logo
gegel_fridrih_nauka_logiki

2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая

отличия его от чего-то другого, обладающего величиной, иначе для

определенности его требовались бы оно само и нечто другое, обладающее

величиной; оно в этом не нуждается потому, что определенность величины есть

вообще для-себя-опре-деленная, безразличная, просто с собой соотнесенная

граница, а в числе она положена как заключенная в для-себя-сущее "одно", и

имеет внешность, соотношение-с-иным, внутри самой себя. Далее, это "присущее

самой границе "многое", как "многое" вообще, не есть нечто неравное внутри

себя, а есть нечто непрерывное. Каждое из "многих" есть то же самое, что

иное; поэтому оно как вне-друг-друга-сущее или дискретное "многое" не

составляет определенности, как таковой. Это "многое", стало быть, сливается

само по себе в свою непрерывность и становится простым единством. -

Численность есть лишь момент числа, но как множество числовых "одних" оно не

составляет определенности числа, а эти "одни" как безразличные, внешние себе

сняты в возвращенное(tm) числа в себя. Внешность, составлявшая "одни" во

множестве, исчезает в "одном" как соотношении числа с самим собой.

Граница определенного количества, которое как экстенсивное имело свою

налично сущую определенность в виде внешней самой себе численности,

переходит, следовательно, в простую определенность. В этом простом

определении границы оно интенсивная величина; и граница, или определенность,

которая тождественна с определенным количеством, теперь так и положена как

простое; это градус (der Grad).

Градус, следовательно, есть определенная величина, определенное

количество, но не есть вместе с тем множество (Menge) или много ["одних"]

внутри самого себя (Mehreres innerhalb seiner selbst); он только некая

многость (Mehrheit), причем многость есть "многое", введенное в простое

определение, наличное бытие, возвратившееся в для-себя-бытие. Его

определенность должна быть, правда, выражена некоторым числом (Zahl) как

полной определенностью определенного количества, но она дана не как

численность (Anzahl), а просто, только как градус. Когда говорят о десяти,

двадцати градусах, именно определенное количество, имеющее столько градусов,

есть десятый, двадцатый градус, а не численность и сумма этих градусов, - в

таком случае оно было бы экстенсивным количеством, - а оно лишь один градус:

десятый, двадцатый градус. Он содержит определенность, заключающуюся в

численности "десять", "двадцать", но не содержит их как "многие", а есть

число как снятая численность, как простая определенность.