logo
gegel_fridrih_nauka_logiki

2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.

Во-первых, нечто имеет некоторое основание;

оно содержит то определение содержания, которое есть основание, и еще

второе определение как положенное основанием. Но как безразличное содержание

первое есть основание не в самом себе; его соотношение снято и положено в

непосредственности содержания и, как таковое, имеет свое основание в другом

соотношении. Это второе соотношение как различенное лишь по форме имеет то

же содержание, что и первое, а именно оба определения содержания, но есть их

непосредственная связь.

Однако так как связываемое имеет вообще разное содержание и стало быть,

есть безразличное к себе определение, то эта связь не есть их поистине

абсолютное соотношение, в силу которого одно из определений было бы чем-то

тождественным с собой в положенности, а другое-лишь этой положенностью этого

же тождественного. Нет, одно нечто служит их носителем и составляет их не

рефлектированное, а лишь непосредственное соотношение которое есть поэтому

лишь относительное основание сравнительно с их связью в другом нечто. Оба

нечто оказались, таким образом, двумя различенными отношениями содержания.

Они находятся между собой в тождественном формальном отношении основания;

они одно и то же содержание в целом, а именно оба определения содержания и

их соотношение; они различаются лишь способом этого соотношения, которое в

одном есть непосредственное отношение, а в другом-положенное, вследствие

чего одно отличается от другого лишь по форме как основание и основанное. -

Во-вторых, это отношение основания не только формально, но и реально.

Формальное основание, как оказалось, переходит в реальное; моменты формы

рефлектируют себя в самих себя; они самостоятельное содержание, и отношение

основания также имеет особое (eigentumlichen) содержание как основание и

особое содержание как основанное. Содержание составляет прежде всего

непосредственное тождество обеих сторон формального основания; как таковые,

они имеют одно и то же содержание. Но содержание имеет также форму в самом

себе и есть таким образом, двоякое содержание, относящееся как основание и

как основанное. Одно из указанных двух определении содержания обоих нечто

определено поэтому не только как общее им согласно внешнему сравнению, но

как их тождественный субстрат и основа их соотношения. В противоположность

другому определению содержания оно существенное определение и основание

этого другого определения как положенного, а именно положенного в том нечто,

соотношение которого есть основанное соотношение. В первом нечто, которое

есть отношение основания, это второе определение содержания также

непосредственно и в себе связано с первым определением содержания. Второе же

нечто содержит лишь одно определение в себе как то, в чем оно

непосредственно тождественно с первым нечто, другое же определение оно

содержит как положенное в нем. Первое определение содержания есть основание

этого положенного определения, так как оно в первом нечто первоначально

связано с другим определением содержания.

Отношение основания в определениях содержания второго нечто

опосредствовано таким образом первым в себе сущим отношением первого нечто.

Умозаключение [здесь] таково: так как в одном нечто определение В связано в

себе с определением А, то во втором нечто, которому присуще непосредственно

лишь определение А, с последним связано также В. Во втором нечто

опосредствовано не только это второе определение, но и то, что его

непосредственное [определение] есть основание, а именно через первоначальное

соотношение этого определения с В в первом нечто. Это соотношение есть тем

самым основание основания А, и все отношение основания дано во втором нечто

как то, что положено или имеет основание.