3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
стороны, безразличны друг к другу и необусловлены друг другом: первое как
несоотнесенное, которому внешне соотношение, в котором оно есть условие;
второе как соотношение или форма, для которой определенное наличное бытие
условия есть лишь материал, лишь нечто пассивное, форма чего, присущая ему
сама по себе, несущественна. Далее, обе эти стороны также опосредствованы.
Условие - это в-себе-бытие основания; условие - в такой мере существенный
момент отношения основания, что составляет простое тождество основания с
собой. Но это также снято; это в-себе-бытие есть лишь положенное
в-себе-бытие;
непосредственное наличное бытие безразлично к тому, чтобы быть условием.
Следовательно, то, что условие есть для основания себе-бытие, - это
составляет ту сторону условия, с которой оно юсредствовано. Равным образом
отношение основания имеет в своей самостоятельности также некоторую
предпосылку и имеет свое в-себе-бытие вовне себя. - Стало быть, каждая из
обеих сторон есть противоречие между безразличной непосредственностью и
существенным опосредствованием, - есть то и другое в одном и том же
соотношении; иначе говоря, каждая из обеих сторон есть противоречие между
самостоятельной устойчивостью и определением - быть только моментом.
в) Абсолютное необусловленное (Das absolute Unbedingte)
Обе относительно необусловленные [стороны] прежде всего отсвечивают
каждая в другой: условие как то, что непосредственно, - в формальном
отношении основания, а это отношение - в непосредственном наличном бытии как
положенном им самим; но каждое из них вне этого отсвечивания своего иного
самостоятельно и имеет свое собственное содержание.
Прежде всего условие - это непосредственное наличное бытие; форма этого
наличного бытия имеет два момента; положенность, в соответствии с которой
это наличное бытие как условие есть материал и момент основания, и
в-себе-бытие, в соответствии с которым оно составляет существенность
основания или его простую рефлексию в себя. Обе стороны формы внешни
непосредственному наличному бытию, ибо оно снятое отношение основания. - Но
во-первых, наличное бытие в самом себе есть лишь снятие себя в своей
непосредственности и исчезание в основании (zu Grunde zu gehen). Бытие - это
вообще лишь становление сущности; его существенная природа - превратить себя
в положенное и в тождество, которое есть непосредственное через свое
отрицание. Следовательно, такие определения формы, как положенность и
тождественное с собой в-себе-бытие, - форма, благодаря которой
непосредственное наличное бытие есть условие, - эти определения поэтому не
внешни ему, а оно есть сама эта рефлексия. Во-вторых, как условие бытие
теперь также положено как то, что оно есть по своему существу, а именно как
момент, и, стало быть, момент чего-то иного, и в то же время как
в-себе-бытие (равным образом чего-то иного); но в себе оно есть лишь через
отрицание себя, а именно через основание и через его снимающую себя и тем
самым предполагающую рефлексию;
следовательно, в-себе-бытие бытия есть лишь нечто положенное. Это
в-себе-бытие условия имеет две стороны: с одной стороны, оно существенность
условия как существенность основания, а с другой - непосредственность
наличного бытия условия. Или, вернее, обе эти стороны суть одно и то же.
Наличное бытие есть нечто непосредственное, но эта непосредственность по
существу своему опосредствована, а именно снимающим само себя основанием.
Как такая непосредственность, опосредствованная снимающим себя
опосредствованием, оно в то же время есть и в-себе-бытие основания, и его
необусловленное; но в то же время само это в-себе-бытие в свою очередь точно
так же есть лишь момент или положенность, ибо оно опосредствовано. - Условие
есть поэтому вся форма отношения основания; оно предположенное в-себе-бытие
отношения основания, но тем самым оно само положенность, и его
непосредственность состоит в том, что оно делается положенностью и, стало
быть, так отталкивает себя от самого себя, что оно в такой же мере исчезает
в основании, в какой оно основание, которое делается положенностью, а
значит, и основанным; и то и другое - одно и то же.
Точно так же в-себе-бытие в обусловленном основании дано не только как
отсвечивание (als Scheinen) в нем чего-то иного. Обусловленное основание -
это самостоятельная, т. е. соотносящаяся с собой, рефлексия полагания,
следовательно, то, что тождественно с собой; иначе говоря, оно в самом себе
есть свое в-себе-бытие и свое содержание. Но в то же время оно
предполагающая рефлексия; оно соотносится с самим собой отрицательно и
противополагает себе свое в-себе-бытие как иное для него, а условие - и в
соответствии со своим моментом в-себе-бытия, и в соответствии с моментом
непосредственного наличного бытия - есть собственный момент отношения
основания; по своему существу непосредственное наличное бытие есть лишь
через свое основание и есть момент его как предполагания. Поэтому основание
есть точно так же и само целое.
Таким образом, имеется вообще лишь одно целое формы, но точно так же лишь
одно целое содержания. Ибо присущее условию содержание - это существенное
содержание лишь постольку, поскольку оно тождество рефлексии с собой в
форме, иначе говоря, поскольку оно как это непосредственное наличное бытие в
самом себе есть отношение основания. Это наличное бытие есть, далее, условие
лишь благодаря предполагающей рефлексии основания; оно тождество основания с
самим собой или его содержание, которому основание противополагает себя.
Поэтому наличное бытие не просто бесформенный материал для отношения
основания, а ввиду того что наличное бытие в самом себе имеет эту форму, оно
приобретшая форму материя, и как то, что в своем тождестве с формой в то же
время безразлично к ней, оно содержание. Наконец, оно то же содержание,
которым обладает основание, ибо оно содержание именно как то, что
тождественно с собой в свойственном форме отношении.
Итак, обе стороны целого, условие и основание, - это одно и то же
существенное единство и как содержание, и как форма. Они переходят друг в
друга благодаря самим себе, иными словами, будучи рефлексиями, они полагают
сами себя как снятые, соотносят себя с этим своим отрицанием и взаимно
предполагают себя. Но в то же время это лишь одна и та же рефлексия обоих, и
потому их предполагание также лишь одно и то же предполагание: взаимность
этого предполагания переходит, скорее, в то, что они предполагают одно свое
тождество как свою устойчивость и свою основу. Это тождество - одно и то же
содержание и единство формы обоих - есть истинно необусловленное; суть в
себе самой (die Sache an sich selbst). - Условие, как выяснилось выше, - это
лишь относительно необусловленное. Вот почему само условие обычно
рассматривают как нечто обусловленное и спрашивают о новом условии, что
ведет к обычному прогрессу в бесконечность от одного условия к другому. Но
почему же при наличии одного условия спрашивают о каком-то новом условии, т.
е. почему первое признается обусловленным? Потому что оно некоторое конечное
наличное бытие. Но это - дальнейшее определение условия, не заключающееся в
его понятии. Однако условие, как таковое, потому есть нечто обусловленное,
что оно положенное в-себе-бытие. Оно поэтому снято в абсолютно
необусловленном.
Итак, абсолютно необусловленное содержит в себе как свои моменты обе
стороны - условие и основание; оно единство, в которое они возвратились. Обе
они вместе образуют форму или положенность этого необусловленного. Свободная
от [внешних] условий суть дела - это условие обеих, но абсолютное, т. е.
такое условие, которое само есть основание. - Как основание же, свободная от
[внешних ] условий суть дела есть отрицательное тождество, которое,
оттолкнув себя от себя, распалось на эти два момента: во-первых, приняло вид
снятого отношения основания, непосредственного, лишенного единства, внешнего
самому себе многообразия, соотносящегося с основанием как с чем-то иным для
него и составляющего в то же время его в-себе-бытие;
во-вторых, приняло вид внутренней, простой формы, которая есть основание,
но соотносится с тождественным с собой непосредственным как с иным и
определяет его как условие, т. е. определяет это свое "в себе" как свой
собственный момент. - Эти две стороны так предполагают тотальность, что она
есть то, что полагает их. И наоборот, так как они предполагают тотальность,
то кажется, что тотальность в свою очередь обусловлена ими и что суть (дела)
возникает из своего условия и из своего основания. Но поскольку обе эти
стороны оказались тем, что тождественно, исчезло соотношение условия и
основания; они низведены до видимости; в своем движении полагания и
предполагания абсолютно необусловленное есть лишь движение, в котором эта
видимость снимается. Действие сути (дела) состоит в том, чтобы обусловливать
себя и противопоставлять себе свои условия как основание; а ее отношение как
соотношение условий и основания есть видимость внутри себя, и ее отношение к
ним - это ее слияние (Zusammengehen) с самой собой.
с) Переход сути в существование (Hervorgang der Sache in die Existenz)
Абсолютно необусловленное есть абсолютное основание, тождественное со
своим условием, непосредственная суть как истинно существенная. Как
основание она отрицательно соотносится с самой собой, делается
положенностью, но такой положенностью, которая и с той, и с другой стороны
есть полная рефлексия и тождественное в них с собой отношение формы, [т. е.
такое], каким оказалось ее понятие. Вот почему эта положенность есть,
во-первых, снятое основание, суть как лишенное рефлексии непосредственное -
сторона условий. Эта сторона есть тотальность определений сути - суть, но
ввергнутая во внешность бытия, восстановленный круг бытия. В условии
сущность освобождает единство своей рефлексии-в-себя как такую
непосредственность, которая, однако, имеет теперь определение - быть
обусловливающей предпосылкой и составлять по существу своему лишь одну из
сторон сущности. - Вот почему условия - это все содержание сути, так как они
необусловленное в форме бесформенного бытия. Но благодаря этой форме они
имеют еще и другой вид (Gestalt), нежели определения содержания, каково
содержание в сути, как таковой. Условия являют себя как лишенное единства
многообразие, смешаны с внесущественным и с другими обстоятельствами, не
принадлежащими к кругу наличного бытия, поскольку оно образует условия этой
определенной сути. - Для абсолютной неограниченной сути условием служит сама
сфера бытия. Основание, возвращающееся в себя, полагает ее как первую
непосредственность, с которой оно соотносится как со своим необусловленным.
Эта непосредственность как снятая рефлексия есть рефлексия в стихии бытия,
которое, стало быть, как таковое, развивается в нечто целое; форма как
определенность бытия разрастается и потому являет себя как многообразное
содержание, отличное от рефлективного определения и -безразличное к нему.
Несущественное, которое сфера бытия имеет в самой себе и которое она,
поскольку она условие, сбрасывает с себя, есть та определенность
непосредственности, в которую погружено единство формы. Это единство формы
как отношение бытия есть в бытии прежде всего становление, переход одной
определенности бытия в другую. Но становление бытия - это, далее,
становление сущности и возвращение в основание. Следовательно, наличное
бытие, составляющее условия, в действительности не определяется чем-то иным
как условие и не используется этим иным как материал, а делается через само
себя моментом чего-то иного. - Далее, его становление не означает, что оно
начинает с себя как с поистине первого и непосредственного; его
непосредственность - это лишь предположенное, а движение его становления -
действие самой рефлексии. Истина наличного бытия состоит поэтому в том, что
оно есть условие; его непосредственность имеет место (ist) лишь через
рефлексию отношения основания, полагающего само себя как снятое. Тем самым
становление, подобно непосредственности, есть лишь видимость
необусловленного, поскольку необусловленное предполагает само себя и имеет в
этом предполагании свою форму; поэтому непосредственность бытия по существу
своему есть лишь момент формы.
Другая сторона этой видимости необусловленного - это отношение основания,
как таковое, определенное как форма в противоположность непосредственности
условий и содержания. Но она форма абсолютной сути, которая имеет в самой
себе единство своей формы с самой собой или свое содержание и которая,
определяя содержание как условие, в самом этом полагании снимает его
разность и превращает его в момент; точно так же и, наоборот, как лишенная
сущности форма, она сообщает себе в этом тождестве с собой
непосредственность устойчивости. Рефлексия основания снимает
непосредственность условий и соотносит их, делая их моментами в единстве
сути; но условия - это предположенное самой свободной от [внешних] условий
сутью, и, следовательно, тем самым она снимает свое собственное полагание;
иначе говоря, этим ее полагание непосредственно делает само себя и
становлением. - Поэтому и то и другое - одно единство; движение условий в
них самих - это становление, возвращение в основание и полагание основания;
но основание как положенное, т. е. как снятое, есть непосредственное.
Основание соотносится с самим собой отрицательно, делается положенностью и
основанием условий; но лишь тем, что непосредственное наличное бытие
определяется таким образом как нечто положенное, основание снимает его и
делается основанием. - Таким образом, эта рефлексия есть опосредствование
свободной от [внешних] условий сути с собой через свое отрицание. Или,
вернее, рефлексия необусловленного есть, во-первых, предполагание, но это
снятие ее самой есть непосредственно определяющее полагание; во-вторых, она
тем самым есть непосредственно снятие предположенного и спонтанный процесс
определения; вот почему этот процесс определения есть в свою очередь снятие
полагания и становление в самом себе. В этом становлении исчезло
опосредствование как возвращение к себе через отрицание; оно простая,
имеющая видимость внутри себя рефлексия и лишенное основания абсолютное
становление. Движение сути, состоящее в том, что ее полагают, с одной
стороны, ее условия, а с другой - ее основание, есть лишь исчезание
видимости опосредствована". Полагание (Gesetztwerden) сути есть, стало быть,
выступление, простое самовыхождение (Sich-Herausstellen) в существование
(Existenz), чистое движение ее к самой себе.
Когда налицо все условия какой-нибудь сути, она вступает в существование.
Суть есть раньше, чем она существует, а именно, она есть, во-первых, как
сущность или как необусловленное;
во-вторых, она обладает наличным бытием или определена, и определена
рассмотренным выше двояким образом: с одной стороны, в своих условиях, а с
другой - в своем основании. В своих условиях она сообщила себе форму
внешнего, лишенного основания бытия, ибо как абсолютная рефлексия она
отрицательное соотношение с собой и обращает себя в свою предпосылку. Это
ставшее предпосылкой (vorausgesetzte) необусловленное есть поэтому лишенное
основания непосредственное, бытие которого состоит лишь в том, что оно
налично как лишенное основания. Таким образом, когда все условия сути
налицо, т. е. когда тотальность ее положена как лишенное основания
непосредственное, это распыленное многообразие становится внутренним в самом
себе. - Вся суть целиком должна наличествовать в своих условиях, иначе
говоря, для ее существования требуются все условия, ибо все они составляют
рефлексию; другими словами, наличное бытие, так как оно условие, определено
формой; его определения суть поэтому рефлективные определения и с каждым из
них существенно положены и другие. Приобретение условиями внутреннего
характера - это прежде всего исчезание в основании непосредственного
наличного бытия и становление основания. Но тем самым основание есть
положенное основание, т. е. в той же мере, в какой оно основание, оно и
снято как основание, и есть непосредственное бытие. Следовательно, когда
налицо все условия сути, они снимают себя как непосредственное наличное
бытие и как предпосылку, и точно так же снимает себя основание. Основание
оказывается лишь видимостью, которая непосредственно исчезает; это
выхождение (Hervortreten) есть тем самым тавтологическое движение сути к
себе, и ее опосредствование условиями и основанием есть исчезание и условий,
и основания. Выхождение в существование потому столь непосредственно, что
оно опосредствовано лишь исчезанием опосредствования.
Суть исходит (hervorgeht) из основания. Она основывается или полагается
им не так, что основание еще остается внизу; нет, полагание есть движение
основания к себе самому и простое его исчезание. Соединяясь с условиями,
основание обретает внешнюю непосредственность и момент бытия. Но оно
обретает их не как нечто внешнее и не внешним соотношением, а как основание
оно делается положенностью, его простая существенность сливается с собой в
положенности и есть в этом снятии самого себя исчезание своего отличия от
своей положенности и, стало быть, простая существенная непосредственность.
Следовательно, основание не остается чем-то отличным от основанного; истина
основывания состоит в том, что основание в нем соединяется с самим собой, и,
стало быть, его рефлексия в иное есть его рефлексия в само себя. Вот почему
суть, подобно тому как она есть необусловленное, точно так же она есть то,
что не имеет основания (Grundlose), и выступает из основания, лишь поскольку
основание исчезло (zu Grunde gegangen) и поскольку его уже выступает из
того, что не имеет основания, из собственной существенной отрицательности
или чистой ФОРМЫ_
Опосредствованная основанием и условием непосредственность через снятие
опосредствования тождественной с собой, есть существование (Existenz).
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
ЯВЛЕНИЕ (DIE ERSCHEINUNG)
Сущность должна являть (себя) (Das Wesen muff erscheinen).
Бытие есть абсолютная абстракция; эта отрицательность не есть для него
внешнее, но оно есть бытие, и ничего другого, кроме бытия, только как эта
абсолютная отрицательность. Из-за этой отрицательности бытие есть лишь как
снимающее себя бытие и есть сущность. Но и наоборот, сущность как простое
равенство с собой есть также бытие. Учение о бытии содержит первое
положение: бытие есть сущность. Второе положение: сущность есть бытие -
составляет содержание первого раздела учения о сущности. Но это бытие,
которым делается сущность, есть существенное бытие, существование,
выхождение (Herausgegangen-sein) из отрицательности и из внутреннего.
Таким образом, сущность являет (себя). Рефлексия - это видимость сущности
внутри ее самой. Определения рефлексии замкнуты в единство всецело лишь как
положенные, снятые; иначе говоря, рефлексия есть сущность, непосредственно
тождественная с собой в своей положенное(tm). Но, будучи основанием,
сущность реально определяет себя своей снимающей самое себя или
возвращающейся в себя рефлексией; далее, так как это определение или
инобытие отношения основания снимает себя в рефлексии основания и становится
существованием, то определения формы обретают тем самым стихию
самостоятельной устойчивости.
Их видимость совершенствуется, переходя в явление (Ihr Schein
- Гегель г.В.Ф. Наука логики
- 1. Единство бытия и ничто
- 2. Моменты становления (Momente des Werdens)
- 3. Снятие становления (Aufheben des Werdens)
- 2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
- 1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится
- 2. Наполнение в-себе-бытия определенностью также отлично от той
- 3. Бытие-для-иного есть неопределенная, утвердительная общность нечто со
- Idees etc ). Стало быть, не только вечные истины и идеи (сущности) вещей, но
- 1. Количество содержит оба момента - непрерывность и дискретность. Оно
- 2. Непосредственное количество есть непрерывная величина. Но количество
- 2. Ближайшее определение - равенство считываемых чисел. Благодаря этому
- 3. Оба числа, которые определены одно относительно другого как единица и
- 5), Платон говорил, что помимо чувственного и идей посередине между ними
- 2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая
- 3. В числе определенное количество положено в своей полной
- Раздел 2. Величина (количество)
- 1. Бесконечное определенное количество как бесконечно большое или
- 1 (Единицей), потому что приращение всегда встречается в разложении только
- X/y . Уравнение есть уравнение кривой, а это отношение, целиком зависящее от
- 357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
- 2At есть часть движения как некоторой суммы, дает ложную видимость положения
- 3. Согласно этому, оба они составляют, собственно говоря, лишь одно
- 1. Отношение, как оно получилось теперь, есть снятое прямое отношение;
- 2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
- 3. Но тем самым получился переход обратного отношения в другое
- 1. Определенное количество, полагающее себя в своем инобытии
- 2. Степенное отношение представляется сначала внешним изменением,
- 1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
- 1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его
- 2. Но что изменение, выступающее как чисто количественное, переходит
- 3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
- 1. Качественная, в себе определенная сторона определенного количества
- 2. В мере появляется сущностное определение переменной величины, ибо она
- 2. Непосредственно определенный квант, как таковой, хотя вообще он как
- 3. Мера определилась тем самым как специфицированное отношение величин,
- 1. Если бы нечто, соединяемое с иным, а также и это иное, было бы тем,
- 2. Это соединение с несколькими [нечто ], которые также суть в самих себе
- 3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное
- 1. Редукцией считавшихся сначала самостоятельными отношений меры [к
- 2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не
- 3. А именно каждое качество вступает внутри каждой стороны в соотношение
- 1. Бытие есть видимость. Бытие видимости состоит единственно лишь в
- 2. Видимость, следовательно, содержит некоторую непосредственную
- 1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
- 2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
- 2. Положенность еще не есть определение рефлексии; она лишь
- 3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
- 1. Сущность есть простая непосредственность как снятая
- 2. Это тождество есть прежде всего сама сущность, а еще не ее
- 2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,
- 2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней
- 3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
- 3. Противоположность (Der Gegensatz)
- 1. Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты; в разности они
- 2. Противоречие разрешается.
- 3. С этой положительной стороны, с которой самостоятельность как
- 1. Сущность, становится материей, когда ее рефлексия определяет себя так,
- 2. Поэтому форма определяет материю, а материя определяется формой. - Так
- 3. Форма, поскольку она предполагает материю как свое иное, конечна. Она
- 1. В реальном основании основание как содержание и основание как
- 2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.
- 3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания;
- 1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что
- 2. Нечто есть не через свое условие; его условие - это не его основание.
- 3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
- Vervollstandigt sich zur Erscheinung).
- In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
- 1. Вещь-в-себе - это существующее как существенное непосредственное,
- 2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,
- 3. Эта внешняя рефлексия есть теперь отношение вещей-в-себе друг к другу,
- 1. Явление - это существующее, опосредствованное своим отрицанием,
- 2. Следовательно, закон - это положительное в опосредство-вании
- 3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления
- 1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
- 2. В себе и для себя сущий мир есть тотальность существования; вне его
- 2" Это отношение содержит, стало быть, самостоятельность сторон и точно
- 1. Отношение между целым и частями есть непосредственное отношение;
- 2. Таким образом, они разные определения формы, имеющие тождественную
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего - это
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего-это
- 3. Эта действительность не первая, а рефлектированная действительность,
- 1. Та необходимость, которая выявилась [здесь], формальна, так как ее
- 2. Эта возможность как в-себе-бытие реальной действительности сама есть
- 3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
- 1. Причина первоначальна по отношению к действию. - Субстанция как мощь
- 2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
- 2. Но определенность отношения причинности, состоящая в том, что
- 3. Теперь следует посмотреть, чтб получилось в результате движения
- 1. Субстанция как абсолютная мощь или соотносящаяся с собой
- 2. Второй момент - это для-себя-бытие, иначе говоря, то, что мощь
- 3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
- Ich denke), или самосознания. - Это положение составляет так называемую
- 83) Начинает обсуждать в отношении логики старый и знаменитый вопрос: что
- 1. Поэтому единичность являет себя прежде всего как рефлексия понятия в
- 2. Но единичность - это не только возвращение понятия в само себя, но
- 1 Субъект и предикат, как было указано, суть прежде всего имена
- 2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
- 3. Если оба предложения - формы и содержания:
- 1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
- 2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное
- 3. Особенность, оказавшаяся положительным определением отрицательного
- 35, То этот род имеет в самом себе определенность, составляющую принцип его
- 1. Умозаключение, каково оно непосредственно, имеет своими моментами
- 2. В непосредственном рассудочном умозаключении термины имеют форму
- 3. Определения умозаключения суть определения содержания, поскольку они
- 1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто
- 2. Но термины пока еще непосредственные определенности;
- 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
- 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной
- 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но
- 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет
- 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два
- 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. Е. ]
- 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
- 1 Умозаключение общности есть совершенное рассудочное умозаключение, но
- 2. Но это рефлективное совершенство умозаключения делает его именно
- 3. При рассмотрении умозаключения наличного бытия из понятия
- 1. Умозаключение общности подпадает под схему первой фигуры: е-о-в,
- 2 Вторая фигура формального умозаключения (b-e-o) потому не
- 3. Индукция - это скорее по существу своему еще субъективное
- 1. Это умозаключение имеет своей абстрактной схемой третью фигуру
- 2. Аналогия тем поверхностнее, чем в большей мере то всеобщее, в котором
- 1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками
- 2. Это умозаключение как первое и тем самым непосредственное
- 3. Но в этом умозаключении субъективно еще то, что указанное тождество
- 1. Гипотетическое суждение содержит лишь небходимое соотношение без
- 2. Прежде всего соотношение гипотетического суждения есть необходимость,
- 3. Гипотетическим умозаключением представлено прежде всего необходимое
- 2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в
- 3. Так как определенность одного объекта заключена в другом объекте то
- 1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного
- 2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их
- 3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.
- 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты
- 3. Тем самым эти объекты-стихии освобождены от химической напряженности;
- 1 В своем соотношении со средством цель уже рефлектирована в себя- но ее
- 2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
- 3. Тем самым получается в результате, что внешняя целесообразность,
- 1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
- 2. Этот процесс, присущий живой индивидуальности, ограничен ею самой и
- 3. Только что рассмотренная идея и есть понятие живого субъекта и его
- 1. Дефиниция (Die Definition)
- 2. Членение (Die Einteilung)
- 2. Опосредствование, которое должно быть теперь рассмотрено подробнее,
- 76. Против этого плоского взгляда необходимо прибегнуть к "плоскому
- 1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
- 2. Конкретная тотальность, образующая начало, имеет, как таковая, в самой