1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
фантазии и которое придает ей некоторый интерес, а именно то, что Брама,
единое абстрактного мышления, обретая облик Вишну, а особенно форму Кришну,
переходит в третье - в Шиву. Модус, изменение, возникновение и прохождение,
вообще область внешнего - вот определение этого третьего. Если эта индийская
троица соблазнила кое-кого сравнивать ее с христианской, то мы должны
сказать, что хотя в них можно распознать общий им элемент понятийного
определения, однако существенно осознать более определенно различие между
ними; это различие не только бесконечно, истинная бесконечность и составляет
само это различие. Третий принцип есть по своему определению распад
субстанциального единства, переход его в свою противоположность, а не
возвращение его к себе, - он скорее лишенное духа, чем дух. В истинной же
троичности имеется не только единство, но и единение, заключение (der
Schluss) доведено в ней до содержательного и действительного единства,
которое в своем совершенно конкретном определении есть дух. Указанный выше
принцип модуса и изменения, правда, не исключает вообще единства. Так, в
спинозизме именно модус, как таковой, есть неистинное, и лишь субстанция
есть истинное, все должно быть сведено к ней, и это сведение оказывается
погружением всего содержания в пустоту, в лишь формальное, бессодержательное
единство. Точно так же и Шива есть в свою очередь великое целое, не
отличающееся от Брамы, сам Брама, т. е. различие и определенность только
вновь исчезают, но не сохраняются, не снимаются, и единство не сводится к
конкретному единству, раздвоение не приводит к примирению. Высшая цель для
человека, ввергнутого в сферу возникновения и прохождения, вообще в область
модальности, есть погружение в бессознательность, единство с Брамой,
уничтожение; то же самое представляет собой буддийская нирвана и т. п.
Если же модус есть вообще абстрактная внешность, безразличие и к
качественным, и к количественным определениям, а внешнее, несущественное
считается не имеющим значения в самой сущности, то, с другой стороны,
относительно многого признается, что все зависит от способа (Art und Weise);
этим сам модус объявляется принадлежащим по своему существу к
субстанциональному в вещи, а это весьма неопределенное отношение означает по
меньшей мере то, что это внешнее не есть столь абстрактно внешнее.
Здесь модус имеет определенное значение меры. Спинозовский модус, как и
индийский принцип изменения, есть безмерное. Греческое еще неопределенное
сознание того, что все имеет меру, так что даже Парменид ввел после
абстрактного бытия необходимость как всем вещам поставленную давнюю границу,
это сознание есть начало гораздо более высокого понятия, чем субстанция и
отличие модуса от нее.
Более развитая, более рефлектированная мера есть необходимость; судьба,
Немезида, ограничивается в общем определенностью меры [в том смысле], что
все чрезмерное, все, что делает себя слишком великим, слишком высоким,
приводится ею к другой крайности, умаляется, уничижается и тем самым
восстанавливается средняя мера - посредственность. - "Абсолютное, Бог есть
мера всех вещей", - это положение не более пантеистично, чем дефиниция:
"Абсолютное, Бог есть бытие", но первое бесконечно более истинно. - Мера
есть, правда, внешний способ, некоторое "больше" или "меньше", но в то же
время она и рефлектирована в себя, есть не только безразличная и внешняя, но
и в-себе-сущая определенность; она, таким образом, есть конкретная истина
бытия; народы поэтому почитали в мере нечто неприкосновенное, святое.
В мере уже заключена идея сущности, а именно быть тождественным с самим
собой в непосредственности [своей] определенности (des Bestimmtseins), так
что эта непосредственность низводится этим тождеством с собой до чего-то
опосредствованного, точно так же как тождество с собой опосредствовано лишь
этой внешностью, но есть опосредствование с собой; это рефлексия,
определения которой суть, но даны в этом бытии просто лишь как моменты
своего отрицательного единства. В мере качественное количественно;
определенность или различие дано в ней как безразличное; тем самым оно такое
различие, которое не есть |различие; оно снято; эта количественность как
возвращение в себя, в котором она дана как качественное, составляет в-себе-
и для-себя-бытие, которое есть сущность. Но мера есть сущность только лишь в
себе или, иначе говоря, в понятии; это понятие меры еще не положено. Мера,
еще как таковая, сама есть сущее единство качественного и количественного;
ее моменты даны как наличное бытие, качество и определенные количества этого
качества, которые только лишь в себе неотделимы, но еще не имеют значения
этого рефлектированного определения. Развитие меры заключает в себе
различение этих моментов, но также и их соотнесение, так что тождество,
которое они суть в себе, становится их соотношением друг с другом, т. е.
становится положенным. Смысл этого развития - реализация меры, в которой она
полагает себя в отношении к себе самой и тем самым полагает себя также как
момент; через это опосредствование она определяется как снятая; ее
непосредственность, как и непосредственность ее моментов, исчезает; они даны
как рефлектированные; таким образом, выступив как то, что она есть по своему
понятию, она перешла в сущность.
Мера есть прежде всего непосредственное единство количественного и
качественного, так что,
во-первых, есть определенное количество, которое имеет качественное
значение и существует как мера. Ее дальнейшее определение, заключается в
том, что в ней, во в себе определенном, выступает различие ее моментов,
качественной и количественной определенности. Эти моменты сами определяются
далее Как целости меры, которые постольку существуют как самостоятельные;
так как они по своему существу соотносятся друг с другом, то мера
становится,
во-вторых, отношением специфических определенных количеств как
самостоятельных мер. Но их самостоятельность в то же время по своему
существу зиждется на количественном отношении и различии по величине. Таким
образом, их самостоятельность становится переходом друг в друга. Мера тем
самым исчезает (geht zu Grunde) в безмерном. - Но это потустороннее меры
есть ее отрицательность лишь в себе самой; поэтому,
в-третьих, положена неразличенность (Indifferenz) определений меры и, как
реальная, мера с содержащейся в этой не-различенности отрицательностью
положена как обратное отношение мер, которые как самостоятельные качества по
своему существу зиждутся на своем количестве и на своем отрицательном
соотношении друг с другом, и тем самым оказывается, что они лишь моменты их
истинно самостоятельного единства, которое есть их рефлексия-в-себя и
полагание последней - сущность.
Развитие меры, как мы его попытаемся изложить в последующем, есть один из
самых трудных предметов рассмотрения; начинаясь с непосредственной, внешней
меры, оно должно было бы, с одной стороны, перейти далее к абстрактному
дальнейшему определению количественного (к математике природы), а, с другой
стороны, обнаружить связь этого определения меры с качествами вещей природы
- по крайней мере в общем виде, ибо определенное доказательство связи
качественного и количественного, проистекающей из понятия конкретного
предмета, относится к частной науке о конкретном (примеры таких
доказательств, касающихся закона падения тел и закона свободного движения
небесных тел, смотри в Энциклопедии философских наук, изд. 3-е, 267 и 270 и
примечания к ним).
При этом уместно отметить вообще, что различные формы, в которых
реализуется мера, принадлежат также различным сферам природной реальности.
Полное, абстрактное безразличие развитой меры, т. е. ее законов, может иметь
место только в сфере механического, в котором конкретно телесное есть лишь
материя, сама являющаяся абстрактной; качественные различия материи по
своему существу имеют своей определенностью количественное; пространство и
время суть сами чистые внешности, а множество материй, массы, интенсивность
веса точно так же суть внешние определения, имеющие присущую лишь им
определенность в количественном. Напротив, такая количественная
определенность абстрактно материального нарушается множественностью и,
значит, конфликтом между качествами уже в физическом, а еще больше в
органическом. Но здесь не только возникает конфликт между качествами, как
таковыми, но и мера подчиняется здесь более высоким отношениям, и
имманентное развитие меры сводится скорее к простой форме непосредственной
меры. Члены животного организма имеют меру, которая как простое определенное
количество находится в отношении к другим определенным количествам других
членов; пропорции человеческого тела суть прочные отношения таких
определенных количеств; естествознанию еще предстоит задача проникнуть в
связь таких величин с органическими функциями, от которых они целиком
зависят. Но ближайшим примером низведения имманентной меры до чисто внешне
детерминированной величины служит движение. У небесных тел оно свободное,
определяемое лишь понятием движение, величины которого тем самым также
находятся в зависимости только от понятия (см. выше), но в органическом оно
производится до произвольного или механически правильного, т. е. вообще до
абстрактного формального движения.
Но еще в меньшей степени имеет место характерное, свободное развитие меры
в царстве духа. Легко, например, усмотреть, что такой республиканский
государственный строй, как афинский или аристократический строй, смешанный с
демократией, может иметь место лишь при известной величине государства; что
в развитом гражданском обществе количества индивидов, занятых в различных
промыслах, находятся между собой в том или ином отношении; но это не дает ни
законов мер, ни характерных форм этого отношения. В области духовного, как
такового, мы встречаем различия в интенсивности характера, силе воображения,
ощущениях, представлениях и т. п., но за пределы этой неопределенности
"силы" или "слабости" определение не выходит. Какими тусклыми и совершенно
пустыми оказываются так называемые Законы, устанавливаемые касательно
отношения силы и слабости ощущений, представлений и т. д., мы убеждаемся,
обратившись к руководствам по психологии, пытающимся найти такого рода
законы.
Глава первая
СПЕЦИФИЧЕСКОЕ КОЛИЧЕСТВО (DIE SPEZIFISCHE QUANTITAT)
Качественное количество - это прежде всего непосредственное специфическое
определенное количество, которое, во-вторых, как относящееся к иному,
становится количественным специфицированием, снятием безразличного
определенного количества. Постольку эта мера есть правило и содержит в себе
различенными оба момента меры, а именно в-себе-сущую количественную
определенность и внешнее определенное количество. Но в этом различии обе эти
стороны становятся качествами, а правило - некоторым отношением между этими
качествами; мера поэтому представляется, в-третьих, отношенем между
качествами, имеющими прежде всего одну меру, которая, однако, затем
специфицируется внутри себя в некоторое различие мер.
А. СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО (DAS SPEZIFISCHE QUANTUM)
- Гегель г.В.Ф. Наука логики
- 1. Единство бытия и ничто
- 2. Моменты становления (Momente des Werdens)
- 3. Снятие становления (Aufheben des Werdens)
- 2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
- 1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится
- 2. Наполнение в-себе-бытия определенностью также отлично от той
- 3. Бытие-для-иного есть неопределенная, утвердительная общность нечто со
- Idees etc ). Стало быть, не только вечные истины и идеи (сущности) вещей, но
- 1. Количество содержит оба момента - непрерывность и дискретность. Оно
- 2. Непосредственное количество есть непрерывная величина. Но количество
- 2. Ближайшее определение - равенство считываемых чисел. Благодаря этому
- 3. Оба числа, которые определены одно относительно другого как единица и
- 5), Платон говорил, что помимо чувственного и идей посередине между ними
- 2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая
- 3. В числе определенное количество положено в своей полной
- Раздел 2. Величина (количество)
- 1. Бесконечное определенное количество как бесконечно большое или
- 1 (Единицей), потому что приращение всегда встречается в разложении только
- X/y . Уравнение есть уравнение кривой, а это отношение, целиком зависящее от
- 357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
- 2At есть часть движения как некоторой суммы, дает ложную видимость положения
- 3. Согласно этому, оба они составляют, собственно говоря, лишь одно
- 1. Отношение, как оно получилось теперь, есть снятое прямое отношение;
- 2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
- 3. Но тем самым получился переход обратного отношения в другое
- 1. Определенное количество, полагающее себя в своем инобытии
- 2. Степенное отношение представляется сначала внешним изменением,
- 1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
- 1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его
- 2. Но что изменение, выступающее как чисто количественное, переходит
- 3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
- 1. Качественная, в себе определенная сторона определенного количества
- 2. В мере появляется сущностное определение переменной величины, ибо она
- 2. Непосредственно определенный квант, как таковой, хотя вообще он как
- 3. Мера определилась тем самым как специфицированное отношение величин,
- 1. Если бы нечто, соединяемое с иным, а также и это иное, было бы тем,
- 2. Это соединение с несколькими [нечто ], которые также суть в самих себе
- 3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное
- 1. Редукцией считавшихся сначала самостоятельными отношений меры [к
- 2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не
- 3. А именно каждое качество вступает внутри каждой стороны в соотношение
- 1. Бытие есть видимость. Бытие видимости состоит единственно лишь в
- 2. Видимость, следовательно, содержит некоторую непосредственную
- 1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
- 2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
- 2. Положенность еще не есть определение рефлексии; она лишь
- 3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
- 1. Сущность есть простая непосредственность как снятая
- 2. Это тождество есть прежде всего сама сущность, а еще не ее
- 2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,
- 2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней
- 3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
- 3. Противоположность (Der Gegensatz)
- 1. Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты; в разности они
- 2. Противоречие разрешается.
- 3. С этой положительной стороны, с которой самостоятельность как
- 1. Сущность, становится материей, когда ее рефлексия определяет себя так,
- 2. Поэтому форма определяет материю, а материя определяется формой. - Так
- 3. Форма, поскольку она предполагает материю как свое иное, конечна. Она
- 1. В реальном основании основание как содержание и основание как
- 2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.
- 3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания;
- 1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что
- 2. Нечто есть не через свое условие; его условие - это не его основание.
- 3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
- Vervollstandigt sich zur Erscheinung).
- In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
- 1. Вещь-в-себе - это существующее как существенное непосредственное,
- 2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,
- 3. Эта внешняя рефлексия есть теперь отношение вещей-в-себе друг к другу,
- 1. Явление - это существующее, опосредствованное своим отрицанием,
- 2. Следовательно, закон - это положительное в опосредство-вании
- 3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления
- 1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
- 2. В себе и для себя сущий мир есть тотальность существования; вне его
- 2" Это отношение содержит, стало быть, самостоятельность сторон и точно
- 1. Отношение между целым и частями есть непосредственное отношение;
- 2. Таким образом, они разные определения формы, имеющие тождественную
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего - это
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего-это
- 3. Эта действительность не первая, а рефлектированная действительность,
- 1. Та необходимость, которая выявилась [здесь], формальна, так как ее
- 2. Эта возможность как в-себе-бытие реальной действительности сама есть
- 3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
- 1. Причина первоначальна по отношению к действию. - Субстанция как мощь
- 2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
- 2. Но определенность отношения причинности, состоящая в том, что
- 3. Теперь следует посмотреть, чтб получилось в результате движения
- 1. Субстанция как абсолютная мощь или соотносящаяся с собой
- 2. Второй момент - это для-себя-бытие, иначе говоря, то, что мощь
- 3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
- Ich denke), или самосознания. - Это положение составляет так называемую
- 83) Начинает обсуждать в отношении логики старый и знаменитый вопрос: что
- 1. Поэтому единичность являет себя прежде всего как рефлексия понятия в
- 2. Но единичность - это не только возвращение понятия в само себя, но
- 1 Субъект и предикат, как было указано, суть прежде всего имена
- 2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
- 3. Если оба предложения - формы и содержания:
- 1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
- 2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное
- 3. Особенность, оказавшаяся положительным определением отрицательного
- 35, То этот род имеет в самом себе определенность, составляющую принцип его
- 1. Умозаключение, каково оно непосредственно, имеет своими моментами
- 2. В непосредственном рассудочном умозаключении термины имеют форму
- 3. Определения умозаключения суть определения содержания, поскольку они
- 1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто
- 2. Но термины пока еще непосредственные определенности;
- 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
- 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной
- 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но
- 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет
- 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два
- 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. Е. ]
- 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
- 1 Умозаключение общности есть совершенное рассудочное умозаключение, но
- 2. Но это рефлективное совершенство умозаключения делает его именно
- 3. При рассмотрении умозаключения наличного бытия из понятия
- 1. Умозаключение общности подпадает под схему первой фигуры: е-о-в,
- 2 Вторая фигура формального умозаключения (b-e-o) потому не
- 3. Индукция - это скорее по существу своему еще субъективное
- 1. Это умозаключение имеет своей абстрактной схемой третью фигуру
- 2. Аналогия тем поверхностнее, чем в большей мере то всеобщее, в котором
- 1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками
- 2. Это умозаключение как первое и тем самым непосредственное
- 3. Но в этом умозаключении субъективно еще то, что указанное тождество
- 1. Гипотетическое суждение содержит лишь небходимое соотношение без
- 2. Прежде всего соотношение гипотетического суждения есть необходимость,
- 3. Гипотетическим умозаключением представлено прежде всего необходимое
- 2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в
- 3. Так как определенность одного объекта заключена в другом объекте то
- 1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного
- 2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их
- 3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.
- 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты
- 3. Тем самым эти объекты-стихии освобождены от химической напряженности;
- 1 В своем соотношении со средством цель уже рефлектирована в себя- но ее
- 2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
- 3. Тем самым получается в результате, что внешняя целесообразность,
- 1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
- 2. Этот процесс, присущий живой индивидуальности, ограничен ею самой и
- 3. Только что рассмотренная идея и есть понятие живого субъекта и его
- 1. Дефиниция (Die Definition)
- 2. Членение (Die Einteilung)
- 2. Опосредствование, которое должно быть теперь рассмотрено подробнее,
- 76. Против этого плоского взгляда необходимо прибегнуть к "плоскому
- 1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
- 2. Конкретная тотальность, образующая начало, имеет, как таковая, в самой