logo
gegel_fridrih_nauka_logiki

2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,

во-первых, внешняя себе самой и есть определенное многообразие. Во-вторых,

она внешняя существенно существующему и соотносится с ним как со своей

абсолютной предпосылкой. Но оба этих момента внешней рефлексии - ее

собственное многообразие и ее соотношение с другой для нее вещью-в-себе -

суть одно и то же. Ибо это существование внешне лишь постольку, поскольку

оно соотносит себя с существенным тождеством как с чем-то иным. Поэтому

многообразие не имеет собственной самостоятельной устойчивости по ту сторону

вещи-в-себе, а дано лишь как видимость по сравнению с ней, дано в своем

необходимом соотношении с ней как преломляющийся в ней рефлекс. Таким

образом, разность имеется как соотношение чего-то иного с вещью-в-себе; но

это иное вовсе не есть нечто устойчивое само по себе, а дано лишь как

соотношение с вещью-в-себе; в то же время, однако, оно дано лишь как

отталкивание от нее; оно, таким образом, беспрестанное самоотталкивание (der

haltlose Gegenstoss) в само себя.

Вещи-в-себе, так как она существенное тождество существования, не

свойственна эта лишенная сущности рефлексия, которая внутри себя совпадает

сама с собой как внешняя для вещи-в-себе. Она исчезает в основании и тем

самым сама становится существенным тождеством или вещью-в-себе. - Это можно

рассматривать и так: лишенное сущности существование имеет свою рефлексию в

себя в вещи-в-себе; оно соотносится с ней прежде всего как со своим иным; но

как иное по отношению к тому, что есть в себе, оно лишь снятие самого себя и

становление в-себе-бытием. Тем самым вещь-в-себе тождественна с внешним

существованием.

Это проявляется в вещи-в-себе следующим образом. Вещь-в-себе есть

соотносящееся с собой, существенное существование; она лишь постольку

тождество с собой, поскольку в ней содержится отрицательность рефлексии в

самое себя; то, что являло себя как внешнее ей существование, есть поэтому

момент в ней самой. Поэтому она есть также отталкивающая себя от себя

вещь-в-себе, которая, стало быть, относится к себе как к чему-то иному.

Таким образом, имеется теперь несколько вещей-в-себе, находящихся между

собой в отношении внешней рефлексии. Это несущественное существование есть

их отношение друг к другу как к иным; но оно, кроме того, существенно для

них самих, иначе говоря, это несущественное существование, совпадая внутри

себя сама с собой, есть вещь-в-себе, но другая, чем первая; ведь первая есть

непосредственная существенность, а эта возникает из несущественного

существования. Однако это другая вещь-в-себе есть лишь нечто иное вообще,

ибо как тождественная с собой вещь она не имеет никакой дальнейшей

определенности относительно первой; она, как и первая, есть рефлексия

несущественного существования в себя. Определенность разных вещей-в-себе

относительно друг друга касается поэтому внешней рефлексии.