна. Она
- 1. В реальном основании основание как содержание и основание как
- 2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.
- 3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания;
- 1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что
- 2. Нечто есть не через свое условие; его условие - это не его основание.
- 3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
- Vervollstandigt sich zur Erscheinung).
- In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
- 1. Вещь-в-себе - это существующее как существенное непосредственное,
- 2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,
- 3. Эта внешняя рефлексия есть теперь отношение вещей-в-себе друг к другу,
- 1. Явление - это существующее, опосредствованное своим отрицанием,
- 2. Следовательно, закон - это положительное в опосредство-вании
- 3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления
- 1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
- 2. В себе и для себя сущий мир есть тотальность существования; вне его
- 2" Это отношение содержит, стало быть, самостоятельность сторон и точно
- 1. Отношение между целым и частями есть непосредственное отношение;
- 2. Таким образом, они разные определения формы, имеющие тождественную
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего - это
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего-это
- 3. Эта действительность не первая, а рефлектированная действительность,
- 1. Та необходимость, которая выявилась [здесь], формальна, так как ее
- 2. Эта возможность как в-себе-бытие реальной действительности сама есть
- 3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
- 1. Причина первоначальна по отношению к действию. - Субстанция как мощь
- 2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
- 2. Но определенность отношения причинности, состоящая в том, что
- 3. Теперь следует посмотреть, чтб получилось в результате движения
- 1. Субстанция как абсолютная мощь или соотносящаяся с собой
- 2. Второй момент - это для-себя-бытие, иначе говоря, то, что мощь
- 3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
- Ich denke), или самосознания. - Это положение составляет так называемую
- 83) Начинает обсуждать в отношении логики старый и знаменитый вопрос: что
- 1. Поэтому единичность являет себя прежде всего как рефлексия понятия в
- 2. Но единичность - это не только возвращение понятия в само себя, но
- 1 Субъект и предикат, как было указано, суть прежде всего имена
- 2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
- 3. Если оба предложения - формы и содержания:
- 1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
- 2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное
- 3. Особенность, оказавшаяся положительным определением отрицательного
- 35, То этот род имеет в самом себе определенность, составляющую принцип его
- 1. Умозаключение, каково оно непосредственно, имеет своими моментами
- 2. В непосредственном рассудочном умозаключении термины имеют форму
- 3. Определения умозаключения суть определения содержания, поскольку они
- 1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто
- 2. Но термины пока еще непосредственные определенности;
- 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
- 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной
- 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но
- 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет
- 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два
- 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. Е. ]
- 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
- 1 Умозаключение общности есть совершенное рассудочное умозаключение, но
- 2. Но это рефлективное совершенство умозаключения делает его именно
- 3. При рассмотрении умозаключения наличного бытия из понятия
- 1. Умозаключение общности подпадает под схему первой фигуры: е-о-в,
- 2 Вторая фигура формального умозаключения (b-e-o) потому не
- 3. Индукция - это скорее по существу своему еще субъективное
- 1. Это умозаключение имеет своей абстрактной схемой третью фигуру
- 2. Аналогия тем поверхностнее, чем в большей мере то всеобщее, в котором
- 1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками
- 2. Это умозаключение как первое и тем самым непосредственное
- 3. Но в этом умозаключении субъективно еще то, что указанное тождество
- 1. Гипотетическое суждение содержит лишь небходимое соотношение без
- 2. Прежде всего соотношение гипотетического суждения есть необходимость,
- 3. Гипотетическим умозаключением представлено прежде всего необходимое
- 2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в
- 3. Так как определенность одного объекта заключена в другом объекте то
- 1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного
- 2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их
- 3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.
- 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты
- 3. Тем самым эти объекты-стихии освобождены от химической напряженности;
- 1 В своем соотношении со средством цель уже рефлектирована в себя- но ее
- 2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
- 3. Тем самым получается в результате, что внешняя целесообразность,
- 1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
- 2. Этот процесс, присущий живой индивидуальности, ограничен ею самой и
- 3. Только что рассмотренная идея и есть понятие живого субъекта и его
- 1. Дефиниция (Die Definition)
- 2. Членение (Die Einteilung)
- 2. Опосредствование, которое должно быть теперь рассмотрено подробнее,
- 76. Против этого плоского взгляда необходимо прибегнуть к "плоскому
- 1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
- 2. Конкретная тотальность, образующая начало, имеет, как таковая, в самой