logo
gegel_fridrih_nauka_logiki

1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его

собственная определенность в себе самом; таким образом, определенное

количество качественно. Прежде всего мера, как непосредственная мера, есть

непосредственный и потому определенный квант; столь же непосредственно

сопряженное с ним качество, оно есть некоторое определенное качество. -

Определенное количество, как эта более уже не безразличная граница, а как

соотносящаяся с собой внешность, само, таким образом, есть качество и,

будучи отличным от последнего, оно не выходит за его пределы, равно как и

это качество не выходит за пределы, определенного количества. Оно, таким

образом, есть определенность, возвратившаяся в простое равенство с собой;

оно едино с определенным наличным бытием, так же как это последнее едино со

своим определенным количеством.

Если из полученного теперь определения хотят образовать предложение, то

можно выразиться так: все налично сущее имеет некоторую меру. Всякое

наличное бытие обладает величиной, и эта величина принадлежит к самой

природе нечто; она составляет его определенную природу и его

внутри-себя-бытие. Нечто не безразлично к этой величине, не остается тем,

что оно есть, если изменяется эта величина, а изменение последней изменяет

его качество. Определенное количество как мера перестало быть такой

границей, которая не есть граница; отныне оно определение вещи, так что если

увеличить или уменьшить эту вещь за пределы этого определенного количества,

она погибнет.

Мера как масштаб в обычном смысле - это определенное количество, которое

произвольно принимается за в себе определенную единицу по отношению к

внешней численности. Такого рода единица может, правда, и в самом деле быть

определенной в себе единицей, как, например, фут "4 и тому подобные

первоначальные меры; однако поскольку она применяется также и как масштаб

для других вещей, она для них только внешняя, а не первоначальная мера. -

Так, диаметр земного шара или длина маятника могут быть сами по себе взяты

как специфические определенные количества; но [следует признать]

произвольным решение брать именно такую-то часть диаметра земного шара или

длины маятника и применять ее как масштаб именно на таком-то градусе широты.

Но еще в большей степени такого рода масштаб будет чем-то внешним для других

вещей. Последние специфицировали всеобщее специфическое определенное

количество опять-таки на особый лад и тем самым сделались особыми вещами.

Нелепо поэтому говорить о естественном масштабе вещей. Да и помимо этого

всеобщий масштаб должен, как полагают, служить лишь для внешнего сравнения;

в этом самом поверхностном смысле, в каком он берется как всеобщая мера,

совершенно безразлично, что для этого употребляется. Это, как полагают, не

основная мера в том смысле, что в ней представлены естественные меры

особенных вещей и что из нее эти меры познаются согласно некоторому правилу

как спецификации всеобщей меры, меры их всеобщего тела. Но без этого смысла

абсолютный масштаб имеет лишь интерес и значение чего-то общего

(Gemeinschaftlichen), а таковое есть всеобщее не в в себе, а только по

соглашению.

Эта непосредственная мера есть простое определение величины, как,

например, величина органических существ, их членов и т. д. Но всякое

существующее, чтобы быть тем, что оно есть, и чтобы вообще обладать наличным

бытием, имеет некоторую величину. - Как определенное количество, она есть

безразличная величина, открытая внешнему определению и способная подниматься

к большему и опускаться к меньшему. Но как мера она в то же время отлична от

себя самой как определенного количества, как такого безразличного

определения и есть ограничение этого безразличного движения вдоль границы,

туда и обратно.

Так как количественная определенность оказывается, таким образом, в

наличном бытии двоякой - с одной стороны, такой определенностью, с которой

связано качество, а с другой - такой определенностью, по отношению к

которой, без ущерба для качества, можно двигаться туда и обратно, - то

гибель имеющего меру нечто может произойти от того, что изменяется его

определенное количество. Эта гибель представляется, с одной стороны,

неожиданной, поскольку можно ведь вносить изменения в определенное

количество, не изменяя меры и качества, с другой стороны, она становится

чем-то совершенно понятным, а именно посредством [категории ] постепенности

(Allmahlichkeit). К этой категории охотно прибегают, чтобы представить или

объяснить прохождение какого-то качества или какого-то нечто, так как

кажется, что таким образом можно чуть ли не видеть собственными глазами

исчезание, потому что определенное количество положено как внешняя, по своей

природе изменчивая граница, стало быть изменение как изменение одного лишь

определенного количества само собой понятно. Но на самом деле этим ничего не

объясняется; изменение есть в то же время по своему существу переход одного

качества в другое, или более абстрактный переход от наличного бытия к его

отсутствию; в этом заключается иное определение, чем в постепенности,

которая есть лишь уменьшение или увеличение и одностороннее удержание

величины.