logo
gegel_fridrih_nauka_logiki

2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не

в ее непосредственности, а в только что указанном развитом виде: оно

неразличенность, поскольку мера есть в себе полнота определений бытия,

растворившихся, чтобы стать этим единством; точно так же оно наличное бытие

как тотальность положенной реализации, в которой самые моменты суть

в-себе-сущая тотальность неразличенности, несомые ею как их единством. Но

так как единство фиксируется лишь как неразличенность и тем самым лишь в

себе, а моменты еще не определены как для-себя-сущие, т. е. еще не снимаются

в самих себе и друг через друга, чтобы стать единством, то тем самым имеется

вообще безразличие их самих к себе как развитая определенность.

Это нераздельное таким образом самостоятельное мы должны теперь

рассмотреть подробнее. Оно имманентно во всех своих определениях и остается

в них в единстве с собой незамутненным ими, но

а) как остающееся тотальностью а себе имеет снятые в ней определенности

лишь выступающими в ней, лишенными опоры. "В-себе" неразличенности и это ее

наличное бытие не связаны между собой; определенности обнаруживаются в ней

непосредственным образом; она находится целиком в каждой из них; их

различие, стало быть, положено прежде всего как снятое, следовательно, как

количественное различие; но именно поэтому оно положено не как отталкивание

их от самих себя, не как самоопределяющаяся неразличенность, а как такая,

которая есть и становится определенной лишь внешне.

в) Оба момента находятся в обратном количественном отношении; они

движение вверх и вниз по шкале величины, но движение, определенное не

неразличенностью, которая как раз и есть безразличие этого движения, а,

стало быть, определенное лишь извне. [Здесь] указывается на иное, которое

находится вне ее и в котором заключается процесс определения. Абсолютное как

неразличенность страдает с этой стороны вторым недостатком количественной

формы, состоящим в том, что определенность различия не детерминируется самим

абсолютным, - первый недостаток состоит в том, что различия в нем вообще

лишь выступают, т. е. что полагание абсолютного [как неразличенности] есть

нечто непосредственное, а не его опосредствование с самим собой.

с) Количественная определенность моментов, которые суть теперь стороны

отношения, составляет способ их существования (Bestehens); их наличное бытие

изъято этим безразличием из перехода качественного. Но они имеют отличное от

этого их наличного бытия свое в себе сущее существование в том, что они в

себе суть сама неразличенность и что каждая из них сама есть единство обоих

качеств, на которые расщепляется качественный момент. Различие этих двух

сторон ограничивается тем, что одного качества положено в одной из них

больше, а в другой - меньше, другого же качества, в соответствии с этим -

наоборот. Так каждая сторона есть в самой себе тотальность неразличенности.

- Каждое из обоих качеств, взятое отдельно, само по себе, также остается той

же суммой, которой является неразличенность. Оно продолжается, переходя из

одной стороны [отношения] в другую, и его не ограничивает та количественная

граница, которая при этом полагается в нем. Здесь определения приходят в

непосредственную противоположность друг к другу, которая развивается в

противоречие, что мы теперь и должны рассмотреть.