357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
геометрического построения, а тем самым об основе анализа, в столь
значительной степени применяемого к геометрии вообще. Проблема получает у
него форму задачи - провести прямые линии перпендикулярно к любому месту
кривой, чем определяется подкасательная и т. д. Вполне понятно чувство
удовлетворения, выражаемого им по поводу своего открытия, которое касалось
предмета всеобщего научного интереса того времени и, будучи всецело
геометрическим, столь возвышалось над упомянутыми выше методами его
соперников, содержащими одни только правила: "J'ose dire que c'est ceci le
probleme le plus utile et le plus general, non seulement que je sache, mais
шете que j'aie jamais desire de savoir en geometric"117. - При решении этой
задачи он исходит из аналитического уравнения прямоугольного треугольника,
образуемого ординатой той точки кривой, к которой должна быть
перпендикулярна искомая прямая линия, затем ею же самой, нормалью, и,
в-третьих, поднормалью, т. е. той частью оси, которая отрезается ординатой и
нормалью. Из известного уравнения кривой в указанное уравнение треугольника
подставляется затем значение ординаты или абсциссы; таким образом получается
уравнение второй степени (и Декарт показывает, каким образом и те кривые,
уравнения которых содержат более высокие степени, сводятся к уравнению
второй степени), в котором встречается лишь одна из переменных величин и
притом в квадрате и в первой степени, - квадратное уравнение, которое
сначала предстает как так называемое нечистое уравнение. Затем Декарт
рассуждает таким образом, что если мы представим себе рассматриваемую точку
кривой точкой пересечения ее и круга, то этот круг пересечет кривую еще в
другой точке и тогда получится для двух возникающих благодаря этому и
неодинаковых х два уравнения с одинаковыми константами и одинаковой формы
или же одно уравнение с неодинаковыми значениями х. Но уравнение делается
одним уравнением лишь для одного треугольника, в котором гипотенуза
перпендикулярна к кривой, т. е. оказывается нормалью, что представляют себе
таким образом, будто обе точки пересечения кривой совпадают с кругом и,
следовательно, круг соприкасается с кривой. Но тем самым устраняется также и
неравенство корней х или у квадратного уравнения. В квадратном же уравнении
с двумя одинаковыми корнями коэффициент члена, содержащего неизвестные в
первой степени, вдвое больше одного лишь корня; это дает нам уравнение,
посредством которого мы находим искомые определения. Этот способ следует
признать гениальным приемом истинно аналитического ума - приемом, с которым
не может сравниться принимаемая всецело ассерторически пропорциональность
подкасательной и ординаты якобы бесконечно малым так называемым приращениям
абсциссы и ординаты.
Полученное этим путем конечное уравнение, в котором коэффициент второго
члена квадратного уравнения равен удвоенному корню или неизвестному, есть то
же уравнение, которое находят посредством приема, применяемого
дифференциальным исчислением. Уравнение x1 - ax - b=0 после его
дифференцирования дает новое уравнение 2х - а=0, а дифференцирование х3 - рх
- 9=0 дает Зх2 - р = 0. Но здесь напрашивается замечание, что отнюдь не само
собой разумеется, что подобное производное уравнение также и правильно. При
уравнении с двумя переменными величинами, которые оттого, что они
переменные, не теряют характера неизвестных величин, получается, как мы
видели выше, лишь некоторое отношение, по той указанной простой причине, что
подстановка функций возведения в степень вместо самих степеней изменяет
значение обоих членов уравнения, и само по себе еще неизвестно, имеет ли еще
место между ними уравнение при таких измененных dy значениях. Уравнение , -
= Р выражает лишь то, что Р есть dy отношение, и не надо приписывать -
никакого другого реального смысла. Но об этом отношении = Р также еще
неизвестно, какому другому отношению оно равно; лишь такое уравнение,
пропорциональность, сообщает ему значение и смысл. - Так же как (что было
указано выше) значение, именуемое применением, берется извне, эмпирически,
так и в тех выведенных путем дифференцирования уравнениях, о которых идет
речь, для того чтобы знать, верны ли еще полученные уравнения, должно быть
известно из какого-то другого источника, имеют ли они одинаковые корни. Но
на это обстоятельство в учебниках не дается определенных и ясных указаний;
оно устраняется тем, что уравнение с одним неизвестным [х], приведенное к
нулю, тотчас же приравнивается к у, благодаря чему при дифференцировании dy
получается, конечно, --, одно лишь отношение. Исчисление функций, конечно,
должно иметь дело с функциями возведения в степень, а дифференциальное
исчисление - с дифференциалами, но из этого само по себе вовсе еще не
следует, что величины, дифференциалы или функции возведения в степень
которых мы берем, сами также должны быть лишь функциями других величин. И
кроме того, в теоретической части, там, где указывается, как должны быть
выведены дифференциалы, т. е. функции возведения в степень, еще нет и мысли
о том, что величины, оперировать с которыми, согласно такому способу их
выведения, она учит, сами должны быть функциями других величин.
Относительно отбрасывания констант при дифференцировании можно еще
отметить, что это отбрасывание имеет здесь тот смысл, что константа
безразлична для определения корней в случае их равенства, каковое
определение исчерпывается коэффициентом второго члена уравнения. Так, в
приведенном Декартом примере константа есть квадрат самих корней,
следовательно, корень может быть определен как из константы, так и из
коэффициентов, поскольку вообще константа, как и коэффициенты, есть функция
корней уравнения. В обычном изложении устранение так называемых констант
(связанных с прочими членами лишь посредством знаков +- и -) достигается
простым механизмом способа действия, состоящего в том, что для нахождения
дифференциала сложного выражения приращение приписывается лишь переменным
величинам и образованное благодаря этому выражение вычитается из
первоначального. Смысл констант и их отбрасывания, вопрос, в какой мере они
сами функции и служат ли они функциями по этому определению или нет, не
подвергается обсуждению.
В связи с отбрасыванием констант можно сделать одно замечание
относительно названий дифференцирования и интегрирования, сходное с тем,
которое мы сделали раньше относительно выражений "конечное" и "бесконечное",
а именно, что в их определении содержится скорее противоположное тому, что
обозначает это выражение. Дифференцирование означает полагание разностей; но
дифференцированием, наоборот, уменьшается число измерений уравнения и в
результате отбрасывания константы устраняется один из моментов
определенности; как мы уже отметили, корни переменной величины
приравниваются, их разность, следовательно, снимается. Напротив, при
интегрировании следует снова присоединить константу; уравнение благодаря
этому несомненно интегрируется, но в том смысле, что ранее снятая разность
корней восстанавливается, положенное равным снова дифференцируется. -
Обычный способ выражения содействует тому, что остается в тени существенная
сторона дела и все сводится к подчиненной и даже чуждой сути дела точке
зрения отчасти бесконечно малой разности, приращения и т. п., отчасти же
одной лишь разности вообще между данной и производной функцией, не обозначая
их специфического, т. е. качественного, различия.
Другая главная область, в которой пользуются дифференциальным
исчислением, это механика; мимоходом мы уже коснулись значения различных
степенных функций, получающихся при элементарных уравнениях ее предмета,
движения; здесь я буду говорить о них непосредственно. Уравнение, а именно
математическое выражение просто равномерного движения с = - s/t или s = ct,
в котором пройденные пространства пропорциональны протекшим временам по
некоторой эмпирической единице с, величине скорости, не имеет смысла
дифференцировать; коэффициент с уже совершенно определен и известен, и здесь
не может иметь место никакое дальнейшее разложение в степенной рад. - Как
анализируется s = at2, уравнение падения тел, об этом мы уже упоминали выше;
первый член анализа ds/dt = 2at понимается и словесно, и, соответственно,
реально так, что он член некоторой суммы, (каковое представление мы уже
давно отклонили), одна часть движения, и притом та часть его, которая
приписывается силе инерции, т. е. просто равномерной скорости, таким
образом, будто в бесконечно малых частях времени движение равномерное, а в
конечных частях времени, т. е. в существующих на самом деле, -
неравномерное. Разумеется, /s = 2at, и значение а и t, взятых сами по себе,
известно, равно как известно и то, что тем самым положено определение
скорости равномерного движения:
Так как a=s/t2 , то вообще 2at=2s/t, но этим мы нисколько не
подвинулись вперед в нашем знании; лишь ошибочное предположение, будто
- Гегель г.В.Ф. Наука логики
- 1. Единство бытия и ничто
- 2. Моменты становления (Momente des Werdens)
- 3. Снятие становления (Aufheben des Werdens)
- 2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
- 1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится
- 2. Наполнение в-себе-бытия определенностью также отлично от той
- 3. Бытие-для-иного есть неопределенная, утвердительная общность нечто со
- Idees etc ). Стало быть, не только вечные истины и идеи (сущности) вещей, но
- 1. Количество содержит оба момента - непрерывность и дискретность. Оно
- 2. Непосредственное количество есть непрерывная величина. Но количество
- 2. Ближайшее определение - равенство считываемых чисел. Благодаря этому
- 3. Оба числа, которые определены одно относительно другого как единица и
- 5), Платон говорил, что помимо чувственного и идей посередине между ними
- 2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая
- 3. В числе определенное количество положено в своей полной
- Раздел 2. Величина (количество)
- 1. Бесконечное определенное количество как бесконечно большое или
- 1 (Единицей), потому что приращение всегда встречается в разложении только
- X/y . Уравнение есть уравнение кривой, а это отношение, целиком зависящее от
- 357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
- 2At есть часть движения как некоторой суммы, дает ложную видимость положения
- 3. Согласно этому, оба они составляют, собственно говоря, лишь одно
- 1. Отношение, как оно получилось теперь, есть снятое прямое отношение;
- 2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
- 3. Но тем самым получился переход обратного отношения в другое
- 1. Определенное количество, полагающее себя в своем инобытии
- 2. Степенное отношение представляется сначала внешним изменением,
- 1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
- 1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его
- 2. Но что изменение, выступающее как чисто количественное, переходит
- 3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
- 1. Качественная, в себе определенная сторона определенного количества
- 2. В мере появляется сущностное определение переменной величины, ибо она
- 2. Непосредственно определенный квант, как таковой, хотя вообще он как
- 3. Мера определилась тем самым как специфицированное отношение величин,
- 1. Если бы нечто, соединяемое с иным, а также и это иное, было бы тем,
- 2. Это соединение с несколькими [нечто ], которые также суть в самих себе
- 3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное
- 1. Редукцией считавшихся сначала самостоятельными отношений меры [к
- 2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не
- 3. А именно каждое качество вступает внутри каждой стороны в соотношение
- 1. Бытие есть видимость. Бытие видимости состоит единственно лишь в
- 2. Видимость, следовательно, содержит некоторую непосредственную
- 1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
- 2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
- 2. Положенность еще не есть определение рефлексии; она лишь
- 3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
- 1. Сущность есть простая непосредственность как снятая
- 2. Это тождество есть прежде всего сама сущность, а еще не ее
- 2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,
- 2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней
- 3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
- 3. Противоположность (Der Gegensatz)
- 1. Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты; в разности они
- 2. Противоречие разрешается.
- 3. С этой положительной стороны, с которой самостоятельность как
- 1. Сущность, становится материей, когда ее рефлексия определяет себя так,
- 2. Поэтому форма определяет материю, а материя определяется формой. - Так
- 3. Форма, поскольку она предполагает материю как свое иное, конечна. Она
- 1. В реальном основании основание как содержание и основание как
- 2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.
- 3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания;
- 1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что
- 2. Нечто есть не через свое условие; его условие - это не его основание.
- 3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
- Vervollstandigt sich zur Erscheinung).
- In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
- 1. Вещь-в-себе - это существующее как существенное непосредственное,
- 2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,
- 3. Эта внешняя рефлексия есть теперь отношение вещей-в-себе друг к другу,
- 1. Явление - это существующее, опосредствованное своим отрицанием,
- 2. Следовательно, закон - это положительное в опосредство-вании
- 3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления
- 1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
- 2. В себе и для себя сущий мир есть тотальность существования; вне его
- 2" Это отношение содержит, стало быть, самостоятельность сторон и точно
- 1. Отношение между целым и частями есть непосредственное отношение;
- 2. Таким образом, они разные определения формы, имеющие тождественную
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего - это
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего-это
- 3. Эта действительность не первая, а рефлектированная действительность,
- 1. Та необходимость, которая выявилась [здесь], формальна, так как ее
- 2. Эта возможность как в-себе-бытие реальной действительности сама есть
- 3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
- 1. Причина первоначальна по отношению к действию. - Субстанция как мощь
- 2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
- 2. Но определенность отношения причинности, состоящая в том, что
- 3. Теперь следует посмотреть, чтб получилось в результате движения
- 1. Субстанция как абсолютная мощь или соотносящаяся с собой
- 2. Второй момент - это для-себя-бытие, иначе говоря, то, что мощь
- 3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
- Ich denke), или самосознания. - Это положение составляет так называемую
- 83) Начинает обсуждать в отношении логики старый и знаменитый вопрос: что
- 1. Поэтому единичность являет себя прежде всего как рефлексия понятия в
- 2. Но единичность - это не только возвращение понятия в само себя, но
- 1 Субъект и предикат, как было указано, суть прежде всего имена
- 2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
- 3. Если оба предложения - формы и содержания:
- 1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
- 2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное
- 3. Особенность, оказавшаяся положительным определением отрицательного
- 35, То этот род имеет в самом себе определенность, составляющую принцип его
- 1. Умозаключение, каково оно непосредственно, имеет своими моментами
- 2. В непосредственном рассудочном умозаключении термины имеют форму
- 3. Определения умозаключения суть определения содержания, поскольку они
- 1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто
- 2. Но термины пока еще непосредственные определенности;
- 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
- 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной
- 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но
- 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет
- 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два
- 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. Е. ]
- 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
- 1 Умозаключение общности есть совершенное рассудочное умозаключение, но
- 2. Но это рефлективное совершенство умозаключения делает его именно
- 3. При рассмотрении умозаключения наличного бытия из понятия
- 1. Умозаключение общности подпадает под схему первой фигуры: е-о-в,
- 2 Вторая фигура формального умозаключения (b-e-o) потому не
- 3. Индукция - это скорее по существу своему еще субъективное
- 1. Это умозаключение имеет своей абстрактной схемой третью фигуру
- 2. Аналогия тем поверхностнее, чем в большей мере то всеобщее, в котором
- 1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками
- 2. Это умозаключение как первое и тем самым непосредственное
- 3. Но в этом умозаключении субъективно еще то, что указанное тождество
- 1. Гипотетическое суждение содержит лишь небходимое соотношение без
- 2. Прежде всего соотношение гипотетического суждения есть необходимость,
- 3. Гипотетическим умозаключением представлено прежде всего необходимое
- 2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в
- 3. Так как определенность одного объекта заключена в другом объекте то
- 1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного
- 2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их
- 3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.
- 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты
- 3. Тем самым эти объекты-стихии освобождены от химической напряженности;
- 1 В своем соотношении со средством цель уже рефлектирована в себя- но ее
- 2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
- 3. Тем самым получается в результате, что внешняя целесообразность,
- 1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
- 2. Этот процесс, присущий живой индивидуальности, ограничен ею самой и
- 3. Только что рассмотренная идея и есть понятие живого субъекта и его
- 1. Дефиниция (Die Definition)
- 2. Членение (Die Einteilung)
- 2. Опосредствование, которое должно быть теперь рассмотрено подробнее,
- 76. Против этого плоского взгляда необходимо прибегнуть к "плоскому
- 1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
- 2. Конкретная тотальность, образующая начало, имеет, как таковая, в самой