In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
существенное отношение (Verhaltnis), являющееся обнаруживает существенное, и
существенное имеет бытие в своем явлении. - Отношение - это еще неполное
соединение рефлексии в инобытие и рефлексии в себя; полное
взаимопроникновение обеих есть действительность.
Глава первая
СУЩЕСТВОВАНИЕ (DIE EXISTENZ)
Подобно тому как положение об основании гласит: все, что есть, имеет
основание, иными словами, есть положенное, опосредствованное, точно так же
следовало бы выставить положение о существовании и выразить его следующим
образом: все, что есть, существует. Истина бытия состоит не в том, чтобы
быть некоторым первым непосредственным, а в том, чтобы быть перешедшей в
непосредственность сущностью.
Но далее, если было также сказано: все, что существует, имеет основание и
обусловлено, то следовало бы точно так же сказать: оно не имеет основания и
не обусловлено. Ведь существование - это непосредственность, возникшая из
снятия опосредствования, осуществляемого через основание и условие, -
непосредственность, которая в своем возникновении снимает само это
возникновение.
Поскольку здесь можно упомянуть доказательства о существовании Бога, то
следует заранее сказать, что кроме непосредственного бытия, во-первых, и,
во-вторых, существования - бытия, возникающего из сущности, есть еще одно
бытие, возникающее из понятия, - объективность. - Доказывание есть вообще
опосредствованное познание. Разные виды бытия требуют или содержат каждый
свой особый вид опосредствования; поэтому и природа доказывания относительно
каждого из них также различна. Онтологическое доказательство стремится
исходить из понятия; оно кладет в основание совокупность (Inbegriff) всех
реальностей, а затем подводит и существование под [понятие] реальности.
Таким образом, это доказательство есть опосредствованно, которое имеет
характер умозаключения и здесь еще не подлежит рассмотрению. Уже выше мы
обратили внимание на возражение Канта против этого доказательства и
отметили, что под существованием Кант разумеет определенное наличное бытие,
благодаря которому нечто вступает в контекст совокупного опыта, т. е. в
определение некоторого инобытия и в соотношение с иным. Так, нечто как
существующее опосредствовано иным, и существование есть вообще сторона его
опосредствования. Но в том, что Кант называет понятием, а именно в нечто,
поскольку его берут лишь как просто соотносящееся с собой, иначе говоря, в
представлении, как таковом, нет его опосредствования; в абстрактном
тождестве с собой отброшено противоположение. Онтологическое доказательство
должно было бы показать, что абсолютное понятие, а именно понятие Бога,
приходит к определенному наличному бытию, к опосредствованию, иначе говоря,
[должно было бы показать], каким образом простая сущность опосредствует себя
с опосредствованием. Это достигается путем указанного подведения
существования под его всеобщее, а именно под реальность, которая принимается
за нечто посредствующее между Богом и его понятием, с одной стороны, и
существованием - с другой. - Об этом опосредствовании, поскольку оно имеет
форму умозаключения, мы здесь, как сказано, не будем говорить. Но каково
поистине это опосредствование сущности с существованием - это ясно из
предыдущего изложения. Природа самого доказывания должна быть рассмотрена в
учении о познании. Здесь нужно указать лишь на то, что относится к природе
опосредствования вообще.
Доказательства бытия Бога указывают основание для этого наличного бытия.
Основание это не должно быть объективным основанием наличного бытия Бога,
ибо наличное бытие Бога - это бытие в себе и для себя самого. Вот почему это
основание есть лишь основание для познания. Тем самым оно в то же время
выдает себя за нечто такое, что исчезает в предмете, который сначала являет
себя как основанное им. Так вот, основание, почерпнутое из случайности мира,
содержит возвращение этой случайности в абсолютную сущность, ибо случайное -
это то, что в себе самом лишено основания, и то, что снимает себя.
Абсолютная сущность, стало быть, при этом способе [доказательства] на самом
деле возникает из того, что не имеет основания; основание снимает само себя,
тем самым исчезает и видимость приписанного Богу отношения, будто Бог -
нечто основанное в чем-то ином. Вот почему это опосредствование - истинное
опосредствование. Но указанной доказывающей рефлексии эта природа ее
опосредствования остается неизвестной; с одной стороны, она принимает себя
за нечто чисто субъективное и тем самым отстраняет свое опосредствование от
самого Бога, а с другой - именно поэтому не познает, что и как это
опосредствующее движение имеет место в самой сущности. Истинное же отношение
опосредствования состоит в том, что опосредствование есть и то и другое в
"одном", есть опосредствование, как таковое, но в то же время, конечно,
субъективное, внешнее, а именно внешнее себе опосредствование, которое снова
снимает себя в самом себе. В указанном же выше изложении существованию
приписывается превратное отношение, так что оно являет себя лишь как
опосредствованное или положенное.
С другой стороны, нельзя также рассматривать существование как то, что
исключительно непосредственно. Будучи взято в определении
непосредственности, постижение существования Бога объявлялось чем-то
недоказуемым, а знание об этом существовании - исключительно
непосредственным сознанием, верой. Знание якобы должно прийти к тому
результату, что оно ничего не знает, т. е. что оно само снова отказывается
от своего опосредствующего движения и от встречающихся в нем определений.
Это выявилось уже в предыдущем; но следует прибавить, что рефлексия,
завершаясь снятием самой себя, по этой причине не дает в результате ничто,
так чтобы положительное знание о сущности как непосредственное соотношение с
ней было отделено от указанного выше результата и было возникновением из
себя, лишь с себя начинающим актом; нет, самый этот конец, это исчезание
опосредствования в основании есть в то же время основание, из которого
возникает непосредственное. Немецкий язык, как выше было отмечено, соединяет
значение этого уничтожения (Untergang) и основания (Grund); так, говорят,
что сущность Бога есть бездна (Abgrund) для конечного разума. Она
действительно такова, поскольку этот разум отказывается в ней от своей
конечности и погружает в нее свое опосредствующее движение; но эта бездна,
это отрицательное основание есть в то же время положительное основание
возникновения сущего, в себе самой непосредственной сущности;
опосредствование есть существенный момент. Опосредствование основанием
снимает себя, но не оставляет основание внизу так, чтобы возникающее из него
было чем-то положенным, имеющим свою сущность где-то в другом месте, а
именно в основании; это основание как бездна есть исчезнувшее
опосредствование, и, наоборот, лишь исчезнувшее опосредствование есть в то
же время основание, и лишь благодаря этому отрицанию оно равно самому себе и
непосредственно.
Таким образом, существование следует здесь понимать не как предикат или
определение сущности, не так, чтобы положение о нем гласило: сущность
существует, или обладает существованием, а так, что сущность перешла в
существование; существование - это ее абсолютное становление внешней, по ту
сторону которого она не осталась. Положение о существовании, следовательно,
гласило бы: сущность есть существование; она не отлична от своего
существования. - Сущность перешла в существование, поскольку сущность как
основание уже не отличается от себя как основанного или поскольку это
основание сняло себя. Но это отрицание столь же существенно есть ее
полагание или всецело положительная непрерывность самой себя; существование
- это рефлексия основания а себя, его тождество с самим собой, достигнутое
им в своем отрицании, следовательно, опосредствование, которое положено им
самим как тождественное с собой и потому есть непосредственность.
Так как существование - это по существу своему тождественное с собой
опосредствование, то оно имеет определения опосредствования в самом себе, но
так, что они в то же время рефлектированы в себя и обладают существенной и
непосредственной устойчивостью. Как непосредственность, полагающая себя
через снятие, существование есть отрицательное единство и внутри-себя-бытие;
поэтому оно определяет себя непосредственно как нечто существующее и как
вещь.
А. ВЕЩЬ И ЕЕ СВОЙСТВА (DAS DING UND SEINE EIGENSCHAFTEN)
Существование как существующее положено в форме отрицательного единства;
оно по существу своему есть такое единство. Но это отрицательное единство
есть прежде всего лишь непосредственное определение и тем самым "одно"
(Eins) всякого нечто вообще. Но существующее нечто отлично от сущего нечто.
Первое есть по существу своему такая непосредственность, которая возникла
благодаря рефлексии опосредствования в само себя. Таким образом,
существующее нечто есть вещь.
Различают вещь и ее существование, подобно тому как можно различать нечто
и его бытие. Вещь и существующее - непосредственно одно и то же. Но так как
существование не есть первая непосредственность бытия, а имеет в самом себе
момент опосредствования, то определение его как вещи и различение их есть,
собственно говоря, не переход, а анализ; и существование, как таковое,
содержит само это различение в моменте своего опосредствования - различие
между вещью-в-себе и внешним существованием.
а) Вещь в себе и существование (Ding-an-sich und Existenz)
- Гегель г.В.Ф. Наука логики
- 1. Единство бытия и ничто
- 2. Моменты становления (Momente des Werdens)
- 3. Снятие становления (Aufheben des Werdens)
- 2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
- 1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится
- 2. Наполнение в-себе-бытия определенностью также отлично от той
- 3. Бытие-для-иного есть неопределенная, утвердительная общность нечто со
- Idees etc ). Стало быть, не только вечные истины и идеи (сущности) вещей, но
- 1. Количество содержит оба момента - непрерывность и дискретность. Оно
- 2. Непосредственное количество есть непрерывная величина. Но количество
- 2. Ближайшее определение - равенство считываемых чисел. Благодаря этому
- 3. Оба числа, которые определены одно относительно другого как единица и
- 5), Платон говорил, что помимо чувственного и идей посередине между ними
- 2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая
- 3. В числе определенное количество положено в своей полной
- Раздел 2. Величина (количество)
- 1. Бесконечное определенное количество как бесконечно большое или
- 1 (Единицей), потому что приращение всегда встречается в разложении только
- X/y . Уравнение есть уравнение кривой, а это отношение, целиком зависящее от
- 357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
- 2At есть часть движения как некоторой суммы, дает ложную видимость положения
- 3. Согласно этому, оба они составляют, собственно говоря, лишь одно
- 1. Отношение, как оно получилось теперь, есть снятое прямое отношение;
- 2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
- 3. Но тем самым получился переход обратного отношения в другое
- 1. Определенное количество, полагающее себя в своем инобытии
- 2. Степенное отношение представляется сначала внешним изменением,
- 1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
- 1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его
- 2. Но что изменение, выступающее как чисто количественное, переходит
- 3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
- 1. Качественная, в себе определенная сторона определенного количества
- 2. В мере появляется сущностное определение переменной величины, ибо она
- 2. Непосредственно определенный квант, как таковой, хотя вообще он как
- 3. Мера определилась тем самым как специфицированное отношение величин,
- 1. Если бы нечто, соединяемое с иным, а также и это иное, было бы тем,
- 2. Это соединение с несколькими [нечто ], которые также суть в самих себе
- 3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное
- 1. Редукцией считавшихся сначала самостоятельными отношений меры [к
- 2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не
- 3. А именно каждое качество вступает внутри каждой стороны в соотношение
- 1. Бытие есть видимость. Бытие видимости состоит единственно лишь в
- 2. Видимость, следовательно, содержит некоторую непосредственную
- 1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
- 2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
- 2. Положенность еще не есть определение рефлексии; она лишь
- 3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
- 1. Сущность есть простая непосредственность как снятая
- 2. Это тождество есть прежде всего сама сущность, а еще не ее
- 2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,
- 2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней
- 3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
- 3. Противоположность (Der Gegensatz)
- 1. Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты; в разности они
- 2. Противоречие разрешается.
- 3. С этой положительной стороны, с которой самостоятельность как
- 1. Сущность, становится материей, когда ее рефлексия определяет себя так,
- 2. Поэтому форма определяет материю, а материя определяется формой. - Так
- 3. Форма, поскольку она предполагает материю как свое иное, конечна. Она
- 1. В реальном основании основание как содержание и основание как
- 2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.
- 3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания;
- 1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что
- 2. Нечто есть не через свое условие; его условие - это не его основание.
- 3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
- Vervollstandigt sich zur Erscheinung).
- In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
- 1. Вещь-в-себе - это существующее как существенное непосредственное,
- 2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,
- 3. Эта внешняя рефлексия есть теперь отношение вещей-в-себе друг к другу,
- 1. Явление - это существующее, опосредствованное своим отрицанием,
- 2. Следовательно, закон - это положительное в опосредство-вании
- 3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления
- 1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
- 2. В себе и для себя сущий мир есть тотальность существования; вне его
- 2" Это отношение содержит, стало быть, самостоятельность сторон и точно
- 1. Отношение между целым и частями есть непосредственное отношение;
- 2. Таким образом, они разные определения формы, имеющие тождественную
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего - это
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего-это
- 3. Эта действительность не первая, а рефлектированная действительность,
- 1. Та необходимость, которая выявилась [здесь], формальна, так как ее
- 2. Эта возможность как в-себе-бытие реальной действительности сама есть
- 3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
- 1. Причина первоначальна по отношению к действию. - Субстанция как мощь
- 2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
- 2. Но определенность отношения причинности, состоящая в том, что
- 3. Теперь следует посмотреть, чтб получилось в результате движения
- 1. Субстанция как абсолютная мощь или соотносящаяся с собой
- 2. Второй момент - это для-себя-бытие, иначе говоря, то, что мощь
- 3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
- Ich denke), или самосознания. - Это положение составляет так называемую
- 83) Начинает обсуждать в отношении логики старый и знаменитый вопрос: что
- 1. Поэтому единичность являет себя прежде всего как рефлексия понятия в
- 2. Но единичность - это не только возвращение понятия в само себя, но
- 1 Субъект и предикат, как было указано, суть прежде всего имена
- 2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
- 3. Если оба предложения - формы и содержания:
- 1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
- 2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное
- 3. Особенность, оказавшаяся положительным определением отрицательного
- 35, То этот род имеет в самом себе определенность, составляющую принцип его
- 1. Умозаключение, каково оно непосредственно, имеет своими моментами
- 2. В непосредственном рассудочном умозаключении термины имеют форму
- 3. Определения умозаключения суть определения содержания, поскольку они
- 1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто
- 2. Но термины пока еще непосредственные определенности;
- 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
- 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной
- 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но
- 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет
- 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два
- 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. Е. ]
- 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
- 1 Умозаключение общности есть совершенное рассудочное умозаключение, но
- 2. Но это рефлективное совершенство умозаключения делает его именно
- 3. При рассмотрении умозаключения наличного бытия из понятия
- 1. Умозаключение общности подпадает под схему первой фигуры: е-о-в,
- 2 Вторая фигура формального умозаключения (b-e-o) потому не
- 3. Индукция - это скорее по существу своему еще субъективное
- 1. Это умозаключение имеет своей абстрактной схемой третью фигуру
- 2. Аналогия тем поверхностнее, чем в большей мере то всеобщее, в котором
- 1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками
- 2. Это умозаключение как первое и тем самым непосредственное
- 3. Но в этом умозаключении субъективно еще то, что указанное тождество
- 1. Гипотетическое суждение содержит лишь небходимое соотношение без
- 2. Прежде всего соотношение гипотетического суждения есть необходимость,
- 3. Гипотетическим умозаключением представлено прежде всего необходимое
- 2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в
- 3. Так как определенность одного объекта заключена в другом объекте то
- 1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного
- 2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их
- 3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.
- 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты
- 3. Тем самым эти объекты-стихии освобождены от химической напряженности;
- 1 В своем соотношении со средством цель уже рефлектирована в себя- но ее
- 2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
- 3. Тем самым получается в результате, что внешняя целесообразность,
- 1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
- 2. Этот процесс, присущий живой индивидуальности, ограничен ею самой и
- 3. Только что рассмотренная идея и есть понятие живого субъекта и его
- 1. Дефиниция (Die Definition)
- 2. Членение (Die Einteilung)
- 2. Опосредствование, которое должно быть теперь рассмотрено подробнее,
- 76. Против этого плоского взгляда необходимо прибегнуть к "плоскому
- 1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
- 2. Конкретная тотальность, образующая начало, имеет, как таковая, в самой