logo
gegel_fridrih_nauka_logiki

2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,

оно отрицательность самого себя, отличие не от иного, а себя от самого себя;

оно есть не оно само, а свое иное. Различенное же от различия есть

тождество. Различие, следовательно, есть само же оно и тождество. Оба вместе

составляют различие; оно целое и его момент. - Можно также сказать, что

различие как простое не есть различие; оно различие лишь в соотношении с

тождеством, но вернее будет сказать, что оно как различие содержит и

тождество, и само это соотношение. - Различие есть целое и его собственный

момент, так же как тождество есть целое и свой момент. - Это следует

рассматривать как существенную природу рефлексии и как определенную

первооснову (Urgrund) всякой деятельности и самодвижения. - Различие, равно

как и тождество, становятся моментами или положенностью, потому что, будучи

рефлексией, они отрицательное соотношение с самими собой.

Различие, взятое таким образом как единство себя и тождества, есть в себе

самом определенное различие. Оно не переход в иное, не соотношение с иным,

находящимся вне его; оно имеет свое иное, тождество, в самом себе, так же

как тождество, входя в определение различия, не потеряло себя в нем как в

своем ином, а сохраняется в нем, есть его рефлексия в себя и его момент.

3. Различие имеет оба момента - тождество и различие; оба, таким образом,

суть некоторая положенность, определенность. Но в этой положенности каждый

момент есть соотношение с самим собой. Один момент, тождество, сам есть

непосредственно момент рефлексии в себя; но точно так же и другой момент,

различие, есть различие в себе, рефлектированное различие. Различие, имея

оба этих момента, которые сами суть рефлексии в себя, есть разность.

2. Разность (Die Verschiedenheit)

1. Тождество распадается в самом себе на разность, так как оно как

абсолютное внутреннее различие полагает себя как свое собственное

отрицательное, и эти его моменты, само оно и его отрицательное, суть

рефлексии в себя, тождественны с собой; иначе говоря, именно потому, что оно

непосредственно само снимает свое отрицание и в своем определении

рефлектировано в себя. Различенное удерживается как безразличное друг к

другу разное, так как оно тождественно с собой, так как тождество составляет

его почву и стихию; иначе говоря, разное есть то, что оно есть, именно лишь

в своей противоположности - в тождестве.

Разность составляет инобытие как инобытие рефлексии. Иное наличного бытия

имеет непосредственное бытие своим основанием, в котором удерживается

отрицательное. В рефлексии же тождество с собой, рефлектированная

непосредственность, удерживает отрицательное и его безразличие.

Моменты различия-это тождество и само различие. Они разные как

рефлектированные в самих себя, как соотносящиеся с самими собой; таким

образом, в определении тождества они соотношения лишь с собой; тождество не

соотнесено с различием, и различие не соотнесено с тождеством; поскольку,

следовательно, каждый из этих моментов соотнесен лишь с собой, они не

определены по отношению друг к другу. - Так как они, таким образом, не

различены в самих себе, то различие для них внешне. Разные [моменты],

следовательно, относятся друг к другу не как тождество и различие, а лишь

как разные вообще, безразличные и друг к другу, и к своей определенности.