logo
gegel_fridrih_nauka_logiki

3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления

в себя в его положенности, тождественное содержание себя и несущественного

существования. Во-первых, это тождество закона с его существованием есть еще

только непосредственное, простое тождество, и закон безразличен к своему

существованию; явление обладает еще другим содержанием по сравнению с

содержанием закона. Первое содержание есть, правда, несущественное

содержание и возвращение во второе; но для закона оно нечто первое, не

положенное им; поэтому оно как содержание связано с законом внешним образом.

Явление - это множество ближайших определений, которые принадлежат "этому"

или конкретному и не содержатся в законе, а определены чем-то иным.

Во-вторых, то отличающееся от закона, что содержится в явлении, определило

себя как нечто положительное или как другое содержание; но по существу

своему оно нечто отрицательное; оно привходящие для явления форма и ее

движение, как таковые. Царство законов - это спокойное содержание явления;

явление есть то же самое содержание, но представленное в беспокойной смене и

как рефлексия в иное. Явление - это закон как отрицательное, совершенно

изменяющееся существование, движение перехода в противоположное, снятия себя

и возвращения в единство. Этой стороны беспокойной формы или отрицательности

в законе нет; явление есть поэтому по сравнению с законом тотальность, ибо

оно содержит закон, но и кое-что еще, а именно момент движущей самое себя

формы. - Этот недостаток имеется, в-третьих, в законе таким образом, что

содержание закона - это еще только разное и тем самым безразличное к себе

содержание; поэтому тождество его сторон друг с другом есть еще только

непосредственное и тем самым внутреннее, иначе говоря, еще не необходимое

тождество. В законе соединены как существенные два определения содержания

(например, в законе падения тел - величина пространства и величина времени;

пройденные пространства относятся между собой как квадраты протекших

времен); они связаны между собой; это соотношение есть еще только

непосредственное соотношение. Поэтому оно точно так же еще только положенное

соотношение, как и вообще в явлении непосредственное приобрело значение

положенности. Существенным единством обеих сторон закона была бы их

отрицательность, а именно то обстоятельство, что одна сторона содержит в

самой себе свою другую сторону; но это существенное единство еще не

выступило в законе. - (Так, в понятии пройденного при падении тела

пространства не содержится то, что ему соответствует время как квадрат. Так

как падение есть чувственно воспринимаемое движение, то оно соотношение

времени и пространства; но, во-первых, в самом определении времени - т. е.

так, как время берется согласно представлению о нем, - не заключается, что

оно соотносится с пространством и наоборот; говорят, что можно очень хорошо

представлять себе время без пространства и пространство без времени;

следовательно, одно присоединяется к другому внешне, каковое внешнее

соотношение и есть движение. Во-вторых, безразлично также и ближайшее

определение того, в каком количественном отношении друг к другу находятся в

движении пространство и время. Закон этого соотношения познается из опыта; в

этом смысле он лишь непосредствен; для познания того, что закон не только

имеет место, но и необходим, закон требует еще доказательства, т. е.

опосредствования; в законе, как таковом, это доказательство и его

объективная необходимость не содержатся.) - Вот почему закон - это лишь

положительная существенность явления, а не его отрицательная существенность,

согласно которой определения содержания суть моменты формы, переходят, как

таковые, в свое иное и в себе самих суть точно так же не они, а свое иное.

Следовательно, хотя в законе положенность одной стороны его и есть

положенность другой, но их содержание безразлично к этому отношению, оно не

заключает в самом себе этой положенности. Поэтому закон есть, правда,

существенная форма, но еще не реальная форма, рефлектированная в свои

стороны как содержание.

В. ЯВЛЯЮЩИЙСЯ МИР И В СЕБЕ СУЩИЙ МИР (DIE ERSCHEINENDE UND DIE AN SICH

SEIENDE WELT)