logo
gegel_fridrih_nauka_logiki

2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней

себе; различие есть лишь некоторая положенносгпь или дано как снятое

различие, но оно само есть вся рефлексия. - При ближайшем рассмотрении

оказывается, что оба, тождество и различие, как только что определилось,

суть рефлексии; каждое из них есть единство самого себя и своего иного;

каждое из них есть целое. Но тем самым снята [их] определенность - быть

только тождеством или только различием. Они не качества, потому что их

определенность через рефлексию в себя дана в то же время только как

отрицание. Имеется, следовательно, такое двоякое: рефлексия в себя, как

таковая, и определенность как отрицание, или положенность. Положенность есть

внешняя себе рефлексия; она отрицание как отрицание; следовательно, в себе

она, правда, соотносящееся с собой отрицание и рефлексия в себя, но лишь в

себе; она соотношение с собой как с чем-то внешним.

Рефлексия в себе и внешняя рефлексия суть тем самым те два определения, в

виде которых моменты различия, тождество и различие, положены самими собой.

Они самые эти моменты, поскольку они теперь определились. - Рефлексия в себе

есть тождество, но определенное как безразличное к различию, [т. е. ] не

лишенное вовсе различия, а относящееся к нему как тождественное с собой; она

разность. Именно тождество так рефлектировалось в себя, что оно, собственно

говоря, есть одна рефлексия в себя обоих моментов; оба суть рефлексия в

себя. Тождество есть эта одна рефлексия обоих, которая имеет в самой себе

различие лишь как безразличное различие и которая есть разность вообще. -

Внешняя же рефлексия есть их определенное различие не как абсолютная

рефлексия в себя, а как определение, к которому сущая в себе рефлексия

безразлична; оба его момента, тождество и само различие, суть, таким

образом, внешне положенные, а не в себе и для себя сущие определения.

Это-то внешнее тождество есть одинаковость, а внешнее различие -

неодинаковость. - Одинаковость есть, правда, тождество, но лишь как

положенность, тождество, которое не есть в себе и для себя. - Точно так же

неодинаковость есть различие, но как внешнее различие, которое не есть в

себе и для себя различие самого неодинакового. Одинаково ли одно нечто с

другим нечто или нет - это не касается ни того ни другого нечто; каждое из

них соотнесено лишь с собой, есть в себе и для себя то, что оно есть.

Тождество или нетождество как одинаковость и неодинаковость есть внешнее им

отношение чего-то третьего.