3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
определенной, принадлежащей ему величиной. От той же стороны, с которой
определенное количество есть безразличная граница, которую можно, не изменяя
качества, переходить туда и обратно, отлична его другая сторона, с которой
оно качественно, специфично. Обе стороны суть определения величины одного и
того же. Но в соответствии с непосредственностью, которая сначала присуща
мере, следует далее, брать это различие как непосредственное; обе стороны
имеют, стало быть, и разное существование. Существование меры, будучи
определенной в себе величиной, есть в своем отношении к существованию
изменчивой, внешней стороны снятие своего безразличия, специфицирование
меры.
В. СПЕЦИФИЦИРУЮЩАЯ МЕРА
Она есть,
во-первых, некоторое правило, некоторая мера, внешняя к просто
определенному количеству;
во-вторых, специфическое количество, определяющее собой внешнее
определенное количество;
в-третьих, обе стороны как качества специфической количественной
определенности относятся друг к другу как одна мера.
а) Правило
Правило, или масштаб, о котором мы уже говорили, есть прежде всего в себе
определенная величина, служащая единицей по отношению к определенному
количеству, которое есть отдельное существование, существует в другом нечто,
а не в том, которое служит масштабом, и измеряется последним, т. е.
определяется как численность указанной единицы. Это сравнение есть внешнее
действие; сама эта единица есть произвольная величина, которая в свою
очередь может быть положена как численность (фут, например, как определенное
число дюймов). Но мера - это не только внешнее правило, но, как
специфическая, она состоит в том, чтобы в себе самой относиться к своему
иному, которое есть определенное количество.
в) Специфицирующая мера
Мера есть специфический процесс определения внешней, т. е. безразличной,
величины, полагаемой теперь неким другим существованием вообще в том нечто,
которое служит мерой и которое, хотя само оно определенное количество, все
же в отличие от такового есть качественное, что определяет совершенно
безразличное, внешнее определенное количество. Нечто имеет в нем ту сторону
бытия-для-иного, которой безразлично - увеличиваться или уменьшаться. Это
имманентное измеряющее есть такое присущее [данному] нечто качество,
которому противостоит то же качество в другом нечто, но в последнем это
качество существует прежде всего с относительно безмерным определенным
количеством вообще, в противоположность первому качеству, которое определено
как измеряющее.
В нечто, поскольку оно мера внутри себя, приходит извне изменение
величины его качества; оно не принимает оттуда арифметического множества.
Его мера этому противодействует, относится к множеству как нечто интенсивное
и вбирает его лишь ему присущим способом; она изменяет положенное извне
изменение, делает из этого определенного количества другое и являет себя
через эту спецификацию для-себя-бытием в этой внешности. - Это специфически
вобранное множество само есть определенное количество, также зависимое от
другого множества, или, иначе говоря, от него как лишь внешнего множества.
Специфицированное множество поэтому также изменчиво, но не есть по этой
причине определенное количество, как таковое, а есть внешнее определенное
количество, специфицированное всегда одинаково. Мера, таким образом, имеет
свое наличное бытие как отношение и специфическое в ней есть вообще
показатель этого отношения.
В интенсивном и экстенсивном определенном количестве, как оказалось при
рассмотрении этих определений, одно и то же определенное количество в одном
случае имеется в форме интенсивности, а в другом - в форме экстенсивности.
Лежащее в основе определенное количество не подвергается в этом различии
никакому изменению, это различие есть лишь внешняя форма. Напротив, в
специфицирующей мере определенное количество то берется в его
непосредственной величине, то через показатель отношения берется в другой
численности.
Показатель, составляющий специфическое, может на первый взгляд
представляться постоянным определенным количеством, как частное отношения
между внешним и качественно определенным квантом. Но в таком случае он был
бы не более, как внешним определенным количеством; под "показателем" здесь
следует понимать не что иное, как момент самого качественного,
специфицирующий определенное количество, как таковое. Собственным
имманентным качественным [моментом ] определенного количества служит, как
это оказалось выше, лишь степенное определение. Именно степеннбе определение
должно быть тем, что конституирует [рассматриваемое ] отношение и что в
качестве в себе сущего определения противостоит здесь определенному
количеству как внешнему свойству. Определенное количество имеет своим
принципом численную единицу, составляющую его в-себе-определенность;
соотношение численной единицы есть внешнее соотношение, и изменение,
определяемое лишь природой непосредственного определенного количества, как
такового, и состоит само по себе в присовокуплении такой численной единицы и
снова такой же единицы и т. д. Таким образом, если внешнее определенное
количество изменяется в арифметической прогрессии, то специфицирующее
воздействие качественной природы меры порождает другой ряд, который
соотносится с первым, возрастает и убывает вместе с ним, но не в отношении,
определяемом численным показателем, а в отношении, несоизмеримом с каким бы
то ни было числом, соотносится согласно некоторому степенному определению.
П римечание
Чтобы привести пример, укажем на температуру; она такое качество, в
котором различаются обе эти стороны, - то, что она и внешнее, и
специфицированное определенное количество. Как определенное количество она
внешняя температура (и притом температура также и некоторого тела как общей
среды), относительно которой принимается, что ее изменение происходит по
шкале арифметической прогрессии и что она равномерно возрастает или убывает;
напротив, различными находящимися в ней отдельными телами температура эта
воспринимается по-разному, так как они определяют воспринятую извне
температуру своей имманентной мерой, и их температурное изменение не
соответствует изменению температуры среды или между собой в прямом
отношении. Разные тела, которые подвергаются действию одной и той же
температуры, дают при сравнении числовые отношения их специфической теплоты,
их теплоемкости. Но эти теплоемкости тел неодинаковы в разных температурах,
и с этим связано изменение специфического состояния. В увеличении или
уменьшении температуры сказывается, следовательно, особая спецификация.
Отношение температуры, представляемой как внешняя, к температуре
определенного тела, зависимой в то же время от первой температуры, не имеет
неизменного показателя отношения; увеличение или уменьшение этой теплоты не
происходит равномерно с возрастанием и убыванием внешней температуры. - При
этом температура принимается вообще за внешнюю, изменение которой лишь
внешне или чисто количественно. Она, однако, сама есть температура воздуха
или какая-нибудь другая специфическая температура. Поэтому при более
тщательном рассмотрении следовало бы, собственно говоря, брать это отношение
не как отношение просто количественного к качественному (qualifizierenden),
а как отношение двух специфических определенных количеств. И в самом деле,
при дальнейшем определении специфицирующего отношения тотчас же выяснится,
что моменты меры состоят не только в количественной и окачествующей сторонах
одного и того же качества, а в отношении двух качеств, которые в самих себе
суть меры.
с) Отношение обеих сторон как качеств
- Гегель г.В.Ф. Наука логики
- 1. Единство бытия и ничто
- 2. Моменты становления (Momente des Werdens)
- 3. Снятие становления (Aufheben des Werdens)
- 2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
- 1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится
- 2. Наполнение в-себе-бытия определенностью также отлично от той
- 3. Бытие-для-иного есть неопределенная, утвердительная общность нечто со
- Idees etc ). Стало быть, не только вечные истины и идеи (сущности) вещей, но
- 1. Количество содержит оба момента - непрерывность и дискретность. Оно
- 2. Непосредственное количество есть непрерывная величина. Но количество
- 2. Ближайшее определение - равенство считываемых чисел. Благодаря этому
- 3. Оба числа, которые определены одно относительно другого как единица и
- 5), Платон говорил, что помимо чувственного и идей посередине между ними
- 2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая
- 3. В числе определенное количество положено в своей полной
- Раздел 2. Величина (количество)
- 1. Бесконечное определенное количество как бесконечно большое или
- 1 (Единицей), потому что приращение всегда встречается в разложении только
- X/y . Уравнение есть уравнение кривой, а это отношение, целиком зависящее от
- 357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
- 2At есть часть движения как некоторой суммы, дает ложную видимость положения
- 3. Согласно этому, оба они составляют, собственно говоря, лишь одно
- 1. Отношение, как оно получилось теперь, есть снятое прямое отношение;
- 2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
- 3. Но тем самым получился переход обратного отношения в другое
- 1. Определенное количество, полагающее себя в своем инобытии
- 2. Степенное отношение представляется сначала внешним изменением,
- 1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
- 1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его
- 2. Но что изменение, выступающее как чисто количественное, переходит
- 3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
- 1. Качественная, в себе определенная сторона определенного количества
- 2. В мере появляется сущностное определение переменной величины, ибо она
- 2. Непосредственно определенный квант, как таковой, хотя вообще он как
- 3. Мера определилась тем самым как специфицированное отношение величин,
- 1. Если бы нечто, соединяемое с иным, а также и это иное, было бы тем,
- 2. Это соединение с несколькими [нечто ], которые также суть в самих себе
- 3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное
- 1. Редукцией считавшихся сначала самостоятельными отношений меры [к
- 2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не
- 3. А именно каждое качество вступает внутри каждой стороны в соотношение
- 1. Бытие есть видимость. Бытие видимости состоит единственно лишь в
- 2. Видимость, следовательно, содержит некоторую непосредственную
- 1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
- 2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
- 2. Положенность еще не есть определение рефлексии; она лишь
- 3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
- 1. Сущность есть простая непосредственность как снятая
- 2. Это тождество есть прежде всего сама сущность, а еще не ее
- 2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,
- 2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней
- 3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
- 3. Противоположность (Der Gegensatz)
- 1. Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты; в разности они
- 2. Противоречие разрешается.
- 3. С этой положительной стороны, с которой самостоятельность как
- 1. Сущность, становится материей, когда ее рефлексия определяет себя так,
- 2. Поэтому форма определяет материю, а материя определяется формой. - Так
- 3. Форма, поскольку она предполагает материю как свое иное, конечна. Она
- 1. В реальном основании основание как содержание и основание как
- 2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.
- 3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания;
- 1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что
- 2. Нечто есть не через свое условие; его условие - это не его основание.
- 3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
- Vervollstandigt sich zur Erscheinung).
- In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
- 1. Вещь-в-себе - это существующее как существенное непосредственное,
- 2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,
- 3. Эта внешняя рефлексия есть теперь отношение вещей-в-себе друг к другу,
- 1. Явление - это существующее, опосредствованное своим отрицанием,
- 2. Следовательно, закон - это положительное в опосредство-вании
- 3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления
- 1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
- 2. В себе и для себя сущий мир есть тотальность существования; вне его
- 2" Это отношение содержит, стало быть, самостоятельность сторон и точно
- 1. Отношение между целым и частями есть непосредственное отношение;
- 2. Таким образом, они разные определения формы, имеющие тождественную
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего - это
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего-это
- 3. Эта действительность не первая, а рефлектированная действительность,
- 1. Та необходимость, которая выявилась [здесь], формальна, так как ее
- 2. Эта возможность как в-себе-бытие реальной действительности сама есть
- 3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
- 1. Причина первоначальна по отношению к действию. - Субстанция как мощь
- 2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
- 2. Но определенность отношения причинности, состоящая в том, что
- 3. Теперь следует посмотреть, чтб получилось в результате движения
- 1. Субстанция как абсолютная мощь или соотносящаяся с собой
- 2. Второй момент - это для-себя-бытие, иначе говоря, то, что мощь
- 3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
- Ich denke), или самосознания. - Это положение составляет так называемую
- 83) Начинает обсуждать в отношении логики старый и знаменитый вопрос: что
- 1. Поэтому единичность являет себя прежде всего как рефлексия понятия в
- 2. Но единичность - это не только возвращение понятия в само себя, но
- 1 Субъект и предикат, как было указано, суть прежде всего имена
- 2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
- 3. Если оба предложения - формы и содержания:
- 1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
- 2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное
- 3. Особенность, оказавшаяся положительным определением отрицательного
- 35, То этот род имеет в самом себе определенность, составляющую принцип его
- 1. Умозаключение, каково оно непосредственно, имеет своими моментами
- 2. В непосредственном рассудочном умозаключении термины имеют форму
- 3. Определения умозаключения суть определения содержания, поскольку они
- 1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто
- 2. Но термины пока еще непосредственные определенности;
- 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
- 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной
- 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но
- 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет
- 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два
- 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. Е. ]
- 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
- 1 Умозаключение общности есть совершенное рассудочное умозаключение, но
- 2. Но это рефлективное совершенство умозаключения делает его именно
- 3. При рассмотрении умозаключения наличного бытия из понятия
- 1. Умозаключение общности подпадает под схему первой фигуры: е-о-в,
- 2 Вторая фигура формального умозаключения (b-e-o) потому не
- 3. Индукция - это скорее по существу своему еще субъективное
- 1. Это умозаключение имеет своей абстрактной схемой третью фигуру
- 2. Аналогия тем поверхностнее, чем в большей мере то всеобщее, в котором
- 1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками
- 2. Это умозаключение как первое и тем самым непосредственное
- 3. Но в этом умозаключении субъективно еще то, что указанное тождество
- 1. Гипотетическое суждение содержит лишь небходимое соотношение без
- 2. Прежде всего соотношение гипотетического суждения есть необходимость,
- 3. Гипотетическим умозаключением представлено прежде всего необходимое
- 2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в
- 3. Так как определенность одного объекта заключена в другом объекте то
- 1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного
- 2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их
- 3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.
- 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты
- 3. Тем самым эти объекты-стихии освобождены от химической напряженности;
- 1 В своем соотношении со средством цель уже рефлектирована в себя- но ее
- 2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
- 3. Тем самым получается в результате, что внешняя целесообразность,
- 1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
- 2. Этот процесс, присущий живой индивидуальности, ограничен ею самой и
- 3. Только что рассмотренная идея и есть понятие живого субъекта и его
- 1. Дефиниция (Die Definition)
- 2. Членение (Die Einteilung)
- 2. Опосредствование, которое должно быть теперь рассмотрено подробнее,
- 76. Против этого плоского взгляда необходимо прибегнуть к "плоскому
- 1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
- 2. Конкретная тотальность, образующая начало, имеет, как таковая, в самой