logo search
gegel_fridrih_nauka_logiki

1. Сущность есть простая непосредственность как снятая

непосредственность. Ее отрицательность есть ее бытие; она равна самой себе в

своей абсолютной отрицательности, в силу которой инобытие и соотношение с

иным сами в себе совершенно исчезли в чистом равенстве самому себе. Сущность

есть, следовательно, простое тождество с собой.

Это тождество с собой есть непосредственность рефлексии. Оно не такое

равенство с собой, как бытие или ничто, а такое, которое устанавливает себя

как единство, причем это установление есть не восстановление из чего-то

иного, а чистое спонтанное и внутреннее установление; существенное

тождество. Поэтому оно не абстрактное тождество, иначе говоря, не возникло

через относительное подвергание отрицанию, которое происходило бы вне его и

лишь отделило бы от него то, что от него отлично, в остальном же оставило бы

это отличное по-прежнему как сущее. Нет, бытие и всякая определенность бытия

сняли себя не относительно, а в себе самих, и эта простая отрицательность

бытия в себе и есть само тождество.

Поэтому тождество есть еще вообще то же самое, что и сущность.

Примечание 1 [Абстрактное тождество]

Мышление, держащееся в рамках внешней рефлексии и не знающее ни о каком

другом мышлении, кроме внешней рефлексии, не доходит до познания тождества в

том понимании, как оно только что было сформулировано, или, что то же самое,

до познания сущности. Такое мышление всегда имеет перед собой лишь

абстрактное тождество и вне его и наряду с ним - различие. Оно полагает, что

разум есть не более как ткацкий станок, на котором основа - скажем тождество

- и уток - различие - внешним образом соединяются и переплетаются между

собой; или что разум, вновь подвергая анализу [получившуюся таким путем

ткань], сперва выделяет особо тождество, а затем опять-таки сохраняет наряду

с ним также и различие, сначала отождествление, а затем опять-таки и

различение: отождествление, поскольку абстрагируются от различия, и

различение, поскольку абстрагируются от отождествления. - Нужно оставить

совершенно в стороне эти заверения и мнения о том, что делает разум, так как

они до некоторой степени имеют лишь историческое (historische) значение; и

скорее рассмотрение всего, что есть, в нем самом показывает, что оно в своем

равенстве с собой неравно себе и противоречиво, а в своей разности, в своем

противоречии тождественно с собой и что в нем самом совершается это движение

перехода одного из этих определений в другое; и это именно потому, что

каждое из них есть в самом себе противоположность самому себе. Понятие

тождества - простая соотносящаяся с собой отрицательность - не есть продукт

внешней рефлексии, оно образовалось в самом бытии. Напротив, то тождество,

которое находится вне различия, и то различие, которое находится вне

тождества, суть продукты внешней рефлексии и абстракции, произвольно

задерживающейся на этой точке безразличной разности.