2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
подробнее, а именно в ее реализации, и разъяснить содержащуюся в ней
переплетенность утвердительного с отрицательным. - Определенное количество
положено [здесь ] как то, что качественно определяет определенное
количество, т. е. само себя, как представляющее себя в самом себе своей
границей. Тем самым оно, во-первых, непосредственная величина как простая
определенность, целое как сущее, аффирмативное определенное количество. Но,
во-вторых, эта непосредственная определенность есть также граница; поэтому
различают в нем два определенных количества, которые прежде всего суть
другие относительно друг друга; но как их качественная определенность, а
именно как полная, оно единство единицы и численности, произведение,
множителями которого они служат. Таким образом, показатель их отношения, с
одной стороны, тождествен в них с собой и есть то их утвердительное, на
основании которого они определенные количества; с другой стороны, он, как
положенное в них отрицание, есть в них то единство, на основании которого
каждое, будучи прежде всего непосредственным, ограниченным определенным
количеством вообще, в то же время так ограничено, что оно только в себе
тождественно со своим иным. В-третьих, как простая определенность он
отрицательное единство этого своего разделения на два определенных
количества и граница их взаимного ограничения.
Согласно этим определениям, оба момента ограничивают друг друга внутри
показателя, и один момент есть отрицательное другого, так как показатель
есть их определенное единство; один момент становится во столько раз меньше,
во сколько другой становится больше; каждый имеет свою величину постольку,
поскольку он заключает в себе величину другого, поскольку она недостает
другому. Каждая величина продолжает себя, таким образом, отрицательно,
переходя в другую; сколько численности есть в ней, столько она снимает в
другой как численности, и она есть то, что она есть, только через отрицание
или границу, которая полагается в ней другою. Таким образом, каждая содержит
и другую и измеряется ею, ибо каждая должна быть только тем определенным
количеством, которым не является другая; для значения каждой из них величина
другой необходима и, стало быть, от нее неотделима.
Этот переход каждой величины в другую составляет момент единства,
благодаря которому они находятся в отношении - момент одной определенности,
простой границы, которая есть показатель. Это единство, целое, образует
в-себе-бытие каждой из величин; от этого в-себе-бытия отлична ее наличная
величина, по которой каждый момент есть лишь постольку, поскольку она
отнимает у другой часть их общего в-себе-бытия - целого. Но она может отнять
у другой лишь столько, сколько нужно для того, чтобы сделать [себя ] равной
этому в-себе-бытию. Она имеет свой максимум в показателе, который по
указанному выше второму определению есть граница их взаимного ограничения. А
так как каждая есть момент отношения лишь постольку, поскольку она
ограничивает другую и тем самым ограничивается другой, то, делаясь равной
своему в-себе-бытию, она утрачивает это свое определение; при этом не только
другая величина становится нулем, но и она сама исчезает, так как она,
согласно предположению, есть не просто определенное количество, а должна
быть тем, что она, как таковое, есть лишь как такого рода момент отношения.
Таким образом, каждая сторона [отношения] есть противоречие между
определением [ее ] как ее в-себе-бытия, т. е. единства того целого, которым
служит показатель, и определением [ее] как момента отношения; это
противоречие есть в свою очередь бесконечность в новой, особой форме.
Показатель - это граница членов его отношения, внутри которой они друг
друга увеличивают и уменьшают, при этом они не могут стать равными
показателю по той утвердительной определенности, которая свойственна ему как
определенному количеству. Таким образом как граница их взаимного ограничения
он есть а) их потустороннее, к которому они могут бесконечно приближаться,
но которого они не могут достигнуть. Эта бесконечность, в которой они к нему
приближаются, есть дурная бесконечность бесконечного прогресса; она сама
конечна, имеет свой предел в своей противоположности, в конечности каждого
члена и самого показателя, и есть поэтому лишь приближение. Но /З) дурная
бесконечность в то же время положена здесь как то, что она есть поистине, а
именно лишь как отрицательный момент вообще, в соответствии с которым
показатель есть относительно различенных определенных количеств отношения
простая граница как в-себе-бытие, с которым соотносят их конечность как то,
что совершенно изменчиво, но которое остается совершенно отличным от них как
их отрицание. Это бесконечное, к которому они могут лишь приближаться, в
таком случае наличествует также и как утвердительное посюстороннее; оно
простое определенное количество показателя. В показателе достигнуто то
потустороннее, которым обременены стороны отношения; он есть в себе единство
обеих или тем самым он есть в себе другая сторона каждой из них; ибо каждая
имеет лишь столько значения (Wert), сколько ее не имеет другая, вся ее
определенность находится, таким образом, в другой, и это ее в-себе-бытие
есть как утвердительная бесконечность просто показатель.
- Гегель г.В.Ф. Наука логики
- 1. Единство бытия и ничто
- 2. Моменты становления (Momente des Werdens)
- 3. Снятие становления (Aufheben des Werdens)
- 2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
- 1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится
- 2. Наполнение в-себе-бытия определенностью также отлично от той
- 3. Бытие-для-иного есть неопределенная, утвердительная общность нечто со
- Idees etc ). Стало быть, не только вечные истины и идеи (сущности) вещей, но
- 1. Количество содержит оба момента - непрерывность и дискретность. Оно
- 2. Непосредственное количество есть непрерывная величина. Но количество
- 2. Ближайшее определение - равенство считываемых чисел. Благодаря этому
- 3. Оба числа, которые определены одно относительно другого как единица и
- 5), Платон говорил, что помимо чувственного и идей посередине между ними
- 2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая
- 3. В числе определенное количество положено в своей полной
- Раздел 2. Величина (количество)
- 1. Бесконечное определенное количество как бесконечно большое или
- 1 (Единицей), потому что приращение всегда встречается в разложении только
- X/y . Уравнение есть уравнение кривой, а это отношение, целиком зависящее от
- 357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
- 2At есть часть движения как некоторой суммы, дает ложную видимость положения
- 3. Согласно этому, оба они составляют, собственно говоря, лишь одно
- 1. Отношение, как оно получилось теперь, есть снятое прямое отношение;
- 2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
- 3. Но тем самым получился переход обратного отношения в другое
- 1. Определенное количество, полагающее себя в своем инобытии
- 2. Степенное отношение представляется сначала внешним изменением,
- 1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
- 1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его
- 2. Но что изменение, выступающее как чисто количественное, переходит
- 3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
- 1. Качественная, в себе определенная сторона определенного количества
- 2. В мере появляется сущностное определение переменной величины, ибо она
- 2. Непосредственно определенный квант, как таковой, хотя вообще он как
- 3. Мера определилась тем самым как специфицированное отношение величин,
- 1. Если бы нечто, соединяемое с иным, а также и это иное, было бы тем,
- 2. Это соединение с несколькими [нечто ], которые также суть в самих себе
- 3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное
- 1. Редукцией считавшихся сначала самостоятельными отношений меры [к
- 2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не
- 3. А именно каждое качество вступает внутри каждой стороны в соотношение
- 1. Бытие есть видимость. Бытие видимости состоит единственно лишь в
- 2. Видимость, следовательно, содержит некоторую непосредственную
- 1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
- 2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
- 2. Положенность еще не есть определение рефлексии; она лишь
- 3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
- 1. Сущность есть простая непосредственность как снятая
- 2. Это тождество есть прежде всего сама сущность, а еще не ее
- 2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,
- 2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней
- 3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
- 3. Противоположность (Der Gegensatz)
- 1. Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты; в разности они
- 2. Противоречие разрешается.
- 3. С этой положительной стороны, с которой самостоятельность как
- 1. Сущность, становится материей, когда ее рефлексия определяет себя так,
- 2. Поэтому форма определяет материю, а материя определяется формой. - Так
- 3. Форма, поскольку она предполагает материю как свое иное, конечна. Она
- 1. В реальном основании основание как содержание и основание как
- 2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.
- 3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания;
- 1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что
- 2. Нечто есть не через свое условие; его условие - это не его основание.
- 3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
- Vervollstandigt sich zur Erscheinung).
- In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
- 1. Вещь-в-себе - это существующее как существенное непосредственное,
- 2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,
- 3. Эта внешняя рефлексия есть теперь отношение вещей-в-себе друг к другу,
- 1. Явление - это существующее, опосредствованное своим отрицанием,
- 2. Следовательно, закон - это положительное в опосредство-вании
- 3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления
- 1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
- 2. В себе и для себя сущий мир есть тотальность существования; вне его
- 2" Это отношение содержит, стало быть, самостоятельность сторон и точно
- 1. Отношение между целым и частями есть непосредственное отношение;
- 2. Таким образом, они разные определения формы, имеющие тождественную
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего - это
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего-это
- 3. Эта действительность не первая, а рефлектированная действительность,
- 1. Та необходимость, которая выявилась [здесь], формальна, так как ее
- 2. Эта возможность как в-себе-бытие реальной действительности сама есть
- 3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
- 1. Причина первоначальна по отношению к действию. - Субстанция как мощь
- 2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
- 2. Но определенность отношения причинности, состоящая в том, что
- 3. Теперь следует посмотреть, чтб получилось в результате движения
- 1. Субстанция как абсолютная мощь или соотносящаяся с собой
- 2. Второй момент - это для-себя-бытие, иначе говоря, то, что мощь
- 3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
- Ich denke), или самосознания. - Это положение составляет так называемую
- 83) Начинает обсуждать в отношении логики старый и знаменитый вопрос: что
- 1. Поэтому единичность являет себя прежде всего как рефлексия понятия в
- 2. Но единичность - это не только возвращение понятия в само себя, но
- 1 Субъект и предикат, как было указано, суть прежде всего имена
- 2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
- 3. Если оба предложения - формы и содержания:
- 1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
- 2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное
- 3. Особенность, оказавшаяся положительным определением отрицательного
- 35, То этот род имеет в самом себе определенность, составляющую принцип его
- 1. Умозаключение, каково оно непосредственно, имеет своими моментами
- 2. В непосредственном рассудочном умозаключении термины имеют форму
- 3. Определения умозаключения суть определения содержания, поскольку они
- 1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто
- 2. Но термины пока еще непосредственные определенности;
- 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
- 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной
- 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но
- 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет
- 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два
- 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. Е. ]
- 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
- 1 Умозаключение общности есть совершенное рассудочное умозаключение, но
- 2. Но это рефлективное совершенство умозаключения делает его именно
- 3. При рассмотрении умозаключения наличного бытия из понятия
- 1. Умозаключение общности подпадает под схему первой фигуры: е-о-в,
- 2 Вторая фигура формального умозаключения (b-e-o) потому не
- 3. Индукция - это скорее по существу своему еще субъективное
- 1. Это умозаключение имеет своей абстрактной схемой третью фигуру
- 2. Аналогия тем поверхностнее, чем в большей мере то всеобщее, в котором
- 1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками
- 2. Это умозаключение как первое и тем самым непосредственное
- 3. Но в этом умозаключении субъективно еще то, что указанное тождество
- 1. Гипотетическое суждение содержит лишь небходимое соотношение без
- 2. Прежде всего соотношение гипотетического суждения есть необходимость,
- 3. Гипотетическим умозаключением представлено прежде всего необходимое
- 2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в
- 3. Так как определенность одного объекта заключена в другом объекте то
- 1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного
- 2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их
- 3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.
- 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты
- 3. Тем самым эти объекты-стихии освобождены от химической напряженности;
- 1 В своем соотношении со средством цель уже рефлектирована в себя- но ее
- 2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
- 3. Тем самым получается в результате, что внешняя целесообразность,
- 1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
- 2. Этот процесс, присущий живой индивидуальности, ограничен ею самой и
- 3. Только что рассмотренная идея и есть понятие живого субъекта и его
- 1. Дефиниция (Die Definition)
- 2. Членение (Die Einteilung)
- 2. Опосредствование, которое должно быть теперь рассмотрено подробнее,
- 76. Против этого плоского взгляда необходимо прибегнуть к "плоскому
- 1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
- 2. Конкретная тотальность, образующая начало, имеет, как таковая, в самой