logo
gegel_fridrih_nauka_logiki

1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного

выше понятия, есть полагание тождественного соотношения объектов. Это

полагание состоит лишь в том, что определенности, на которую воздействуют",

сообщается форма всеобщности, а это есть способ передачи (Mitteilung) без

перехода в противоположное. - Передавание в сфере духовного, и без того

совершающееся в стихии, которая есть всеобщее в форме всеобщности, есть само

по себе идеальное соотношение, при котором та или иная определенность

непрерывно передается в неискаженном виде от одного лица к другому и

становится всеобщим достоянием (verallgemeinert sich) без всякого изменения,

подобно тому как благоухание свободно распространяется в не оказывающей

противодействия атмосфере. Но и при передавании, имеющем место между

материальными объектами, их определенность распространяется, так сказать,

вширь таким же идеальным образом- ведь личность есть бесконечно более

интенсивная неподатливость, чем та, которая присуща объектам. Та формальная

тотальность объекта вообще, которая безразлична к определенности и потому не

есть самоопределение, делает его неразличенным от другого объекта, а стало

быть, его воздействие-прежде всего беспрепятственным продолжением

определенности Одного в

В сфере духовного может быть передано бесконечно многообразное

содержание, которое, воспринятое интеллектом, приобретает ту форму

всеобщности, которая и делает его способным быть переданным. Но то, что

всеобще не только через посредство формы, но и в себе и для себя, есть и в

сфере духовного, и в сфере телесного объективное, как таковое, по сравнению

с которым единичность внешних объектов, равно как и лиц, есть нечто

несущественное, не способное оказать ему какое-либо сопротивление. Законы,

нравы, разумные представления вообще способны в сфере духовного быть таким

образом переданными, бессознательно проникая индивидов и приобретая в них

свою силу. В сфере телесного это - движение, теплота, магнетизм,

электричество и т. п., которые, даже если хотят представлять их себе как

вещества или материи, должны быть определены как невесомые факторы -

факторы, не обладающие тем материальным моментом, который обусловливает их

раздробление на единичности.