3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
в само себя, и положенность, то непосредственно отсюда природа его уясняется
больше. А именно, как положенность рефлективное определение есть отрицание,
как таковое, небытие, противостоящее иному, а именно противостоящее
абсолютной рефлексии в себя или противостоящее сущности. Но как соотношение
с собой оно рефлектировано в себя. - Эта его рефлексия и та его положенность
различны; его положенность, наоборот, есть его снятость; его же
рефлектированность в себя - его устойчивость. Следовательно, поскольку
именно положенность и есть в то же время рефлексия в самое себя,
определенность рефлексии есть соотношение со своим инобытием в самой себе. -
Она дана не как сущая, покоящаяся определенность, которую соотносили бы с
иным, так что соотнесенное и его соотношение оказались бы отличными друг от
друга, причем первое было бы внутри-себя-сущим, некоторым нечто, исключающим
из себя свое иное и свое соотношение с этим иным. Дело обстоит так, что
рефлективное определение есть в самом себе определенная сторона и
соотношение этой определенной стороны как определенной, т. е. соотношение с
ее отрицанием. - Благодаря своему соотношению качество переходит в иное; в
его соотношении начинается его изменение. Рефлективное же определение
приняло свое инобытие обратно в себя. Оно положенность, отрицание, которое,
однако, повертывает соотношение с иным внутрь себя; и отрицание, которое
равно самому себе, есть единство его самого и его иного и только поэтому -
сущностность (Wesenheit). Следовательно, рефлективное определение есть
положенность, отрицание, но как рефлексия в себя оно в то же время снятость
этой положенное, бесконечное соотношение с собой.
Глава вторая
СУЩНОСТНОСТИ ИЛИ РЕФЛЕКТИВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (DIE WESENHEITEN ODER DIE
REFLEXIONBESTIMMUNGEN)
Рефлексия есть определенная рефлексия; тем самым сущность есть
определенная сущность или она есть сущностность (Wesenheit).
Рефлексия есть видимость (Scheinen) сущности внутри самой себя.
Сущность как бесконечное возвращение в себя есть не непосредственная
простота, а отрицательная; сущность - это движение через различенные
моменты, абсолютное опосредствование с собой. Но она имеет видимость в этих
своих моментах; поэтому они сами рефлектированные в себя определения.
Сущность - это, во-первых, простое соотношение с самой собой, чистое
тождество. Это то ее определение, согласно которому она скорее есть
отсутствие определений.
Во-вторых, подлинное определение - это различие, и притом отчасти как
внешнее или безразличное различие, разность вообще, отчасти же как
противоположная разность, или как противоположность.
В-третьих, как противоречие противоположность рефлектируется в самое себя
и возвращается в свое основание.
Примечание
[Рефлективные определения в форме положений]
Рефлективные определения обычно брались ранее в форме положений (Satzen),
в которых о них высказывалось, что они применимы ко всему. Эти положения
считались всеобщими законами мышления, лежащими в основании всякого
мышления, абсолютными в самих себе и недоказуемыми, но признаваемыми и
принимаемыми непосредственно и без возражения за истинные всяким мышлением,
как только оно понимает их смысл.
Так, существенное определение тождества выражено в положении: Все равно
самому себе; А=А. Или отрицательно: А не может быть в одно и то же время А и
не-А.
Прежде всего непонятно, почему лишь эти простые определения рефлексии
должны быть облечены в эту особую форму, а не также и другие категории,
скажем все определенности сферы бытия. Тогда получились бы, например,
следующие положения: все есть, все обладает наличным бытием и т. д.; или:
все имеет некоторое качество, количество и т. д. Ведь бытие, наличное бытие
и т. д., как логические определения, суть вообще предикаты всего. Категория,
согласно этимологии этого слова и согласно дефиниции, данной Аристотелем,
есть то, что говорится, утверждается о сущем. - Однако всякая определенность
бытия есть по своему существу переход в противоположное; отрицательное
всякой определенности столь же необходимо, как и она сама; как
непосредственным определенностям, каждой из них непосредственно противостоит
другая. Поэтому если эти категории облекаются в такие положения, то
появляются также и противоположные положения; и те и другие предстают как
одинаково необходимые, а как непосредственные утверждения они по меньшей
мере одинаково правомерны. Одно положение требовало бы тогда доказательства
[своей истинности] в противоположность другому, и потому этим утверждениям
уже не мог бы быть присущ характер непосредственно истинных и неопровержимых
законов (Satze) мышления.
Рефлективные же определения не имеют качественного вида (Art). Они
определения, соотносящиеся с собой и тем самым не имеющие в то же время
определенности по отношению к иному. Далее, так как это такие
определенности, которые в себе самих суть соотношения, то в них постольку
уже содержится форма предложения (Satz). Ибо предложение отличается от
суждения главным образом тем, что в нем содержание составляет само
соотношение, иначе говоря, содержание есть определенное соотношение.
Суждение же переносит содержание в предикат как всеобщую определенность,
которая имеется сама по себе и отлична от своего соотношения, от простой
связки. Если нам нужно превратить предложение в суждение, то мы определенное
содержание, когда оно, например, заключается в глаголе, превращаем
в причастие, чтобы таким образом отделить друг от друга само определение
и его соотношение с субъектом. Для рефлективного же определения как
рефлектированной в себя положенности подходит форма самого предложения. -
Однако, когда они высказываются как всеобщие законы мышления, они нуждаются
еще в некотором субъекте своего соотношения, и этим субъектом служит "все"
или А, которое означает то же, что "все" и "всякое бытие".
С одной стороны, эта форма предложений есть нечто излишнее; рефлективные
определения должны быть рассмотрены сами по себе. Далее, в этих предложениях
есть та превратная сторона, что они имеют субъектом "бытие, всякое нечто".
Они этим снова возрождают бытие и высказывают рефлективные определения -
тождество и т. д. - о том или ином нечто как имеющееся в нем качество;
[высказывают их] не в спекулятивном смысле, а в том смысле, что нечто как
субъект остается в таком качестве как сущее, но не в том смысле, что оно
перешло в тождество и т. д. как в свою истину и свою сущность.
Наконец, хотя рефлективные определения и имеют форму равенства самим себе
и потому форму несоотнесенности с иным и свободы от противоположения, тем не
менее, как это выяснится из их более подробного рассмотрения или как это
непосредственно явствует из (ап) них самих как тождества, различия,
противоположения, они определенные по отношению друг к другу;
следовательно, они этой своей формой не освобождены от рефлексии,
перехода и противоречия. Поэтому те несколько положений, которые
устанавливаются как абсолютные законы мышления, если рассмотреть их
подробнее, противоположны друг другу; они противоречат друг другу и снимают
одно другое. - Если все тождественно с собой, то оно не разно, не
противоположно, не имеет основания. Или если принимается, что нет двух
одинаковых вещей, т. е. что все разнится между собой, то А не равно А, то А
также и не противоположно и т. д. Принятие любого из этих положений не
допускает принятия других. - При бездумном рассмотрении этих положений они
просто перечисляются одно за другим, так что они являют себя не
соотнесенными друг с другом; такое рассмотрение имеет в виду лишь их
рефлектированность в себя, не принимая во внимание другого их момента -
положенности или их определенности, как таковой, которая вовлекает их в
переход и в их отрицание.
А. ТОЖДЕСТВО (DIE IDENTITAT)
- Гегель г.В.Ф. Наука логики
- 1. Единство бытия и ничто
- 2. Моменты становления (Momente des Werdens)
- 3. Снятие становления (Aufheben des Werdens)
- 2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
- 1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится
- 2. Наполнение в-себе-бытия определенностью также отлично от той
- 3. Бытие-для-иного есть неопределенная, утвердительная общность нечто со
- Idees etc ). Стало быть, не только вечные истины и идеи (сущности) вещей, но
- 1. Количество содержит оба момента - непрерывность и дискретность. Оно
- 2. Непосредственное количество есть непрерывная величина. Но количество
- 2. Ближайшее определение - равенство считываемых чисел. Благодаря этому
- 3. Оба числа, которые определены одно относительно другого как единица и
- 5), Платон говорил, что помимо чувственного и идей посередине между ними
- 2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая
- 3. В числе определенное количество положено в своей полной
- Раздел 2. Величина (количество)
- 1. Бесконечное определенное количество как бесконечно большое или
- 1 (Единицей), потому что приращение всегда встречается в разложении только
- X/y . Уравнение есть уравнение кривой, а это отношение, целиком зависящее от
- 357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
- 2At есть часть движения как некоторой суммы, дает ложную видимость положения
- 3. Согласно этому, оба они составляют, собственно говоря, лишь одно
- 1. Отношение, как оно получилось теперь, есть снятое прямое отношение;
- 2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
- 3. Но тем самым получился переход обратного отношения в другое
- 1. Определенное количество, полагающее себя в своем инобытии
- 2. Степенное отношение представляется сначала внешним изменением,
- 1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
- 1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его
- 2. Но что изменение, выступающее как чисто количественное, переходит
- 3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
- 1. Качественная, в себе определенная сторона определенного количества
- 2. В мере появляется сущностное определение переменной величины, ибо она
- 2. Непосредственно определенный квант, как таковой, хотя вообще он как
- 3. Мера определилась тем самым как специфицированное отношение величин,
- 1. Если бы нечто, соединяемое с иным, а также и это иное, было бы тем,
- 2. Это соединение с несколькими [нечто ], которые также суть в самих себе
- 3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное
- 1. Редукцией считавшихся сначала самостоятельными отношений меры [к
- 2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не
- 3. А именно каждое качество вступает внутри каждой стороны в соотношение
- 1. Бытие есть видимость. Бытие видимости состоит единственно лишь в
- 2. Видимость, следовательно, содержит некоторую непосредственную
- 1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
- 2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
- 2. Положенность еще не есть определение рефлексии; она лишь
- 3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
- 1. Сущность есть простая непосредственность как снятая
- 2. Это тождество есть прежде всего сама сущность, а еще не ее
- 2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,
- 2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней
- 3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
- 3. Противоположность (Der Gegensatz)
- 1. Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты; в разности они
- 2. Противоречие разрешается.
- 3. С этой положительной стороны, с которой самостоятельность как
- 1. Сущность, становится материей, когда ее рефлексия определяет себя так,
- 2. Поэтому форма определяет материю, а материя определяется формой. - Так
- 3. Форма, поскольку она предполагает материю как свое иное, конечна. Она
- 1. В реальном основании основание как содержание и основание как
- 2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.
- 3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания;
- 1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что
- 2. Нечто есть не через свое условие; его условие - это не его основание.
- 3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
- Vervollstandigt sich zur Erscheinung).
- In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
- 1. Вещь-в-себе - это существующее как существенное непосредственное,
- 2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,
- 3. Эта внешняя рефлексия есть теперь отношение вещей-в-себе друг к другу,
- 1. Явление - это существующее, опосредствованное своим отрицанием,
- 2. Следовательно, закон - это положительное в опосредство-вании
- 3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления
- 1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
- 2. В себе и для себя сущий мир есть тотальность существования; вне его
- 2" Это отношение содержит, стало быть, самостоятельность сторон и точно
- 1. Отношение между целым и частями есть непосредственное отношение;
- 2. Таким образом, они разные определения формы, имеющие тождественную
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего - это
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего-это
- 3. Эта действительность не первая, а рефлектированная действительность,
- 1. Та необходимость, которая выявилась [здесь], формальна, так как ее
- 2. Эта возможность как в-себе-бытие реальной действительности сама есть
- 3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
- 1. Причина первоначальна по отношению к действию. - Субстанция как мощь
- 2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
- 2. Но определенность отношения причинности, состоящая в том, что
- 3. Теперь следует посмотреть, чтб получилось в результате движения
- 1. Субстанция как абсолютная мощь или соотносящаяся с собой
- 2. Второй момент - это для-себя-бытие, иначе говоря, то, что мощь
- 3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
- Ich denke), или самосознания. - Это положение составляет так называемую
- 83) Начинает обсуждать в отношении логики старый и знаменитый вопрос: что
- 1. Поэтому единичность являет себя прежде всего как рефлексия понятия в
- 2. Но единичность - это не только возвращение понятия в само себя, но
- 1 Субъект и предикат, как было указано, суть прежде всего имена
- 2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
- 3. Если оба предложения - формы и содержания:
- 1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
- 2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное
- 3. Особенность, оказавшаяся положительным определением отрицательного
- 35, То этот род имеет в самом себе определенность, составляющую принцип его
- 1. Умозаключение, каково оно непосредственно, имеет своими моментами
- 2. В непосредственном рассудочном умозаключении термины имеют форму
- 3. Определения умозаключения суть определения содержания, поскольку они
- 1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто
- 2. Но термины пока еще непосредственные определенности;
- 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
- 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной
- 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но
- 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет
- 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два
- 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. Е. ]
- 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
- 1 Умозаключение общности есть совершенное рассудочное умозаключение, но
- 2. Но это рефлективное совершенство умозаключения делает его именно
- 3. При рассмотрении умозаключения наличного бытия из понятия
- 1. Умозаключение общности подпадает под схему первой фигуры: е-о-в,
- 2 Вторая фигура формального умозаключения (b-e-o) потому не
- 3. Индукция - это скорее по существу своему еще субъективное
- 1. Это умозаключение имеет своей абстрактной схемой третью фигуру
- 2. Аналогия тем поверхностнее, чем в большей мере то всеобщее, в котором
- 1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками
- 2. Это умозаключение как первое и тем самым непосредственное
- 3. Но в этом умозаключении субъективно еще то, что указанное тождество
- 1. Гипотетическое суждение содержит лишь небходимое соотношение без
- 2. Прежде всего соотношение гипотетического суждения есть необходимость,
- 3. Гипотетическим умозаключением представлено прежде всего необходимое
- 2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в
- 3. Так как определенность одного объекта заключена в другом объекте то
- 1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного
- 2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их
- 3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.
- 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты
- 3. Тем самым эти объекты-стихии освобождены от химической напряженности;
- 1 В своем соотношении со средством цель уже рефлектирована в себя- но ее
- 2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
- 3. Тем самым получается в результате, что внешняя целесообразность,
- 1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
- 2. Этот процесс, присущий живой индивидуальности, ограничен ею самой и
- 3. Только что рассмотренная идея и есть понятие живого субъекта и его
- 1. Дефиниция (Die Definition)
- 2. Членение (Die Einteilung)
- 2. Опосредствование, которое должно быть теперь рассмотрено подробнее,
- 76. Против этого плоского взгляда необходимо прибегнуть к "плоскому
- 1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
- 2. Конкретная тотальность, образующая начало, имеет, как таковая, в самой