1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
Видимость есть то, что ничтожно, или то, что лишено сущности; но
ничтожное или лишенное сущности не имеет своего бытия в ином, в котором оно
есть видимость (in dem es scheint), а его бытие есть его собственное
равенство с собой; это чередование отрицательного с самим собой определилось
как абсолютная рефлексия сущности.
Эта соотносящаяся с собой отрицательность есть, следовательно,
подвергание отрицанию самой себя. Она тем самым вообще настолько же снятая
отрицательность, насколько она отрицательность. Иначе говоря, она сама и
отрицательное (das Negative), и простое равенство с собой или
непосредственность. Следовательно, она состоит в том, что она есть она сама
и не есть она сама, и притом в одном единстве.
Рефлексия - это прежде всего движение ничто к ничто и тем самым
сливающееся с самим собой отрицание. Это слияние с собой есть вообще простое
равенство с собой, непосредственность. Но это совпадение не есть переход
отрицания в равенство с собой как переход в свое инобытие, а рефлексия - это
переход как снятие перехода, ибо она есть непосредственное совпадение
отрицательного с самим собой. Таким образом, это слияние есть, во-первых,
равенство с собой или непосредственность, но, во-вторых, эта
непосредственность есть равенство отрицательного с собой и тем самым
равенство, отрицающее само себя; это непосредственность, которая есть в себе
отрицательное, отрицательное самой себя, состоящее в том, чтобы быть тем,
что она не есть.
Соотношение отрицательного с самим собой есть, следовательно, его
возвращение в себя; это соотношение есть непосредственность как снятие
отрицательного, но непосредственность всецело лишь как это соотношение или
как возвращение из чего-либо (Ruckkehrt aus einem) и тем самым как снимающая
самое себя непосредственность. - Это положенность, непосредственность
исключительно как определенность или как рефлектирующая себя. Эта
непосредственность, сущая лишь как возвращение отрицательного в себя, есть
та непосредственность, которая составляет определенность видимости и с
которой, как казалось раньше, начинается рефлектирующее движение. Но
невозможно начинать с этой непосредственности, скорее она дана лишь как
возвращение или как сама рефлексия. Рефлексия, стало быть, - это движение,
которое, будучи возвращением, лишь в этом возвращении есть то, что
начинается, или то, что возвращается.
Рефлексия есть полагание, поскольку она непосредственность как
возвращение; а именно, [здесь ] нет никакого иного - ни такого, из которого
она возвращалась бы, ни такого, в которое она возвращалась бы;
следовательно, рефлексия дана лишь как возвращение или как отрицательное
самой себя. Но далее, эта непосредственность есть снятое отрицание и снятое
возвращение в себя. Как снятие отрицательного рефлексия есть снятие своего
иного, непосредственности. Следовательно, так как она непосредственность как
возвращение, слияние отрицательного с самим собой, то она также и отрицание
отрицательного как отрицательного. Таким образом, она предполагание. - Иначе
говоря, непосредственность как возвращение есть лишь отрицательное самой
себя, она состоит лишь в том, что она не есть непосредственность; но
рефлексия есть снятие отрицательного самого себя, она слияние с собой;
следовательно, она снимает свое полагание, и так как в своем полагании она
есть снятие полагания, то она предполагание. - В предполагании рефлексия
определяет возвращение в себя как отрицательное самой себя, как то, снятие
чего есть сущность. Сущность есть свое отношение к самой себе, но к себе как
к своему отрицательному; лишь таким образом она остающаяся внутри себя,
соотносящаяся с собой отрицательность. Непосредственность выступает вообще
лишь как возвращение и есть то отрицательное, которое есть видимость начала,
подвергающегося отрицанию через возвращение. Возвращение сущности есть тем
самым ее отталкивание себя от самой себя. Иначе говоря, рефлексия в себя
есть по своему существу предполагание того, возвращение из чего есть
рефлексия.
Единственно благодаря снятию своего равенства с собой сущность есть
равенство с собой. Она предполагает самое себя, и снятие этого предположения
есть она сама, и, наоборот, снятие ее предположения есть само это
предположение. - Рефлексия, стало быть, находит в наличии нечто
непосредственное, она выходит за его пределы и есть возвращение из него. Но
лишь это возвращение есть предполагание найденного в наличии. Это найденное
в наличии становится лишь вследствие того, что его покидают; его
непосредственность есть снятая непосредственность. - Снятая
непосредственность есть, наоборот, возвращение в себя, приход сущности к
себе, простое бытие, равное самому себе. Тем самым этот приход к себе есть
снятие себя и отталкивающая от самой себя, предполагающая рефлексия, а ее
отталкивание от себя есть приход к самой себе.
Рефлектирующее движение, стало быть, следует, согласно сказанному,
понимать как абсолютное самоотталкивание (Gegenstoss) внутри самого себя.
Ибо предположение возврата в себя - то, из чего происходит сущность и что
дано лишь как это возвращение, - имеется лишь в самом возвращении.
Выхож-дение за пределы непосредственного, с которого начинает рефлексия,
есть скорее лишь через это выхождение; и выхождение за пределы
непосредственного есть приход к нему. Движение как процесс поворачивается
непосредственно в самом себе, и лишь таким образом оно самодвижение -
движение, исходящее из себя, поскольку полагающая рефлексия есть
предполагающая, но, будучи предполагающей, рефлексия есть всецело
полагающая.
Таким образом, рефлексия есть и она сама, и ее небытие, и она есть она
сама, лишь поскольку она свое собственное отрицательное, ибо только таким
образом снятие отрицательного есть в то же время слияние с собой.
Непосредственность, которую рефлексия предполагает себе как снятие, дана
всецело лишь как положенность, как снятое в себе, которое не отличается от
возвращения в себя и само есть только это возвращение. Но оно в то же время
определено как отрицательное, как непосредственно противостоящее чему-то
(gegen eines), следовательно, как противостоящее чему-то иному. Таким
образом, рефлексия определена; поскольку она сообразно с этой
определенностью имеет некоторое предположение и начинает с непосредственного
как своего иного, она внешняя рефлексия.
- Гегель г.В.Ф. Наука логики
- 1. Единство бытия и ничто
- 2. Моменты становления (Momente des Werdens)
- 3. Снятие становления (Aufheben des Werdens)
- 2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
- 1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится
- 2. Наполнение в-себе-бытия определенностью также отлично от той
- 3. Бытие-для-иного есть неопределенная, утвердительная общность нечто со
- Idees etc ). Стало быть, не только вечные истины и идеи (сущности) вещей, но
- 1. Количество содержит оба момента - непрерывность и дискретность. Оно
- 2. Непосредственное количество есть непрерывная величина. Но количество
- 2. Ближайшее определение - равенство считываемых чисел. Благодаря этому
- 3. Оба числа, которые определены одно относительно другого как единица и
- 5), Платон говорил, что помимо чувственного и идей посередине между ними
- 2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая
- 3. В числе определенное количество положено в своей полной
- Раздел 2. Величина (количество)
- 1. Бесконечное определенное количество как бесконечно большое или
- 1 (Единицей), потому что приращение всегда встречается в разложении только
- X/y . Уравнение есть уравнение кривой, а это отношение, целиком зависящее от
- 357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
- 2At есть часть движения как некоторой суммы, дает ложную видимость положения
- 3. Согласно этому, оба они составляют, собственно говоря, лишь одно
- 1. Отношение, как оно получилось теперь, есть снятое прямое отношение;
- 2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
- 3. Но тем самым получился переход обратного отношения в другое
- 1. Определенное количество, полагающее себя в своем инобытии
- 2. Степенное отношение представляется сначала внешним изменением,
- 1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
- 1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его
- 2. Но что изменение, выступающее как чисто количественное, переходит
- 3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
- 1. Качественная, в себе определенная сторона определенного количества
- 2. В мере появляется сущностное определение переменной величины, ибо она
- 2. Непосредственно определенный квант, как таковой, хотя вообще он как
- 3. Мера определилась тем самым как специфицированное отношение величин,
- 1. Если бы нечто, соединяемое с иным, а также и это иное, было бы тем,
- 2. Это соединение с несколькими [нечто ], которые также суть в самих себе
- 3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное
- 1. Редукцией считавшихся сначала самостоятельными отношений меры [к
- 2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не
- 3. А именно каждое качество вступает внутри каждой стороны в соотношение
- 1. Бытие есть видимость. Бытие видимости состоит единственно лишь в
- 2. Видимость, следовательно, содержит некоторую непосредственную
- 1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
- 2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
- 2. Положенность еще не есть определение рефлексии; она лишь
- 3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
- 1. Сущность есть простая непосредственность как снятая
- 2. Это тождество есть прежде всего сама сущность, а еще не ее
- 2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,
- 2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней
- 3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
- 3. Противоположность (Der Gegensatz)
- 1. Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты; в разности они
- 2. Противоречие разрешается.
- 3. С этой положительной стороны, с которой самостоятельность как
- 1. Сущность, становится материей, когда ее рефлексия определяет себя так,
- 2. Поэтому форма определяет материю, а материя определяется формой. - Так
- 3. Форма, поскольку она предполагает материю как свое иное, конечна. Она
- 1. В реальном основании основание как содержание и основание как
- 2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.
- 3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания;
- 1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что
- 2. Нечто есть не через свое условие; его условие - это не его основание.
- 3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
- Vervollstandigt sich zur Erscheinung).
- In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
- 1. Вещь-в-себе - это существующее как существенное непосредственное,
- 2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,
- 3. Эта внешняя рефлексия есть теперь отношение вещей-в-себе друг к другу,
- 1. Явление - это существующее, опосредствованное своим отрицанием,
- 2. Следовательно, закон - это положительное в опосредство-вании
- 3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления
- 1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
- 2. В себе и для себя сущий мир есть тотальность существования; вне его
- 2" Это отношение содержит, стало быть, самостоятельность сторон и точно
- 1. Отношение между целым и частями есть непосредственное отношение;
- 2. Таким образом, они разные определения формы, имеющие тождественную
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего - это
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего-это
- 3. Эта действительность не первая, а рефлектированная действительность,
- 1. Та необходимость, которая выявилась [здесь], формальна, так как ее
- 2. Эта возможность как в-себе-бытие реальной действительности сама есть
- 3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
- 1. Причина первоначальна по отношению к действию. - Субстанция как мощь
- 2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
- 2. Но определенность отношения причинности, состоящая в том, что
- 3. Теперь следует посмотреть, чтб получилось в результате движения
- 1. Субстанция как абсолютная мощь или соотносящаяся с собой
- 2. Второй момент - это для-себя-бытие, иначе говоря, то, что мощь
- 3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
- Ich denke), или самосознания. - Это положение составляет так называемую
- 83) Начинает обсуждать в отношении логики старый и знаменитый вопрос: что
- 1. Поэтому единичность являет себя прежде всего как рефлексия понятия в
- 2. Но единичность - это не только возвращение понятия в само себя, но
- 1 Субъект и предикат, как было указано, суть прежде всего имена
- 2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
- 3. Если оба предложения - формы и содержания:
- 1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
- 2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное
- 3. Особенность, оказавшаяся положительным определением отрицательного
- 35, То этот род имеет в самом себе определенность, составляющую принцип его
- 1. Умозаключение, каково оно непосредственно, имеет своими моментами
- 2. В непосредственном рассудочном умозаключении термины имеют форму
- 3. Определения умозаключения суть определения содержания, поскольку они
- 1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто
- 2. Но термины пока еще непосредственные определенности;
- 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
- 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной
- 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но
- 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет
- 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два
- 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. Е. ]
- 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
- 1 Умозаключение общности есть совершенное рассудочное умозаключение, но
- 2. Но это рефлективное совершенство умозаключения делает его именно
- 3. При рассмотрении умозаключения наличного бытия из понятия
- 1. Умозаключение общности подпадает под схему первой фигуры: е-о-в,
- 2 Вторая фигура формального умозаключения (b-e-o) потому не
- 3. Индукция - это скорее по существу своему еще субъективное
- 1. Это умозаключение имеет своей абстрактной схемой третью фигуру
- 2. Аналогия тем поверхностнее, чем в большей мере то всеобщее, в котором
- 1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками
- 2. Это умозаключение как первое и тем самым непосредственное
- 3. Но в этом умозаключении субъективно еще то, что указанное тождество
- 1. Гипотетическое суждение содержит лишь небходимое соотношение без
- 2. Прежде всего соотношение гипотетического суждения есть необходимость,
- 3. Гипотетическим умозаключением представлено прежде всего необходимое
- 2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в
- 3. Так как определенность одного объекта заключена в другом объекте то
- 1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного
- 2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их
- 3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.
- 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты
- 3. Тем самым эти объекты-стихии освобождены от химической напряженности;
- 1 В своем соотношении со средством цель уже рефлектирована в себя- но ее
- 2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
- 3. Тем самым получается в результате, что внешняя целесообразность,
- 1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
- 2. Этот процесс, присущий живой индивидуальности, ограничен ею самой и
- 3. Только что рассмотренная идея и есть понятие живого субъекта и его
- 1. Дефиниция (Die Definition)
- 2. Членение (Die Einteilung)
- 2. Опосредствование, которое должно быть теперь рассмотрено подробнее,
- 76. Против этого плоского взгляда необходимо прибегнуть к "плоскому
- 1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
- 2. Конкретная тотальность, образующая начало, имеет, как таковая, в самой