logo
gegel_fridrih_nauka_logiki

3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.

Непосредственно объект предположен как единичное; далее - как особенное по

отношению к другим, а в-третьих, - как безразличное к своей особенности, как

всеобщее. Продукт - это указанная предположенная тотальность понятия, теперь

уже как положенная. Он - заключение, в котором переданное всеобщее связано с

единичностью через особенность объекта; но в то же время опосредствованно

положено в покое как снявшее себя, иначе говоря, таким образом, что продукт

безразличен к этой своей определяемое(tm), и приобретенная определенность

есть в нем внешняя определенность.

Согласно этому, продукт есть то же, что объект, лишь вступающий в

процесс. Но в то же время он определен только этим движением; механический

объект есть вообще объект лишь как продукт, ибо то, что он есть, в нем

имеется лишь через опосредствование чем-то иным. Таким образом, как продукт

он есть то, чем он должен был быть в себе и для себя, - нечто составное,

смешанное, некоторый порядок и расположение (Arrangement) частей, вообще

нечто такое, определенность чего есть не самоопределение, а нечто

положенное.

С другой стороны, результат механического процесса точно так же до него

самого еще не имеется; в отличие от цели его конца нет в его начале. Продукт

есть определенность в объекте как внешне положенная. Вот почему по понятию

этот продукт есть, конечно, то же, что объект есть уже с самого начала. Но

внешняя определенность вначале еще не дана как положенная. Результат есть

поэтому нечто совершенно иное, чем первое наличное бытие объекта, и дан как

нечто для него совершенно случайное.

в) Реальный механический процесс (Der reale mechanische Prozess)

Механический процесс переходит в покой (Rune). Ведь определенность,

которую объект приобретает через механический процесс, - это лишь внешняя

определенность. Нечто столь же внешнее есть для объекта сам этот покой, так

как покой есть определенность, противоположная действованию объекта, но

объекту безразличны обе эти определенности; поэтому покой также можно

рассматривать как произведенный внешней причиной, точно так же как объекту

было безразлично, быть ли действующим или нет.

А так как, далее, определенность есть положенная определенность и понятие

объекта возвратилось к самому себе через опосредствование, то объект

содержит определенность как рефлектированную в себя. Поэтому объекты в

механическом процессе и сам этот процесс имеют теперь более определенное

отношение. Они не просто разные, но и определенно различные между собой.

Результат формального процесса, который, с одной стороны, есть лишенный

определений покой, тем самым, с другой стороны, в силу рефлектированной в

себя определенности, распределяет противоположность, свойственную вообще

объекту, между многими механически относящимися друг к другу объектами.

Объект, который, с одной стороны, лишен определений и ведет себя неподатливо

и несамостоятельно, обладает, с другой стороны, самостоятельностью,

непроницаемой для других [объектов]. Объекты имеют теперь и по отношению

друг к другу эту более определенную противоположность между самостоятельной

единичностью и несамостоятельной всеобщностью. - Различие можно более точно

понимать как чисто количественное различие в величине массы тел или как

различие интенсивности или [можно понимать его] различными другими

способами. Вообще же это различие не следует фиксировать только в указанной

абстрактности; обе [стороны противоположности] и как объекты положительно

самостоятельны.

Первый момент этого реального процесса - это, как и ранее, чередование.

Более слабое может быть охвачено и проникнуто более сильным лишь постольку,

поскольку первое принимает его в себя и образует с ним одну сферу. Подобно

тому как в сфере материального слабое защищено от несоразмерно сильного

(так, свободно висящий в воздухе платок не пробивается ружейной пулей;

слабая органическая восприимчивость возбуждается не столько сильными,

сколько слабыми раздражителями), так и совершенно слабый дух более защищен

от сильного, нежели такой дух, который ближе к сильному духу; если

представить себе нечто совсем глупое или неблагородное, то глубокий ум или

благородство не могут произвести на него никакого впечатления; единственно

действенное средство против разума-это совсем не связываться с ним. - Так

как несамостоятельное не может слиться с самостоятельным и они не могут

ничего передавать друг другу, то самостоятельное не может и оказывать

какое-либо сопротивление, т. е. не может специфицировать для себя переданное

вообще. - Если бы они не находились в одной сфере, то их соотношение друг с

другом было бы бесконечным суждением (Urteil) и между ними был бы невозможен

какой-либо процесс.

Сопротивление - это ближайший момент преодоления одного объекта другим,

будучи начальным моментом распределения переданного всеобщего и полагания

соотносящейся с собой отрицательности, [т. е.] подлежащей восстановлению

единичности. Сопротивление преодолевается, поскольку его определенность не

соразмерна переданному всеобщему, принятому объектом и долженствующему

сингуляризироваться в нем. Относительная несамостоятельность объекта

проявляется в том, что его единичность не способна вместить передаваемое и

потому взрывается им, так как объект не может конституироваться в этом

всеобщем как субъект, не может сделать его своим предикатом. - Насилие над

объектом есть лишь с этой другой стороны нечто чуждое ему. Мощь (Macht)

становится насилием оттого, что она, будучи объективной всеобщностью,

тождественна с природой объекта, но ее определенность или отрицательность -

это не та его собственная отрицательная рефлексия в себя, согласно которой

он единичен. Если отрицательность объекта в мощи не рефлектирует себя в себя

и если мощь не есть его собственное соотношение с собой то она в отличие от

этого соотношения есть лишь абстрактная отрицательность, проявление которой

есть исчезновение.

Мощь как объективная всеобщность и как насилие над объектом есть то, что

называют судьбой. Понятие судьбы относится к сфере механического, если

судьбу называют слепой, т. е. если ее объективная всеобщность не познается

субъектом в своем специфическом свойстве. - По этому поводу следует еще

заметить, что судьба живого вообще - это род, который проявляется через

'бренность живых индивидов, свойственную им в их действительной единичности,

а не как роду. Просто как объекты живые существа подобно остальным вещам,

стоящим на низшей ступени, не имеют судьбы; все, что с ними происходит, -

случайность; но в своем понятии как объекты они внешни себе;

чуждая [им] мощь судьбы есть поэтому всецело лишь их собственная

непосредственная природа, внешность и случайность, как таковые. Судьбу в

собственном смысле имеет лишь самосознание, так как оно обладает свободой, а

потому в единичности своего Я существует всецело в себе и для себя и может

противопоставлять себя своей объективной всеобщности и отчуждаться от нее.

Но вследствие самого этого акта отъединения оно вызывает против себя

механизм некоей судьбы. Стало быть, для того чтобы такого рода судьба могла

обрести власть над самосознанием, самосознание должно определить себя так,

чтобы ему противостояла всеобщность [его собственного ] существа, должно

совершить какой-то поступок. Этим самосознание сделало себя чем-то особенным

и это наличное бытие как абстрактная всеобщность есть в то же время сторона,

открытая для передачи ему сущности,

1

отчужденной от него; с этой стороны оно и вовлекается в процесс.

Бездеятельный народ безупречен; он облечен в объективную, нравственную

всеобщность и растворен в ней, лишенный индивидуальности, которая движет

неподвижное, внешне определяет себя и дает себе абстрактную всеобщность,

отделенную от объективной всеобщности, в силу чего, однако, и сам субъект

отчуждает себя от своей сущности, превращает себя в объект и вступает в

отношение внешности к своей природе и к механизму.

с) Продукт механического процесса (Das Produkt des mechanischen

Prozesses)

Продукт формального механизма - это объект вообще, безразличная

тотальность, в которой определенность положена. Так как объект вследствие

этого вступил в процесс как нечто определенное, то, с одной стороны,

результат прекращения этого процесса - покой как первоначальный формализм

объекта, отрицательность его для-себя-определенности

(Fur-sich-bestimmtseins). Но с другой стороны, снятие того, что объект есть

нечто определенное, оказывается положительной рефлексией объекта в себя,

возвратившейся в себя определенностью или положенной тотальностью понятия,

истинной единичностью объекта. Объект сначала в своей неопределенной

всеобщности, а затем как особенное определен теперь как объективно

единичное; так что в нем снята указанная выше видимость той единичности,

которая есть лишь самостоятельность, противополагающая себя субстанциальной

всеобщности.

Эта рефлексия в себе есть теперь, как оказалось, объективное бытие

объектов как единых (Einssein), которое есть индивидуальная

самостоятельность, - центр. Во-вторых, рефлексия отрицательности - это

всеобщность, которая есть не противостоящая определенности, а определенная

внутри себя, разумная судьба - такая всеобщность, которая обособляет себя в

самой себе, спокойное различие, устойчивое в несамостоятельной особенности

объектов и в их процессе, - закон. Этот результат есть истина и тем самым

также основа механического процесса.

С. АБСОЛЮТНЫЙ МЕХАНИЗМ (DER ABSOLUTE MECHANISMUS)

а) Центр (das Zentrum)

Пустое многообразие объекта теперь, во-первых, собрано в объективную

единичность, в простое определяющее себя средоточие (Mittelpunkt). Так как,

во-вторых, объект как непосредственная тотальность сохраняет свое

безразличие к определенности, то определенность имеется в нем и как

несущественная, иначе говоря, как внеположность многих объектов. Первая,

существенная определенность образует собой, напротив, реальную середину

между многими механически действующими друг на друга объектами, через

которую они соединены в себе и для себя, и есть их объективная всеобщность.

Всеобщность оказалась (zeigte sich) сначала в передавании, имеющем место

(vorhandene) лишь благодаря полаганию; как объективная же она проникающая,

имманентная сущность объектов.

В материальном мире такой всеобщностью служит центральное тело, которое

есть род, однако как индивидуальная всеобщность единичных объектов и их

механического процесса. Несущественные единичные тела относятся между собой

как толкающие и оказывающие давление друг на друга; такого отношения нет

между центральным телом и теми объектами, сущность которых оно есть; ибо

внешность их уже не составляет их основного определения. Их тождество с

центральным телом-это, стало быть, скорее покой, а именно бытие в их центре;

это единство есть 'их в себе и для себя сущее понятие. Однако это единство

остается лишь долженствованием, так как ему не соответствует положенная еще

при этом внешность объектов. Поэтому свойственное им стремление к центру

есть их абсолютная, не ^положенная передаванием всеобщность; она составляет

истинный, сам по себе конкретный (а не положенный извне) покой, в который

должен возвратиться процесс несамостоятельности. - Поэтому, когда в механике

принимают, что приведенное в движение тело продолжало бы вообще двигаться по

прямой линии до бесконечности если бы оно не теряло своего движения из-за

внешнего сопротивления, то это пустая абстракция. Трение или любая другая

форма сопротивления есть лишь явление центричности (Zentralitat);

центричность и есть как раз то, что абсолютно возвращает к себе [движущееся]

тело; ибо то, обо что трется движущееся тело, обладает силой сопротивления

только благодаря тому, что оно составляет одно с центром. - В сфере

духовного центр и слитость с ним принимают высшие формы; но единство понятия

и реальность этого единства, которые вначале образуют здесь механическую

центричность, должно и там составлять основное определение.

Поэтому центральное тело перестало быть просто объектом, так как в

объекте определенность несущественна; ведь центральное тело [теперь] уже

обладает не только в-себе-бытием объективной тотатальности, но и ее

для-себя-бытием. Его можно поэтому рассматривать как индивид. Его

определенность существенно отличается от простого порядка или расположения и

внешней связи частей; как в себе и для себя сущая определенность она

имманентная форма, самоопределяющий принцип, которому объекты присущи и

которым они связаны в истинное "одно".

Однако взятый таким образом этот центральный индивид есть еще только

средний член, который еще не имеет истинных крайних членов; но как

отрицательное единство тотального понятия он расщепляет себя на таковые.

Иначе говоря, те внешние друг другу объекты, которые раньше были

несамостоятельными, определяются через возвращение понятия также как

индивиды; тождество центрального тела с собой - оно есть еще стремление - |

сковано своей внешностью, которой, поскольку она принята в объективную

единичность центрального тела, передана эта единичность. Благодаря этой

собственной центричности они, поставленные вне того первого центра, сами

суть центры для несамостоятельных объектов. Эти вторые центры и

несамостоятельные объекты связаны указанным выше абсолютным средним членом.

Но и сами относительные центральные индивиды составляют средний член

второго умозаключения; с одной стороны, этот средний член подведен под

высший крайний член - под объективную всеобщность и мощь абсолютного центра,

с другой стороны, под него как носитель поверхностной или формальной

порозненности несамостоятельных объектов подведены эти объекты. - Они тоже

составляют средний член некоторого третьего, формального умозаключения,

будучи связующим звеном между абсолютной и относительной центральной

индивидуальностью постольку, поскольку центральная индивидуальность имеет в

них свою внешность, в силу чего соотношение с собой есть в то же время

стремление к некоторому абсолютному средоточию. Формальные объекты имеют

своей сущностью тождественную тяжесть своего непосредственного центрального

тела, которому они присущи как своему субъекту и крайнему члену -

единичности;

через посредство той внешности, которую они составляют, это центральное

тело подведено под абсолютное центральное тело;

они, следовательно, суть формальный средний член - особенность. -

Абсолютный же индивид есть объективно всеобщий средний член, связывающий

между собой и поддерживающий внутри-себя-бытие относительного индивида и его

внешность. - Подобным же образом и правительство, граждане-индивиды и

потребности, или внешняя жизнь, единичных людей суть логически три момента

(Termini), каждый из которых есть средний член для двух остальных.

Правительство - это абсолютный центр, в котором один крайний член -

единичные - связан с [другим ] крайним членом - с их внешним существованием

(Bestehen). Точно так же единичные суть средние члены, которые приводят в

действие этот всеобщий индивид, давая ему внешнее существование, и переводят

свою нравственную сущность в действительность как крайний член. Третье

умозаключение есть формальное умозаключение видимости: единичные люди

связаны с этой всеобщей абсолютной индивидуальностью через свои потребности

и через внешнее существование; это - умозаключение, которое как чисто

субъективное переходит в те другие умозаключения и в них имеет свою истину.

Эта тотальность, моменты которой сами суть обладающие полнотой отношения

понятия - умозаключения, в которых каждый из трех различенных объектов

проходит через определение среднего члена и крайних членов, - эта

тотальность составляет свободный механизм. Различенные объекты имеют в нем

своим основным определением объективную всеобщность, тяжесть, проникающую

[все ] и сохраняющую себя тождественной в обособлении. Отношения давления,

толчка, притяжения я тому подобное, равно как и агрегации или смешения,

принадлежат к отношению той внешности, которая обосновывает третье из

сформулированных выше умозаключений. Порядок - чисто внешняя определенность

объектов - перешел в имманентное и объективное определение; это определение

есть закон.

в) Закон (Das Gesetz)

В законе проявляется более определенное отличие идеальной реальности

объективности от [ее] внешней реальности. У объекта как непосредственной

тотальности понятия внешность еще не отлична от понятия, которое отдельно

[еще ] не положено. Когда объект возвратился через процесс в себя, возникла

противоположность простой центричности в отношении к внешности, определенной

теперь как внешность, т. е. положенной не как в-себе-и-для-себя-сущее.

Указанный выше тождественный или идеальный момент индивидуальности есть в

силу соотношения с внешностью долженствование; это - в себе и для себя

определенное и самоопределяющее единство понятия, и этому единству

упомянутая выше внешняя реальность не соответствует и потому может быть лишь

стремлением. Но индивидуальность в себе и для себя есть конкретный принцип

отрицательного единства и как таковой сама есть тотальность - единство,

расщепляющее себя на определенные различия понятия (Begriffsunterschiede) и

остающееся в своей равной самой себе всеобщности; тем самым индивидуальность

есть средоточие, расширенное внутри своей чистой идеальности через различие.

- Эта соответствующая понятию реальность есть идеальная реальность, отличная

от указанной выше лишь стремящейся реальности; различие, которое вначале

есть множественность объектов, дано в своей существенности и принято в

чистую всеобщность. Эта реальная идеальность есть душа развитой прежде

объективной тотальности, в себе и для себя определенное тождество системы.

Поэтому объективное в-себе-и-для-себя-бытие оказывается в своей

тотальности более определенным, нежели отрицательное единство центра,

которое разделяется на субъективную индивидуальность и внешнюю

объективность, сохраняет в последней первую и определяет ее в идеальном

различии. Это самоопределяющее единство, абсолютно возвращающее внешнюю

объективность в идеальность, есть принцип самодвижения; определенность этого

одушевляющего [принципа ] - различие самого понятия - есть закон. - Мертвым

механизмом был рассмотренный выше механический процесс объектов, которые

непосредственно являли себя как самостоятельные, но именно поэтому на самом

деле несамостоятельны и имеют свой центр вовне себя. Этот процесс,

переходящий в покой, обнаруживает либо случайность и неопределенную

неодинаковость, либо формальное единообразие. Это единообразие есть,

пожалуй, правило, но не закон. Лишь свободный механизм имеет закон,

собственное определение чистой индивидуальности или для себя сущего понятия;

как различие в самом себе этот закон есть вечный источник само себя

возбуждающего движения; соотносясь в идеальности своего различия лишь с

собой, закон есть свободная необходимость.

с) Переход механизма (Ubergang des Mechanismus)

Однако эта душа еще погружена в свое тело; отныне определенное, но

внутреннее понятие объективной тотальности есть свободная необходимость:

закон еще не противопоставил себя своему объекту; закон есть конкретная

центричность как всеобщность, непосредственно переходившая в свою

объективность. Указанная выше идеальность имеет поэтому своим определенным

различием не сами объекты; они самостоятельные индивиды тотальности или же,

если бросить взгляд назад на [пройденную] формальную ступень,

неиндивидуальные, внешние объекты. Закон, правда, имманентен им и составляет

их природу и мощь, но его различие включено в его идеальность, и сами

объекты не различены в идеальном различии закона. Однако объект имеет свою

существенную самостоятельность единственно лишь в идеальной центричности и

ее законах; поэтому объект не в силах оказывать сопротивление суждению

понятия и сохранять себя в абстрактной, неопределенной самостоятельности и

замкнутости. В силу идеального, имманентного ему различия его наличное бытие

есть определенность, положенная понятием. Его несамостоятельность перестала

таким образом быть стремлением лишь к средоточию, по отношению к которому он

(именно потому, что его соотношение [с центром] есть лишь стремление) являет

себя как самостоятельный внешний объект; теперь он стремление к определенно

противоположному ему объекту; в силу этого и сам центр распался, и его

отрицательное единство перешло в объективированнную противоположность.

Поэтому центричность есть теперь соотношение этих отрицательных друг к другу

и напряженных объективностей. Так свободный механизм определяет себя как

химизм.

Глава вторая

ХИМИЗМ (DER CHEMISMUS)

Химизм составляет во всей объективности в целом момент суждения-различия,

ставшего объективным, и процесса. Так как он уже начинает с определенности и

положенное(tm) и так как химический объект есть в то же время объективная

тотальность то дальнейшее его течение просто и вполне определено своей

предпосылкой.

А. ХИМИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ (DAS CHEMISCHE OBJEKT)

Химический объект отличается от механического тем, что последний есть

тотальность, безразличная к определенности;

природе же химического объекта свойственна определенность и, стало быть,

соотношение с другим, а также способ этого соотношения. - В то же время эта

определенность есть по существу своему обособление, т. е. она принята во

всеобщность; как такая она принцип - всеобщая определенность, определенность

не только одного единичного объекта, но и другого. Поэтому в химическом

объекте его понятие как внутренняя тотальность обеих определенностей

отличается теперь от той определенности, которая составляет природу

единичного объекта в его внешности и существовании. Будучи таким образом в

себе всем понятием в целом, объект имеет в самом себе необходимость и

импульс к тому ' чтобы снять свое противоположное, одностороннее наличие

(Bestehen) и сделать себя в наличном бытии тем реальным целым, которое он

есть по своему понятию.

Относительно выражения "химизм" для [обозначения] отношения того различия

объективности, которое здесь выявилось, можно, впрочем, заметить, что его не

следует здесь понимать так, будто это отношение проявляется только в той

форме природы элементов, которая именуется так называемым химизмом в

собственном смысле. Уже такое отношение, как атмосферные явления, должно

рассматриваться в качестве процесса, причастники которого имеют больше

природу физических, чем химических элементов. В живых существах под эту

схему попадает отношение полов, точно так же она составляет формальную

основу духовных отношений - любви, дружбы и т. д.

При ближайшем рассмотрении [оказывается, что ] химический объект как

самостоятельная тотальность вообще есть прежде всего рефлектированный в себя

объект, который поэтому отличен от своей рефлектированности

(Reflektiertsein) вовне, - безразличный базис56, индивид, еще не

определенный как различенный; личность также есть такой еще только с собой

соотносящийся базис. Имманентная же определенность, которая составляет

дифференцию химического объекта, во-первых, рефлектирована в себя так, что

это изъятие соотношения, направленного вовне, есть лишь формальная

абстрактная всеобщность; таким образом, соотношение, направленное вовне,

есть определение непосредственности и существования химического объекта. С

этой стороны он не а самом себе возвращается в индивидуальную тотальность, и

отрицательное единство имеет оба момента своей противоположности в двух

отдельных объектах. Поэтому химический объект не может быть понят из него

самого, и бытие одного объекта есть бытие другого. Но во-вторых,

определенность абсолютно рефлектирована в себя и есть конкретный момент

индивидуального понятия целого, а это понятие есть всеобщая сущность,

реальный род отдельного объекта. Химический объект (а тем самым и

противоречие между его непосредственной положенностью и его имманентным

индивидуальным понятием) есть стремление снять определенность его наличного

бытия и дать существование объективной тотальности понятия. Поэтому хотя он

и есть несамостоятельный объект, но такой, что самой своей природой он

приводится в напряженное состояние относительно этой несамостоятельности и,

самоопределяясь, начинает процесс.

В. ХИМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (DER CHEMISCHE PROZESS)