logo
gegel_fridrih_nauka_logiki

1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его

фантазии и которое придает ей некоторый интерес, а именно то, что Брама,

единое абстрактного мышления, обретая облик Вишну, а особенно форму Кришну,

переходит в третье - в Шиву. Модус, изменение, возникновение и прохождение,

вообще область внешнего - вот определение этого третьего. Если эта индийская

троица соблазнила кое-кого сравнивать ее с христианской, то мы должны

сказать, что хотя в них можно распознать общий им элемент понятийного

определения, однако существенно осознать более определенно различие между

ними; это различие не только бесконечно, истинная бесконечность и составляет

само это различие. Третий принцип есть по своему определению распад

субстанциального единства, переход его в свою противоположность, а не

возвращение его к себе, - он скорее лишенное духа, чем дух. В истинной же

троичности имеется не только единство, но и единение, заключение (der

Schluss) доведено в ней до содержательного и действительного единства,

которое в своем совершенно конкретном определении есть дух. Указанный выше

принцип модуса и изменения, правда, не исключает вообще единства. Так, в

спинозизме именно модус, как таковой, есть неистинное, и лишь субстанция

есть истинное, все должно быть сведено к ней, и это сведение оказывается

погружением всего содержания в пустоту, в лишь формальное, бессодержательное

единство. Точно так же и Шива есть в свою очередь великое целое, не

отличающееся от Брамы, сам Брама, т. е. различие и определенность только

вновь исчезают, но не сохраняются, не снимаются, и единство не сводится к

конкретному единству, раздвоение не приводит к примирению. Высшая цель для

человека, ввергнутого в сферу возникновения и прохождения, вообще в область

модальности, есть погружение в бессознательность, единство с Брамой,

уничтожение; то же самое представляет собой буддийская нирвана и т. п.

Если же модус есть вообще абстрактная внешность, безразличие и к

качественным, и к количественным определениям, а внешнее, несущественное

считается не имеющим значения в самой сущности, то, с другой стороны,

относительно многого признается, что все зависит от способа (Art und Weise);

этим сам модус объявляется принадлежащим по своему существу к

субстанциональному в вещи, а это весьма неопределенное отношение означает по

меньшей мере то, что это внешнее не есть столь абстрактно внешнее.

Здесь модус имеет определенное значение меры. Спинозовский модус, как и

индийский принцип изменения, есть безмерное. Греческое еще неопределенное

сознание того, что все имеет меру, так что даже Парменид ввел после

абстрактного бытия необходимость как всем вещам поставленную давнюю границу,

это сознание есть начало гораздо более высокого понятия, чем субстанция и

отличие модуса от нее.

Более развитая, более рефлектированная мера есть необходимость; судьба,

Немезида, ограничивается в общем определенностью меры [в том смысле], что

все чрезмерное, все, что делает себя слишком великим, слишком высоким,

приводится ею к другой крайности, умаляется, уничижается и тем самым

восстанавливается средняя мера - посредственность. - "Абсолютное, Бог есть

мера всех вещей", - это положение не более пантеистично, чем дефиниция:

"Абсолютное, Бог есть бытие", но первое бесконечно более истинно. - Мера

есть, правда, внешний способ, некоторое "больше" или "меньше", но в то же

время она и рефлектирована в себя, есть не только безразличная и внешняя, но

и в-себе-сущая определенность; она, таким образом, есть конкретная истина

бытия; народы поэтому почитали в мере нечто неприкосновенное, святое.

В мере уже заключена идея сущности, а именно быть тождественным с самим

собой в непосредственности [своей] определенности (des Bestimmtseins), так

что эта непосредственность низводится этим тождеством с собой до чего-то

опосредствованного, точно так же как тождество с собой опосредствовано лишь

этой внешностью, но есть опосредствование с собой; это рефлексия,

определения которой суть, но даны в этом бытии просто лишь как моменты

своего отрицательного единства. В мере качественное количественно;

определенность или различие дано в ней как безразличное; тем самым оно такое

различие, которое не есть |различие; оно снято; эта количественность как

возвращение в себя, в котором она дана как качественное, составляет в-себе-

и для-себя-бытие, которое есть сущность. Но мера есть сущность только лишь в

себе или, иначе говоря, в понятии; это понятие меры еще не положено. Мера,

еще как таковая, сама есть сущее единство качественного и количественного;

ее моменты даны как наличное бытие, качество и определенные количества этого

качества, которые только лишь в себе неотделимы, но еще не имеют значения

этого рефлектированного определения. Развитие меры заключает в себе

различение этих моментов, но также и их соотнесение, так что тождество,

которое они суть в себе, становится их соотношением друг с другом, т. е.

становится положенным. Смысл этого развития - реализация меры, в которой она

полагает себя в отношении к себе самой и тем самым полагает себя также как

момент; через это опосредствование она определяется как снятая; ее

непосредственность, как и непосредственность ее моментов, исчезает; они даны

как рефлектированные; таким образом, выступив как то, что она есть по своему

понятию, она перешла в сущность.

Мера есть прежде всего непосредственное единство количественного и

качественного, так что,

во-первых, есть определенное количество, которое имеет качественное

значение и существует как мера. Ее дальнейшее определение, заключается в

том, что в ней, во в себе определенном, выступает различие ее моментов,

качественной и количественной определенности. Эти моменты сами определяются

далее Как целости меры, которые постольку существуют как самостоятельные;

так как они по своему существу соотносятся друг с другом, то мера

становится,

во-вторых, отношением специфических определенных количеств как

самостоятельных мер. Но их самостоятельность в то же время по своему

существу зиждется на количественном отношении и различии по величине. Таким

образом, их самостоятельность становится переходом друг в друга. Мера тем

самым исчезает (geht zu Grunde) в безмерном. - Но это потустороннее меры

есть ее отрицательность лишь в себе самой; поэтому,

в-третьих, положена неразличенность (Indifferenz) определений меры и, как

реальная, мера с содержащейся в этой не-различенности отрицательностью

положена как обратное отношение мер, которые как самостоятельные качества по

своему существу зиждутся на своем количестве и на своем отрицательном

соотношении друг с другом, и тем самым оказывается, что они лишь моменты их

истинно самостоятельного единства, которое есть их рефлексия-в-себя и

полагание последней - сущность.

Развитие меры, как мы его попытаемся изложить в последующем, есть один из

самых трудных предметов рассмотрения; начинаясь с непосредственной, внешней

меры, оно должно было бы, с одной стороны, перейти далее к абстрактному

дальнейшему определению количественного (к математике природы), а, с другой

стороны, обнаружить связь этого определения меры с качествами вещей природы

- по крайней мере в общем виде, ибо определенное доказательство связи

качественного и количественного, проистекающей из понятия конкретного

предмета, относится к частной науке о конкретном (примеры таких

доказательств, касающихся закона падения тел и закона свободного движения

небесных тел, смотри в Энциклопедии философских наук, изд. 3-е, 267 и 270 и

примечания к ним).

При этом уместно отметить вообще, что различные формы, в которых

реализуется мера, принадлежат также различным сферам природной реальности.

Полное, абстрактное безразличие развитой меры, т. е. ее законов, может иметь

место только в сфере механического, в котором конкретно телесное есть лишь

материя, сама являющаяся абстрактной; качественные различия материи по

своему существу имеют своей определенностью количественное; пространство и

время суть сами чистые внешности, а множество материй, массы, интенсивность

веса точно так же суть внешние определения, имеющие присущую лишь им

определенность в количественном. Напротив, такая количественная

определенность абстрактно материального нарушается множественностью и,

значит, конфликтом между качествами уже в физическом, а еще больше в

органическом. Но здесь не только возникает конфликт между качествами, как

таковыми, но и мера подчиняется здесь более высоким отношениям, и

имманентное развитие меры сводится скорее к простой форме непосредственной

меры. Члены животного организма имеют меру, которая как простое определенное

количество находится в отношении к другим определенным количествам других

членов; пропорции человеческого тела суть прочные отношения таких

определенных количеств; естествознанию еще предстоит задача проникнуть в

связь таких величин с органическими функциями, от которых они целиком

зависят. Но ближайшим примером низведения имманентной меры до чисто внешне

детерминированной величины служит движение. У небесных тел оно свободное,

определяемое лишь понятием движение, величины которого тем самым также

находятся в зависимости только от понятия (см. выше), но в органическом оно

производится до произвольного или механически правильного, т. е. вообще до

абстрактного формального движения.

Но еще в меньшей степени имеет место характерное, свободное развитие меры

в царстве духа. Легко, например, усмотреть, что такой республиканский

государственный строй, как афинский или аристократический строй, смешанный с

демократией, может иметь место лишь при известной величине государства; что

в развитом гражданском обществе количества индивидов, занятых в различных

промыслах, находятся между собой в том или ином отношении; но это не дает ни

законов мер, ни характерных форм этого отношения. В области духовного, как

такового, мы встречаем различия в интенсивности характера, силе воображения,

ощущениях, представлениях и т. п., но за пределы этой неопределенности

"силы" или "слабости" определение не выходит. Какими тусклыми и совершенно

пустыми оказываются так называемые Законы, устанавливаемые касательно

отношения силы и слабости ощущений, представлений и т. д., мы убеждаемся,

обратившись к руководствам по психологии, пытающимся найти такого рода

законы.

Глава первая

СПЕЦИФИЧЕСКОЕ КОЛИЧЕСТВО (DIE SPEZIFISCHE QUANTITAT)

Качественное количество - это прежде всего непосредственное специфическое

определенное количество, которое, во-вторых, как относящееся к иному,

становится количественным специфицированием, снятием безразличного

определенного количества. Постольку эта мера есть правило и содержит в себе

различенными оба момента меры, а именно в-себе-сущую количественную

определенность и внешнее определенное количество. Но в этом различии обе эти

стороны становятся качествами, а правило - некоторым отношением между этими

качествами; мера поэтому представляется, в-третьих, отношенем между

качествами, имеющими прежде всего одну меру, которая, однако, затем

специфицируется внутри себя в некоторое различие мер.

А. СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО (DAS SPEZIFISCHE QUANTUM)