1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
и их соотношения, которые должны быть теперь рассмотрены в значении
определений метода. - При этом следует начать, во-первых, с [рассмотрения ]
начала. О нем уже говорилось в начале самой логики, равно как и при
рассмотрении субъективного познания, и было показано, что если начало
берется непроизвольно и совершенно бессознательно, то, хотя и может
казаться, что оно приводит ко многим затруднениям, оно, однако, имеет весьма
простую природу. Так как оно начало, то его содержание есть нечто
непосредственное, но такое, которое имеет смысл и форму абстрактной
всеобщности. Будет ли оно помимо этого содержанием, относящимся к бытию, или
сущности, или понятию, - все равно, оно постольку нечто принимаемое,
находимое в наличии, ассерторическое, поскольку оно нечто непосредственное.
Но во-первых, оно непосредственность не чувственного созерцания или
представления, а мышления, которое можно за его непосредственность назвать
также сверхчувственным, внутренним созерцанием. Непосредственность
чувственного созерцания многообразна и единична. Но познание есть понятийное
мышление; поэтому его начало также имеется только в стихии мышления; оно
нечто простое и всеобщее. - Об этой форме речь шла выше при рассмотрении
дефиниции. Относительно начала конечного познания всеобщность тоже
признается существенным определением, но она берется лишь как определение
мысли и понятия в противоположность бытию. На самом же деле эта первая
всеобщность непосредственна и имеет поэтому также значение бытия; ведь бытие
есть именно это абстрактное соотношение с самим собой. Бытие не нуждается ни
в каком другом выведении, в каком оно нуждалось бы, если бы оно в составе
дефиниции было выражено лишь тем абстрактным моментом, который заимствован
из чувственного созерцания или откуда-то еще, а потому нуждался бы в показе.
Это показывание и выведение касается такого опосредствования, которое есть
нечто большее, чем просто начало, и оно такое опосредствование, которое не
принадлежит мыслящему постижению в понятиях, а есть лишь возвышение
представления, эмпирического и резонирующего сознания до ступени мышления.
Согласно обычному противопоставлению мысли или понятия бытию важной истиной
кажется то, что мысли, взятой отдельно, еще не присуще бытие и что бытие
имеет собственное, от самой мысли независимое основание. Но простое
определение бытия само по себе столь скудно, что уже поэтому нечего его
превозносить. Всеобщее само есть непосредственно эта непосредственность, ибо
как абстрактное оно также лишь абстрактное соотношение с собой, которое и
есть бытие. На самом же деле требование показать бытие имеет еще и
внутренний смысл, заключающий в себе не только это абстрактное определение;
тем самым имеется в виду вообще требование реализации понятия, которая в
самом начале еще не находится, а скорее есть цель и дело всего дальнейшего
развития познания. Далее, так как содержание начала должно найти свое
обоснование во внутреннем или внешнем восприятии путем показывания и быть
удостоверено как нечто истинное или правильное, то этим имеется в виду уже
не форма всеобщности, как таковая, а ее определенность, о чем необходимо
сейчас поговорить. [На первый взгляд] кажется, что удостоверение того
определенного содержания, которое составляет начало, находится позади этого
начала;
на деле же это удостоверение дблжно рассматривать как движение вперед,
если только оно принадлежит к понятийному познанию.
Начало, стало быть, имеет для метода только одну определенность - быть
простым и всеобщим; это и есть сама определенность, из-за которой оно
недостаточно. Всеобщность есть чистое, простое понятие, и метод как
осознание этого понятия знает, что всеобщность есть лишь момент и что
понятие еще не определено в ней в себе и для себя. Однако если бы это
сознание стремилось дальше развивать начало только ради метода, то метод был
бы чем-то формальным, чем-то положенным во внешней рефлексии. Но так как
метод есть объективная, имманентная форма, то недостаточность начала должна
заключаться в его непосредственности, наделенной импульсом к дальнейшему
движению. Но всеобщее имеет в абсолютном методе значение не просто
абстрактного, а объективно всеобщего, т. е. того, что в себе есть конкретная
тотальность, но еще не положенная, еще не сущая для себя. Даже абстрактно
всеобщее, как таковое, рассматриваемое в понятии, т. е. в своей истине, есть
не только простое, а как абстрактное оно уже положено как отягощенное
некоторым отрицанием. Поэтому-то и нет, будь это в самой действительности
или в мысли, такого простого и такого абстрактного, как это обычно
представляют себе. Такое простое есть лишь мнение, имеющее свое основание
единственно лишь в неосознании того, чтб на самом деле имеется налицо.
Началопо-лагающее (das Anfangende) было выше определено как то, чтб
непосредственно; непосредственность всеобщего есть то же самое, чтб здесь
обозначено как в-себе-бытие без для-себя-бытия. Поэтому, конечно, можно
сказать, что всякое начало должно быть сделано с абсолютного, равно как и
всякое движение вперед есть лишь изображение абсолютного, поскольку
в-себе-сущее есть понятие. Но именно потому, что оно еще только в себе, оно
точно так же не есть ни абсолютное, ни положенное понятие, ни идея; ведь
последние состоят именно в том, что в-себе-бытие есть лишь абстрактный,
односторонний момент. Поэтому движение вперед не есть что-то лишнее; оно
было бы таковым, если бы то, с чего начинают, уже было поистине абсолютным;
движение вперед состоит скорее в том, что всеобщее определяет само себя и
есть всеобщее для себя, т. е. точно так же есть единичное и субъект. Лишь в
своем завершении оно абсолютное.
Можно напомнить о том, что начало, которое в себе есть конкретная
тотальность, может, как таковое, быть также свободным, а его
непосредственность - иметь определение внешнего наличного бытия; зародыш
живого и субъективная цель вообще оказались такими началами; оба поэтому
сами суть импульсы. Напротив, недуховное и неживое есть конкретное понятие
лишь как реальная возможность; причина есть высшая ступень, на которой
конкретное понятие как начало в сфере необходимости имеет непосредственное
наличное бытие; но она еще не субъект, который, как таковой, сохраняет себя
и в своей действительной реализации. Солнце, например, и вообще все неживое
есть определенное существование, в котором реальная возможность остается
внутренней тотальностью, а моменты этой тотальности в нем не положены 78 в
субъективной форме и, поскольку они реализуются, они приобретают наличное
бытие через другие телесные индивиды.
- Гегель г.В.Ф. Наука логики
- 1. Единство бытия и ничто
- 2. Моменты становления (Momente des Werdens)
- 3. Снятие становления (Aufheben des Werdens)
- 2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
- 1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится
- 2. Наполнение в-себе-бытия определенностью также отлично от той
- 3. Бытие-для-иного есть неопределенная, утвердительная общность нечто со
- Idees etc ). Стало быть, не только вечные истины и идеи (сущности) вещей, но
- 1. Количество содержит оба момента - непрерывность и дискретность. Оно
- 2. Непосредственное количество есть непрерывная величина. Но количество
- 2. Ближайшее определение - равенство считываемых чисел. Благодаря этому
- 3. Оба числа, которые определены одно относительно другого как единица и
- 5), Платон говорил, что помимо чувственного и идей посередине между ними
- 2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая
- 3. В числе определенное количество положено в своей полной
- Раздел 2. Величина (количество)
- 1. Бесконечное определенное количество как бесконечно большое или
- 1 (Единицей), потому что приращение всегда встречается в разложении только
- X/y . Уравнение есть уравнение кривой, а это отношение, целиком зависящее от
- 357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
- 2At есть часть движения как некоторой суммы, дает ложную видимость положения
- 3. Согласно этому, оба они составляют, собственно говоря, лишь одно
- 1. Отношение, как оно получилось теперь, есть снятое прямое отношение;
- 2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
- 3. Но тем самым получился переход обратного отношения в другое
- 1. Определенное количество, полагающее себя в своем инобытии
- 2. Степенное отношение представляется сначала внешним изменением,
- 1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
- 1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его
- 2. Но что изменение, выступающее как чисто количественное, переходит
- 3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
- 1. Качественная, в себе определенная сторона определенного количества
- 2. В мере появляется сущностное определение переменной величины, ибо она
- 2. Непосредственно определенный квант, как таковой, хотя вообще он как
- 3. Мера определилась тем самым как специфицированное отношение величин,
- 1. Если бы нечто, соединяемое с иным, а также и это иное, было бы тем,
- 2. Это соединение с несколькими [нечто ], которые также суть в самих себе
- 3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное
- 1. Редукцией считавшихся сначала самостоятельными отношений меры [к
- 2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не
- 3. А именно каждое качество вступает внутри каждой стороны в соотношение
- 1. Бытие есть видимость. Бытие видимости состоит единственно лишь в
- 2. Видимость, следовательно, содержит некоторую непосредственную
- 1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
- 2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
- 2. Положенность еще не есть определение рефлексии; она лишь
- 3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
- 1. Сущность есть простая непосредственность как снятая
- 2. Это тождество есть прежде всего сама сущность, а еще не ее
- 2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,
- 2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней
- 3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
- 3. Противоположность (Der Gegensatz)
- 1. Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты; в разности они
- 2. Противоречие разрешается.
- 3. С этой положительной стороны, с которой самостоятельность как
- 1. Сущность, становится материей, когда ее рефлексия определяет себя так,
- 2. Поэтому форма определяет материю, а материя определяется формой. - Так
- 3. Форма, поскольку она предполагает материю как свое иное, конечна. Она
- 1. В реальном основании основание как содержание и основание как
- 2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.
- 3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания;
- 1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что
- 2. Нечто есть не через свое условие; его условие - это не его основание.
- 3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
- Vervollstandigt sich zur Erscheinung).
- In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
- 1. Вещь-в-себе - это существующее как существенное непосредственное,
- 2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,
- 3. Эта внешняя рефлексия есть теперь отношение вещей-в-себе друг к другу,
- 1. Явление - это существующее, опосредствованное своим отрицанием,
- 2. Следовательно, закон - это положительное в опосредство-вании
- 3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления
- 1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
- 2. В себе и для себя сущий мир есть тотальность существования; вне его
- 2" Это отношение содержит, стало быть, самостоятельность сторон и точно
- 1. Отношение между целым и частями есть непосредственное отношение;
- 2. Таким образом, они разные определения формы, имеющие тождественную
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего - это
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего-это
- 3. Эта действительность не первая, а рефлектированная действительность,
- 1. Та необходимость, которая выявилась [здесь], формальна, так как ее
- 2. Эта возможность как в-себе-бытие реальной действительности сама есть
- 3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
- 1. Причина первоначальна по отношению к действию. - Субстанция как мощь
- 2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
- 2. Но определенность отношения причинности, состоящая в том, что
- 3. Теперь следует посмотреть, чтб получилось в результате движения
- 1. Субстанция как абсолютная мощь или соотносящаяся с собой
- 2. Второй момент - это для-себя-бытие, иначе говоря, то, что мощь
- 3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
- Ich denke), или самосознания. - Это положение составляет так называемую
- 83) Начинает обсуждать в отношении логики старый и знаменитый вопрос: что
- 1. Поэтому единичность являет себя прежде всего как рефлексия понятия в
- 2. Но единичность - это не только возвращение понятия в само себя, но
- 1 Субъект и предикат, как было указано, суть прежде всего имена
- 2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
- 3. Если оба предложения - формы и содержания:
- 1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
- 2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное
- 3. Особенность, оказавшаяся положительным определением отрицательного
- 35, То этот род имеет в самом себе определенность, составляющую принцип его
- 1. Умозаключение, каково оно непосредственно, имеет своими моментами
- 2. В непосредственном рассудочном умозаключении термины имеют форму
- 3. Определения умозаключения суть определения содержания, поскольку они
- 1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто
- 2. Но термины пока еще непосредственные определенности;
- 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
- 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной
- 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но
- 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет
- 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два
- 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. Е. ]
- 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
- 1 Умозаключение общности есть совершенное рассудочное умозаключение, но
- 2. Но это рефлективное совершенство умозаключения делает его именно
- 3. При рассмотрении умозаключения наличного бытия из понятия
- 1. Умозаключение общности подпадает под схему первой фигуры: е-о-в,
- 2 Вторая фигура формального умозаключения (b-e-o) потому не
- 3. Индукция - это скорее по существу своему еще субъективное
- 1. Это умозаключение имеет своей абстрактной схемой третью фигуру
- 2. Аналогия тем поверхностнее, чем в большей мере то всеобщее, в котором
- 1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками
- 2. Это умозаключение как первое и тем самым непосредственное
- 3. Но в этом умозаключении субъективно еще то, что указанное тождество
- 1. Гипотетическое суждение содержит лишь небходимое соотношение без
- 2. Прежде всего соотношение гипотетического суждения есть необходимость,
- 3. Гипотетическим умозаключением представлено прежде всего необходимое
- 2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в
- 3. Так как определенность одного объекта заключена в другом объекте то
- 1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного
- 2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их
- 3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.
- 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты
- 3. Тем самым эти объекты-стихии освобождены от химической напряженности;
- 1 В своем соотношении со средством цель уже рефлектирована в себя- но ее
- 2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
- 3. Тем самым получается в результате, что внешняя целесообразность,
- 1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
- 2. Этот процесс, присущий живой индивидуальности, ограничен ею самой и
- 3. Только что рассмотренная идея и есть понятие живого субъекта и его
- 1. Дефиниция (Die Definition)
- 2. Членение (Die Einteilung)
- 2. Опосредствование, которое должно быть теперь рассмотрено подробнее,
- 76. Против этого плоского взгляда необходимо прибегнуть к "плоскому
- 1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
- 2. Конкретная тотальность, образующая начало, имеет, как таковая, в самой