1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
содержание его многообразного наличного бытия имеет свое устойчивое наличие
в чем-то ином; устойчивость этого содержания есть поэтому его разложение. Но
в этом ином являющееся также сливается с самим собой; таким образом, явление
в своем изменении есть также и сохранение, а его положенность есть закон.
Закон есть это простое тождество явления с собой, и потому он основа, а не
основание явления; ведь закон не отрицательное единство явления, а как его
простое тождество - непосредственное (как абстрактное) единство, наряду с
которым имеет место поэтому и другое содержание явления. Содержание есть
"это", оно объединено внутри себя, иначе говоря, имеет свою отрицательную
рефлексию внутри самого себя. Оно рефлектировано в нечто иное; это иное само
есть существование явления; являющиеся вещи имеют свои основания и условия в
других являющихся вещах.
Но на самом деле закон - это и иное явления, как такового, и
отрицательная рефлексия явления как рефлексия в его иное. Содержание
явления, отличающееся от содержания закона, - это существующее, имеющее
своим основанием свою отрицательность, иначе говоря, рефлектированное в свое
небытие. Но это иное, которое также есть нечто существующее, есть равным
образом такое же существующее, рефлектированное в свое небытие;
следовательно, оно то же самое, и являющееся на самом деле рефлектировано
здесь не в иное, а в себя; именно эта рефлексия положенности в себя и есть
закон. Но как являющееся положенность эта по существу своему рефлектировала
в свое небытие, иначе говоря, ее тождество само есть по существу своему
также ее отрицательность и ее иное. Следовательно, рефлексия явления в себя,
закон, есть также не только тождественная основа явления, явление имеет в
законе свою противоположность, и закон - это отрицательное единство явления.
Ввиду этого изменилось определение закона в нем самом. Прежде всего он
лишь разное содержание и формальная рефлексия положенности в себя, так что
положенность одной его стороны есть положенность другой. Но так как он также
отрицательная рефлексия в себя, то его стороны относятся друг к другу не
только как разные, но и как отрицательно соотносящиеся друг с другом. -
Иначе говоря, если рассматривать закон только сам по себе, то стороны его
содержания безразличны друг к другу; но точно так же они сняты своим
тождеством; положенность одной стороны есть положенность другой; стало быть,
устойчивость каждой из них есть также и неналичие (Nichtbestehen) ее самой.
Эта положенность одной из них в другой есть их отрицательное единство, и
каждая из них есть не только своя положенность, но и положенность другой,
иначе говоря, каждая есть сама это отрицательное единство. Положительное
тождество, которое они имеют в законе, как таковом, есть еще только их
внутреннее единство, которое нуждается в доказательстве и опосредствовании,
потому что это отрицательное единство еще не положено в них. Но так как
разные стороны закона теперь определены как такие, которые разны в своем
отрицательном единстве, другими словами, как такие, каждая из которых
содержит свое иное в самой себе и в то же время как нечто самостоятельное
отталкивает от себя это свое инобытие, то тождество закона есть теперь также
положенное и реальное тождество.
Следовательно, закон тем самым приобрел также недостававший ему момент
отрицательной формы своих сторон, момент, который раньше принадлежал еще
явлению; существование, стало быть, полностью возвратилось в себя и
рефлектировало себя в свое абсолютное в-себе-и-для-себя-сущее инобытие.
Поэтому то, что раньше было законом, уже не есть лишь одна из сторон целого,
другой стороной которого было явление, как таковое, а само есть целое.
Сторона в существе своем есть тотальность явления, так что она содержит
теперь и момент несущественности, который раньше принадлежал явлению, но
содержит его как рефлектированную, в себе сущую несущественность, т. е. как
существенную отрицательность. - Как непосредственное содержание закон
определен вообще, отличен от других законов, и их существует не поддающееся
определению множество. Но, имея теперь существенную отрицательность в самом
себе, он уже не содержит такого лишь безразличного, случайного определения
содержания; его содержание есть вообще всякая определенность в существенном
соотношении, делающемся тотальностью. Таким образом, рефлектированное в себя
явление есть теперь мир, который возвышается (auftut) над являющимся миром
как сущий в себе и для себя.
Царство законов содержит лишь простое, неизменное, но разнообразное
содержание существующего мира. Будучи, однако, тотальной рефлексией этого
мира, оно содержит также момент его многообразия, лишенного сущности. Этот
момент изменчивости и изменения как рефлектированный в себя, существенный
момент, есть абсолютная отрицательность или форма вообще, как таковая;
однако во в-себе-и-для-себя-сущем мире моменты этой формы имеют реальность
самостоятельного, но рефлектированного существования, равно как и, наоборот,
эта рефлектированная самостоятельность имеет теперь форму в самой себе, и
тем самым ее содержание есть не просто многообразное содержание, но по
существу своему связанное с собой.
Этот в себе и для себя сущий мир называется также сверхчувственным миром,
поскольку существующий мир определяют как чувственный, т. е. как такой,
который дан созерцанию и есть для непосредственного отношения сознания к
нему. - Сверхчувственный мир равным образом обладает непосредственностью,
Существованием, но рефлектированным, существенным существованием. Сущность
еще не имеет никакого наличного бытия, но она есть, и в более глубоком
смысле, чем бытие; вещь - это начало рефлектированного существования; она
непосредственность, еще не положенная как существенная или рефлектированная;
однако поистине она не есть сущее непосредственное. Лишь Как вещи другого,
сверхчувственного мира вещи положены, во-первых, как истинно существующие и,
во-вторых, как истинное RO сравнению с сущим; в них признается, что имеется
бытие, отличное от непосредственного бытия, такое, которое и есть истинное
существование. С одной стороны, в этом определении преодолено чувственное
представление, приписывающее сущестование лишь непосредственному бытию,
которое дано чувству созерцанию; но, с другой - в нем преодолена также
бессознаельная рефлексия, которая хотя и имеет представление о вещах, и т.
д., но не знает, что такие определения - то не чувственные или сущие
непосредственности, а рефректированные существования.
- Гегель г.В.Ф. Наука логики
- 1. Единство бытия и ничто
- 2. Моменты становления (Momente des Werdens)
- 3. Снятие становления (Aufheben des Werdens)
- 2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
- 1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится
- 2. Наполнение в-себе-бытия определенностью также отлично от той
- 3. Бытие-для-иного есть неопределенная, утвердительная общность нечто со
- Idees etc ). Стало быть, не только вечные истины и идеи (сущности) вещей, но
- 1. Количество содержит оба момента - непрерывность и дискретность. Оно
- 2. Непосредственное количество есть непрерывная величина. Но количество
- 2. Ближайшее определение - равенство считываемых чисел. Благодаря этому
- 3. Оба числа, которые определены одно относительно другого как единица и
- 5), Платон говорил, что помимо чувственного и идей посередине между ними
- 2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая
- 3. В числе определенное количество положено в своей полной
- Раздел 2. Величина (количество)
- 1. Бесконечное определенное количество как бесконечно большое или
- 1 (Единицей), потому что приращение всегда встречается в разложении только
- X/y . Уравнение есть уравнение кривой, а это отношение, целиком зависящее от
- 357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
- 2At есть часть движения как некоторой суммы, дает ложную видимость положения
- 3. Согласно этому, оба они составляют, собственно говоря, лишь одно
- 1. Отношение, как оно получилось теперь, есть снятое прямое отношение;
- 2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
- 3. Но тем самым получился переход обратного отношения в другое
- 1. Определенное количество, полагающее себя в своем инобытии
- 2. Степенное отношение представляется сначала внешним изменением,
- 1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
- 1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его
- 2. Но что изменение, выступающее как чисто количественное, переходит
- 3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
- 1. Качественная, в себе определенная сторона определенного количества
- 2. В мере появляется сущностное определение переменной величины, ибо она
- 2. Непосредственно определенный квант, как таковой, хотя вообще он как
- 3. Мера определилась тем самым как специфицированное отношение величин,
- 1. Если бы нечто, соединяемое с иным, а также и это иное, было бы тем,
- 2. Это соединение с несколькими [нечто ], которые также суть в самих себе
- 3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное
- 1. Редукцией считавшихся сначала самостоятельными отношений меры [к
- 2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не
- 3. А именно каждое качество вступает внутри каждой стороны в соотношение
- 1. Бытие есть видимость. Бытие видимости состоит единственно лишь в
- 2. Видимость, следовательно, содержит некоторую непосредственную
- 1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
- 2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
- 2. Положенность еще не есть определение рефлексии; она лишь
- 3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
- 1. Сущность есть простая непосредственность как снятая
- 2. Это тождество есть прежде всего сама сущность, а еще не ее
- 2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,
- 2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней
- 3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
- 3. Противоположность (Der Gegensatz)
- 1. Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты; в разности они
- 2. Противоречие разрешается.
- 3. С этой положительной стороны, с которой самостоятельность как
- 1. Сущность, становится материей, когда ее рефлексия определяет себя так,
- 2. Поэтому форма определяет материю, а материя определяется формой. - Так
- 3. Форма, поскольку она предполагает материю как свое иное, конечна. Она
- 1. В реальном основании основание как содержание и основание как
- 2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.
- 3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания;
- 1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что
- 2. Нечто есть не через свое условие; его условие - это не его основание.
- 3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
- Vervollstandigt sich zur Erscheinung).
- In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
- 1. Вещь-в-себе - это существующее как существенное непосредственное,
- 2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,
- 3. Эта внешняя рефлексия есть теперь отношение вещей-в-себе друг к другу,
- 1. Явление - это существующее, опосредствованное своим отрицанием,
- 2. Следовательно, закон - это положительное в опосредство-вании
- 3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления
- 1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
- 2. В себе и для себя сущий мир есть тотальность существования; вне его
- 2" Это отношение содержит, стало быть, самостоятельность сторон и точно
- 1. Отношение между целым и частями есть непосредственное отношение;
- 2. Таким образом, они разные определения формы, имеющие тождественную
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего - это
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего-это
- 3. Эта действительность не первая, а рефлектированная действительность,
- 1. Та необходимость, которая выявилась [здесь], формальна, так как ее
- 2. Эта возможность как в-себе-бытие реальной действительности сама есть
- 3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
- 1. Причина первоначальна по отношению к действию. - Субстанция как мощь
- 2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
- 2. Но определенность отношения причинности, состоящая в том, что
- 3. Теперь следует посмотреть, чтб получилось в результате движения
- 1. Субстанция как абсолютная мощь или соотносящаяся с собой
- 2. Второй момент - это для-себя-бытие, иначе говоря, то, что мощь
- 3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
- Ich denke), или самосознания. - Это положение составляет так называемую
- 83) Начинает обсуждать в отношении логики старый и знаменитый вопрос: что
- 1. Поэтому единичность являет себя прежде всего как рефлексия понятия в
- 2. Но единичность - это не только возвращение понятия в само себя, но
- 1 Субъект и предикат, как было указано, суть прежде всего имена
- 2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
- 3. Если оба предложения - формы и содержания:
- 1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
- 2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное
- 3. Особенность, оказавшаяся положительным определением отрицательного
- 35, То этот род имеет в самом себе определенность, составляющую принцип его
- 1. Умозаключение, каково оно непосредственно, имеет своими моментами
- 2. В непосредственном рассудочном умозаключении термины имеют форму
- 3. Определения умозаключения суть определения содержания, поскольку они
- 1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто
- 2. Но термины пока еще непосредственные определенности;
- 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
- 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной
- 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но
- 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет
- 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два
- 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. Е. ]
- 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
- 1 Умозаключение общности есть совершенное рассудочное умозаключение, но
- 2. Но это рефлективное совершенство умозаключения делает его именно
- 3. При рассмотрении умозаключения наличного бытия из понятия
- 1. Умозаключение общности подпадает под схему первой фигуры: е-о-в,
- 2 Вторая фигура формального умозаключения (b-e-o) потому не
- 3. Индукция - это скорее по существу своему еще субъективное
- 1. Это умозаключение имеет своей абстрактной схемой третью фигуру
- 2. Аналогия тем поверхностнее, чем в большей мере то всеобщее, в котором
- 1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками
- 2. Это умозаключение как первое и тем самым непосредственное
- 3. Но в этом умозаключении субъективно еще то, что указанное тождество
- 1. Гипотетическое суждение содержит лишь небходимое соотношение без
- 2. Прежде всего соотношение гипотетического суждения есть необходимость,
- 3. Гипотетическим умозаключением представлено прежде всего необходимое
- 2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в
- 3. Так как определенность одного объекта заключена в другом объекте то
- 1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного
- 2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их
- 3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.
- 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты
- 3. Тем самым эти объекты-стихии освобождены от химической напряженности;
- 1 В своем соотношении со средством цель уже рефлектирована в себя- но ее
- 2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
- 3. Тем самым получается в результате, что внешняя целесообразность,
- 1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
- 2. Этот процесс, присущий живой индивидуальности, ограничен ею самой и
- 3. Только что рассмотренная идея и есть понятие живого субъекта и его
- 1. Дефиниция (Die Definition)
- 2. Членение (Die Einteilung)
- 2. Опосредствование, которое должно быть теперь рассмотрено подробнее,
- 76. Против этого плоского взгляда необходимо прибегнуть к "плоскому
- 1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
- 2. Конкретная тотальность, образующая начало, имеет, как таковая, в самой