2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
предложение: "Единичное всеобще" (Das Einzelne ist allgemein).
Это выражение не следует понимать как "А есть В"; ибо А и В - это
совершенно бесформенные и потому лишенные значения названия; суждение же
вообще, и потому уже само суждение наличного бытия, имеет своими крайними
членами определения понятия. "А есть В" может представлять как любое простое
предложение, так и суждение. Но в каждом суждении, даже более богато
определенном по своей форме, утверждается предложение следующего
определенного содержания: "Единичное всеобще", а именно поскольку всякое
суждение есть также абстрактное суждение вообще. Об отрицательном суждении и
о том, в какой мере и оно может быть высказано посредством этого выражения,
будет сейчас идти речь. - Если же обычно не думают о том, что каждым, прежде
всего хотя бы положительным- суждением высказывается утверждение, что
единичиное есть всеобщее, то это происходит потому, что, с одной стороны,
упускается из виду та определенная форма, которой субъект отличается от
предиката, - так как полагают, что суждение есть просто-напросто соотношение
двух понятий, - с другой, быть может, потому, что перед сознанием предстает
другое содержание суждения: "Кай учен" или "роза красна", и сознание,
занятое представлением о Кае и т. п., не размышляет о форме, хотя по крайней
мере такое содержание, как логический Кай, который обычно должен служить
примером, есть весьма мало интересное содержание и скорее именно для того и
выбирают это лишенное интереса содержание, чтобы оно не отвлекало внимания
от формы.
По объективному своему значению предложение: "Единичное всеобщее", как мы
при случае упомянули выше, выражает, с одной стороны, преходящий характер
единичных вещей, с другой - их положительное устойчивое наличие в понятии
вообще. Само понятие бессмертно, но то, что выступает из него при его
разделении, подвержено изменению и возвращению в его всеобщую природу. Но,
наоборот, всеобщее сообщает себе наличное бытие. Подобно тому как сущность
переходит (herausgeht) в своих определениях в видимость, основание - в
явление существования, субстанция - в проявление (Offenbarung), в свои
акциденции, так всеобщее раскрывается (entschliesst), чтобы стать единичным;
суждение есть это его раскрытие (Aufschluss), развитие той отрицательности,
которая оно уже есть в себе. - Это раскрытие находит свое выражение в
обратном предложении: "Всеобщее единично", - предложении, которое также
высказывается в положительном суждении. Субъект, прежде всего
непосредственно единичное, соотнесен в самом суждении со своим иным, а
именно со всеобщим; он, стало быть, положен как конкретное, а по своему
бытию - как некоторое нечто со многими качествами, или как конкретное
рефлексии, как вещь со многообразными свойствами как нечто действительное со
многообразными возможностями, как субстанция с многообразными акциденциями.
Так как это многообразное принадлежит здесь субъекту суждения, то нечто или
вещь и т. п. в своих качествах, свойствах или акциденциях рефлектированы в
себя, иначе говоря, непрерывно продолжаются в них, сохраняют себя в них, а
также их в себе. Положенность или определенность принадлежит к
в-себе-и-для-себя-бытию. Поэтому субъект в самом себе есть всеобщее. -
Предикат же, как эта не реальная или не конкретная, а абстрактная
всеобщность, есть в противоположность субъекту определенность и содержит
лишь один момент его тотальности, исключая другие. В силу этой
отрицательности, которая как крайний член суждения в то же время соотносится
с собой, предикат есть нечто абстрактно единичное. - Например, в
предложении: "Роза благоуханна" предикат выражает лишь оно из многих свойств
розы; он отъединяет это свойство, которое в субъекте сращено с другими,
подобно тому как при разложении вещи присущие ей многообразные свойства
отъединяются, становясь самостоятельными материями. Поэтому предложение,
содержащееся в суждении, гласит с этой [своей ] стороны так: "Всеобщее
единично".
Сопоставив в суждении это взаимное определение субъекта и предиката, мы
получим, стало быть, двоякий результат: 1. Субъект, правда, непосредственно
дан как сущее или единичное, а предикат - как всеобщее. Но так как суждение
есть их соотношение, а субъект определен через предикат как всеобщее, то
субъект есть всеобщее. 2. Предикат определен в субъекте, ибо он не
определение вообще, а определение субъекта: "роза благоуханная-это
благоухание есть не какое-то неопределенное благоухание, а благоухание розы;
предикат, стало быть, есть нечто единичное. - А так как субъект и предикат
находятся между собой в отношении суждения, то они должны по определениям
[своих] понятий оставаться противоположными, подобно тому как во
взаимодействии причинности, прежде чем оно достигает своей истины, обе
стороны должны, несмотря на равенство своего определения, все еще оставаться
самостоятельными и противоположными. Поэтому если субъект определен как
всеобщее, то предикат следует брать не в его определении всеобщности (ведь
иначе не было бы никакого суждения), а лишь в его определении единичности; и
равным образом, поскольку субъект определен как единичное, следует брать
предикат как всеобщее. -Если рефлектируют лишь на указанное тождество, то
получаются следующие два тождественных предложения:
"Единичное есть единичное", "Всеобщее есть всеобщее" - предложения, в
которых определения суждения совершенно выпадали бы друг из друга и
выражалось бы лишь их соотношение с собой, а их соотношение друг с другом
разрушалось бы и тем самым снималось бы суждение. - Из указанных двух
предложений одно - "Всеобщее единично" - выражает суждение по его
содержанию, которое в предикате есть порозненное определение, а в субъекте -
тотальность определений; другое же предложение - "Единичное всеобще" -
выражает форму, которая непосредственно указана самим предложением. В
непосредственном положительном суждении крайние члены еще просты; поэтому
форма и содержание еще соединены. Иначе говоря, оно не состоит из двух
предложений; получающееся в нем двоякое соотношение образует собой
непосредственно положительное суждение. Ибо его крайние члены а) даны как
самостоятельные, абстрактные суждения и в) каждая из сторон определяется
другой через посредство соотносящей их связки. В себе же, как выяснилось,
различие между формой и содержанием в нем имеется именно в силу этого; и
притом то, что содержится в первом предложении ("единичное всеобще"),
принадлежит к форме, так как это предложение выражает непосредственную
определенность суждения. Напротив, отношение, выражаемое вторым предложением
("всеобщее единично"), иначе говоря, то, что субъект определен как всеобщее,
а предикат как особенное или единичное, касается содержания, так как его
определения возникают лишь через рефлексию-в-себя, вследствие чего
непосредственные определенности снимаются и тем самым форма превращает себя
в возвращающееся в себя тождество, удерживающееся вопреки различию формы,
[т. е. форма превращает себя ] в содержание.
- Гегель г.В.Ф. Наука логики
- 1. Единство бытия и ничто
- 2. Моменты становления (Momente des Werdens)
- 3. Снятие становления (Aufheben des Werdens)
- 2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
- 1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится
- 2. Наполнение в-себе-бытия определенностью также отлично от той
- 3. Бытие-для-иного есть неопределенная, утвердительная общность нечто со
- Idees etc ). Стало быть, не только вечные истины и идеи (сущности) вещей, но
- 1. Количество содержит оба момента - непрерывность и дискретность. Оно
- 2. Непосредственное количество есть непрерывная величина. Но количество
- 2. Ближайшее определение - равенство считываемых чисел. Благодаря этому
- 3. Оба числа, которые определены одно относительно другого как единица и
- 5), Платон говорил, что помимо чувственного и идей посередине между ними
- 2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая
- 3. В числе определенное количество положено в своей полной
- Раздел 2. Величина (количество)
- 1. Бесконечное определенное количество как бесконечно большое или
- 1 (Единицей), потому что приращение всегда встречается в разложении только
- X/y . Уравнение есть уравнение кривой, а это отношение, целиком зависящее от
- 357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
- 2At есть часть движения как некоторой суммы, дает ложную видимость положения
- 3. Согласно этому, оба они составляют, собственно говоря, лишь одно
- 1. Отношение, как оно получилось теперь, есть снятое прямое отношение;
- 2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
- 3. Но тем самым получился переход обратного отношения в другое
- 1. Определенное количество, полагающее себя в своем инобытии
- 2. Степенное отношение представляется сначала внешним изменением,
- 1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
- 1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его
- 2. Но что изменение, выступающее как чисто количественное, переходит
- 3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
- 1. Качественная, в себе определенная сторона определенного количества
- 2. В мере появляется сущностное определение переменной величины, ибо она
- 2. Непосредственно определенный квант, как таковой, хотя вообще он как
- 3. Мера определилась тем самым как специфицированное отношение величин,
- 1. Если бы нечто, соединяемое с иным, а также и это иное, было бы тем,
- 2. Это соединение с несколькими [нечто ], которые также суть в самих себе
- 3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное
- 1. Редукцией считавшихся сначала самостоятельными отношений меры [к
- 2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не
- 3. А именно каждое качество вступает внутри каждой стороны в соотношение
- 1. Бытие есть видимость. Бытие видимости состоит единственно лишь в
- 2. Видимость, следовательно, содержит некоторую непосредственную
- 1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
- 2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
- 2. Положенность еще не есть определение рефлексии; она лишь
- 3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
- 1. Сущность есть простая непосредственность как снятая
- 2. Это тождество есть прежде всего сама сущность, а еще не ее
- 2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,
- 2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней
- 3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
- 3. Противоположность (Der Gegensatz)
- 1. Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты; в разности они
- 2. Противоречие разрешается.
- 3. С этой положительной стороны, с которой самостоятельность как
- 1. Сущность, становится материей, когда ее рефлексия определяет себя так,
- 2. Поэтому форма определяет материю, а материя определяется формой. - Так
- 3. Форма, поскольку она предполагает материю как свое иное, конечна. Она
- 1. В реальном основании основание как содержание и основание как
- 2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.
- 3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания;
- 1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что
- 2. Нечто есть не через свое условие; его условие - это не его основание.
- 3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
- Vervollstandigt sich zur Erscheinung).
- In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
- 1. Вещь-в-себе - это существующее как существенное непосредственное,
- 2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,
- 3. Эта внешняя рефлексия есть теперь отношение вещей-в-себе друг к другу,
- 1. Явление - это существующее, опосредствованное своим отрицанием,
- 2. Следовательно, закон - это положительное в опосредство-вании
- 3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления
- 1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
- 2. В себе и для себя сущий мир есть тотальность существования; вне его
- 2" Это отношение содержит, стало быть, самостоятельность сторон и точно
- 1. Отношение между целым и частями есть непосредственное отношение;
- 2. Таким образом, они разные определения формы, имеющие тождественную
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего - это
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего-это
- 3. Эта действительность не первая, а рефлектированная действительность,
- 1. Та необходимость, которая выявилась [здесь], формальна, так как ее
- 2. Эта возможность как в-себе-бытие реальной действительности сама есть
- 3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
- 1. Причина первоначальна по отношению к действию. - Субстанция как мощь
- 2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
- 2. Но определенность отношения причинности, состоящая в том, что
- 3. Теперь следует посмотреть, чтб получилось в результате движения
- 1. Субстанция как абсолютная мощь или соотносящаяся с собой
- 2. Второй момент - это для-себя-бытие, иначе говоря, то, что мощь
- 3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
- Ich denke), или самосознания. - Это положение составляет так называемую
- 83) Начинает обсуждать в отношении логики старый и знаменитый вопрос: что
- 1. Поэтому единичность являет себя прежде всего как рефлексия понятия в
- 2. Но единичность - это не только возвращение понятия в само себя, но
- 1 Субъект и предикат, как было указано, суть прежде всего имена
- 2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
- 3. Если оба предложения - формы и содержания:
- 1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
- 2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное
- 3. Особенность, оказавшаяся положительным определением отрицательного
- 35, То этот род имеет в самом себе определенность, составляющую принцип его
- 1. Умозаключение, каково оно непосредственно, имеет своими моментами
- 2. В непосредственном рассудочном умозаключении термины имеют форму
- 3. Определения умозаключения суть определения содержания, поскольку они
- 1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто
- 2. Но термины пока еще непосредственные определенности;
- 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
- 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной
- 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но
- 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет
- 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два
- 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. Е. ]
- 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
- 1 Умозаключение общности есть совершенное рассудочное умозаключение, но
- 2. Но это рефлективное совершенство умозаключения делает его именно
- 3. При рассмотрении умозаключения наличного бытия из понятия
- 1. Умозаключение общности подпадает под схему первой фигуры: е-о-в,
- 2 Вторая фигура формального умозаключения (b-e-o) потому не
- 3. Индукция - это скорее по существу своему еще субъективное
- 1. Это умозаключение имеет своей абстрактной схемой третью фигуру
- 2. Аналогия тем поверхностнее, чем в большей мере то всеобщее, в котором
- 1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками
- 2. Это умозаключение как первое и тем самым непосредственное
- 3. Но в этом умозаключении субъективно еще то, что указанное тождество
- 1. Гипотетическое суждение содержит лишь небходимое соотношение без
- 2. Прежде всего соотношение гипотетического суждения есть необходимость,
- 3. Гипотетическим умозаключением представлено прежде всего необходимое
- 2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в
- 3. Так как определенность одного объекта заключена в другом объекте то
- 1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного
- 2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их
- 3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.
- 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты
- 3. Тем самым эти объекты-стихии освобождены от химической напряженности;
- 1 В своем соотношении со средством цель уже рефлектирована в себя- но ее
- 2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
- 3. Тем самым получается в результате, что внешняя целесообразность,
- 1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
- 2. Этот процесс, присущий живой индивидуальности, ограничен ею самой и
- 3. Только что рассмотренная идея и есть понятие живого субъекта и его
- 1. Дефиниция (Die Definition)
- 2. Членение (Die Einteilung)
- 2. Опосредствование, которое должно быть теперь рассмотрено подробнее,
- 76. Против этого плоского взгляда необходимо прибегнуть к "плоскому
- 1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
- 2. Конкретная тотальность, образующая начало, имеет, как таковая, в самой