logo
gegel_fridrih_nauka_logiki

3. Если оба предложения - формы и содержания:

(субъект)

Единичное

Всеобщее

(предикат) всеобще единично, -

ввиду того что они содержатся в одном положительном суждении, были бы

соединены так, что тем самым оба, и субъект и предикат, оказались бы

определенными как единство единичности и всеобщности, то оба они были бы

особенным (das Besondere), что в себе должно быть признано их внутренним

определением. Однако, с одной стороны, это соединение было бы осуществлено

лишь через некоторую внешнюю рефлексию, с другой - предложение, которое

вытекало бы отсюда: "Особенное есть особенное" - было бы уже не суждением, а

пустым предложением тождества, подобно рассмотренным выше предложениям:

"Единичное единично" и "Всеобщее всеобще". - Единичность и всеобщность не

могут еще быть объединены в особенность, так как в положительном суждении

они еще положены как непосредственные. - Иначе говоря, суждение следует еще

различать по своей форме и по своему содержанию, потому что именно субъект и

предикат еще различены как непосредственность и опосредствованное или потому

что суждение по своему отношению есть и то и другое: самостоятельность

соотносящихся [сторон] и их взаимное определение или опосредствование. Итак,

суждение, рассматриваемое, во-первых, по своей форме, гласит:

"Единичное всеобще". Но вернее' будет сказать, что такое непосредственное

единичное не всеобще; его предикат имеет больший объем и, следовательно, оно

ему не соответствует. Субъект есть нечто непосредственно для себя сущее и

потому противоположность той абстракции-положенной опосредствованием

всеобщности, которая должна была быть высказана о нем.

Во-вторых, суждение рассматривается по своему содержанию или как

предложение: "Всеобщее единично"; в этом случае субъект есть нечто всеобщее,

обладающее качествами, бесконечно определенное конкретное; а так как его

определенности суть еще только качества, свойства или акциденции, то его

тотальность есть дурная бесконечность их множественности. Поэтому такой

субъект, вернее сказать, не есть такого рода единичное свойство, какое

высказывается его предикатом. Поэтому оба предложения должны подвергнуться

отрицанию (verneint werden), и положительное суждение должно быть положено

скорее как отрицательное.

в) Отрицательное суждение (Das negative Urteil)