logo
gegel_fridrih_nauka_logiki

2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в

силу своей неопределенности и непосредственности не есть отрицательное

единство этой определенности, то он безразличен к определениям как

единичным, определенным в себе и для себя, так же как и сами эти определения

безразличны друг к другу. Они не могут поэтому быть постигнуты ни из

объекта, ни друг из друга; тотальность объекта-это форма всеобщей

рефлектированности его многообразия в самое по себе неопределенную

единичность вообще. Следовательно, определенности, которыми объект обладает,

ему, правда, присущи, но форма, составляющая их различие и связывающая их в

единство, есть внешняя, безразличная форма; смесь ли она или же некоторый

порядок, то или иное расположение частей и сторон, - все это соединения,

которые безразличны к тому, что так соотнесено.

Стало быть, объект, как и наличное бытие вообще, имеет определенность

своей тотальности вовне себя, в других объектах, а все эти объекты в свою

очередь также имеют эту определенность вовне себя и так далее до

бесконечности. Возврат в себя этого выхода в бесконечное должен быть,

правда, также признан и представлен как тотальность, как мир, который,

однако, есть не что иное, как всеобщность, замкнутая внутри себя через

неопределенную единичность, - некоторая вселенная.

Следовательно, поскольку объект в своей определенности точно так же

безразличен к ней, он через само себя указывает касательно его

определенности (Bestimmtsein) на нечто вовне себя - на объекты, которым,

однако, столь же безразлично быть определяющими [или нет]. [Здесь] поэтому

нигде нет принципа самоопределения; детерминизм - точка зрения познания,

которому объект, каким он здесь пока что оказался, представляется истиной -

указывает для каждого определения объекта определение другого объекта, но

этот другой объект точно так же безразличен и к своей определенности

(Bestimmtsein), и к своей активности - В силу этого и сам детерминизм столь

неопределенен что вынужден уходить в бесконечность; он может где угодно

остановиться и удовлетвориться этим, потому что объект, к которому он

перешел, замкнут внутри себя как формальная тотальность и безразличен к

тому, что определяет другой объект Поэтому объяснять определение объекта и

совершать для этой цели движение этого представления - значит тратить лишь

пустые слова, так как в другом объекте, к которому представление переходит,

нет никакого самоопределения.