logo
gegel_fridrih_nauka_logiki

3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее

определенной, принадлежащей ему величиной. От той же стороны, с которой

определенное количество есть безразличная граница, которую можно, не изменяя

качества, переходить туда и обратно, отлична его другая сторона, с которой

оно качественно, специфично. Обе стороны суть определения величины одного и

того же. Но в соответствии с непосредственностью, которая сначала присуща

мере, следует далее, брать это различие как непосредственное; обе стороны

имеют, стало быть, и разное существование. Существование меры, будучи

определенной в себе величиной, есть в своем отношении к существованию

изменчивой, внешней стороны снятие своего безразличия, специфицирование

меры.

В. СПЕЦИФИЦИРУЮЩАЯ МЕРА

Она есть,

во-первых, некоторое правило, некоторая мера, внешняя к просто

определенному количеству;

во-вторых, специфическое количество, определяющее собой внешнее

определенное количество;

в-третьих, обе стороны как качества специфической количественной

определенности относятся друг к другу как одна мера.

а) Правило

Правило, или масштаб, о котором мы уже говорили, есть прежде всего в себе

определенная величина, служащая единицей по отношению к определенному

количеству, которое есть отдельное существование, существует в другом нечто,

а не в том, которое служит масштабом, и измеряется последним, т. е.

определяется как численность указанной единицы. Это сравнение есть внешнее

действие; сама эта единица есть произвольная величина, которая в свою

очередь может быть положена как численность (фут, например, как определенное

число дюймов). Но мера - это не только внешнее правило, но, как

специфическая, она состоит в том, чтобы в себе самой относиться к своему

иному, которое есть определенное количество.

в) Специфицирующая мера

Мера есть специфический процесс определения внешней, т. е. безразличной,

величины, полагаемой теперь неким другим существованием вообще в том нечто,

которое служит мерой и которое, хотя само оно определенное количество, все

же в отличие от такового есть качественное, что определяет совершенно

безразличное, внешнее определенное количество. Нечто имеет в нем ту сторону

бытия-для-иного, которой безразлично - увеличиваться или уменьшаться. Это

имманентное измеряющее есть такое присущее [данному] нечто качество,

которому противостоит то же качество в другом нечто, но в последнем это

качество существует прежде всего с относительно безмерным определенным

количеством вообще, в противоположность первому качеству, которое определено

как измеряющее.

В нечто, поскольку оно мера внутри себя, приходит извне изменение

величины его качества; оно не принимает оттуда арифметического множества.

Его мера этому противодействует, относится к множеству как нечто интенсивное

и вбирает его лишь ему присущим способом; она изменяет положенное извне

изменение, делает из этого определенного количества другое и являет себя

через эту спецификацию для-себя-бытием в этой внешности. - Это специфически

вобранное множество само есть определенное количество, также зависимое от

другого множества, или, иначе говоря, от него как лишь внешнего множества.

Специфицированное множество поэтому также изменчиво, но не есть по этой

причине определенное количество, как таковое, а есть внешнее определенное

количество, специфицированное всегда одинаково. Мера, таким образом, имеет

свое наличное бытие как отношение и специфическое в ней есть вообще

показатель этого отношения.

В интенсивном и экстенсивном определенном количестве, как оказалось при

рассмотрении этих определений, одно и то же определенное количество в одном

случае имеется в форме интенсивности, а в другом - в форме экстенсивности.

Лежащее в основе определенное количество не подвергается в этом различии

никакому изменению, это различие есть лишь внешняя форма. Напротив, в

специфицирующей мере определенное количество то берется в его

непосредственной величине, то через показатель отношения берется в другой

численности.

Показатель, составляющий специфическое, может на первый взгляд

представляться постоянным определенным количеством, как частное отношения

между внешним и качественно определенным квантом. Но в таком случае он был

бы не более, как внешним определенным количеством; под "показателем" здесь

следует понимать не что иное, как момент самого качественного,

специфицирующий определенное количество, как таковое. Собственным

имманентным качественным [моментом ] определенного количества служит, как

это оказалось выше, лишь степенное определение. Именно степеннбе определение

должно быть тем, что конституирует [рассматриваемое ] отношение и что в

качестве в себе сущего определения противостоит здесь определенному

количеству как внешнему свойству. Определенное количество имеет своим

принципом численную единицу, составляющую его в-себе-определенность;

соотношение численной единицы есть внешнее соотношение, и изменение,

определяемое лишь природой непосредственного определенного количества, как

такового, и состоит само по себе в присовокуплении такой численной единицы и

снова такой же единицы и т. д. Таким образом, если внешнее определенное

количество изменяется в арифметической прогрессии, то специфицирующее

воздействие качественной природы меры порождает другой ряд, который

соотносится с первым, возрастает и убывает вместе с ним, но не в отношении,

определяемом численным показателем, а в отношении, несоизмеримом с каким бы

то ни было числом, соотносится согласно некоторому степенному определению.

П римечание

Чтобы привести пример, укажем на температуру; она такое качество, в

котором различаются обе эти стороны, - то, что она и внешнее, и

специфицированное определенное количество. Как определенное количество она

внешняя температура (и притом температура также и некоторого тела как общей

среды), относительно которой принимается, что ее изменение происходит по

шкале арифметической прогрессии и что она равномерно возрастает или убывает;

напротив, различными находящимися в ней отдельными телами температура эта

воспринимается по-разному, так как они определяют воспринятую извне

температуру своей имманентной мерой, и их температурное изменение не

соответствует изменению температуры среды или между собой в прямом

отношении. Разные тела, которые подвергаются действию одной и той же

температуры, дают при сравнении числовые отношения их специфической теплоты,

их теплоемкости. Но эти теплоемкости тел неодинаковы в разных температурах,

и с этим связано изменение специфического состояния. В увеличении или

уменьшении температуры сказывается, следовательно, особая спецификация.

Отношение температуры, представляемой как внешняя, к температуре

определенного тела, зависимой в то же время от первой температуры, не имеет

неизменного показателя отношения; увеличение или уменьшение этой теплоты не

происходит равномерно с возрастанием и убыванием внешней температуры. - При

этом температура принимается вообще за внешнюю, изменение которой лишь

внешне или чисто количественно. Она, однако, сама есть температура воздуха

или какая-нибудь другая специфическая температура. Поэтому при более

тщательном рассмотрении следовало бы, собственно говоря, брать это отношение

не как отношение просто количественного к качественному (qualifizierenden),

а как отношение двух специфических определенных количеств. И в самом деле,

при дальнейшем определении специфицирующего отношения тотчас же выяснится,

что моменты меры состоят не только в количественной и окачествующей сторонах

одного и того же качества, а в отношении двух качеств, которые в самих себе

суть меры.

с) Отношение обеих сторон как качеств