logo
gegel_fridrih_nauka_logiki

1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками

категорическое суждение. С этим умозаключением, как и с соответствующим

суждением, здесь связывается то более определенное значение, что его средний

член есть объективная всеобщность. При поверхностном рассмотрении и

категорическое умозаключение считается не более как умозаключением

присущности.

По своему содержательному значению категорическое умозаключение есть

первое умозаключение необходимости, в котором субъект связывается с

предикатом через свою субстанцию. Но субстанция, возведенная в сферу

понятия, это - всеобщее, положенное как в себе и для себя сущее таким

образом, что она имеет формой, способом своего бытия не свойственную ей

акцидентальность, а определение понятия. Поэтому крайние члены умозаключения

и, определеннее говоря, всеобщность и единичность суть ее различия. По

сравнению с родом - так более точно определен средний член - всеобщность

есть абстрактная всеобщность или всеобщая определенность - акцидентальность

субстанции, сведенная в простую определенность, которая, однако, есть

существенное различие, видовое отличие субстанции. - Единичность же есть

действительное; она в себе конкретное единство рода и определенности, но

здесь как в непосредственном умозаключении она прежде всего непосредственная

единичность, акцидентальность, сведенная в форму для себя сущего устойчивого

наличия. - Соотношение этого крайнего члена со средним составляет

категорическое суждение; но так как и другой крайний член, согласно

указанному выше определению, выражает видовое отличие рода или его

определенный принцип, то и эта другая посылка категорична.