3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
а) причина действует на пассивную субстанцию, изменяет ее определение; но
это определение есть положенность, в ней нет ничего иного, что можно было бы
изменять; другое же определение, которое она получает, - это причинность;
пассивная субстанция становится, следовательно, причиной, силой и
деятельностью; Ь) действие полагается в ней причиной; но положенное причиной
есть сама причина, тождественная с собой в действовании; именно эта причина
и полагает себя вместо пассивной субстанции. - Точно так же и в отношении
активной субстанции а) действование есть превращение (das Obersetzen)
причины в действие, в ее иное, в положенность, и в) в действии причина
проявляет себя как то, что она есть; действие тождественно с причиной, а не
есть нечто иное; причина, следовательно, обнаруживает в действовании
положенность как то, что она есть по существу своему. - Таким образом,
каждый из этих моментов становится противоположностью самого себя с обеих
сторон - со стороны тождественного и со стороны отрицательного соотнесения
другого с ним; но каждый становится этой противоположностью [так ], что
другой, следовательно и каждый, остается тождественным с самим собой. - Но и
то и другое, и тождественное и отрицательное соотнесение, есть одно и то же;
субстанция тождественна с самой собой лишь в своей противоположности, и
это составляет абсолютное тождество субстанций, положенных как две
субстанции. Активная субстанция обнаруживает себя как причина или
первоначальная субстанциальность через действование, т. е. полагая себя как
противоположность самой себя, что есть в то же время снятие ее
предположенного инобытия, пассивной субстанции. Наоборот, через воздействие
положенность обнаруживает себя как положенность, отрицательное - как
отрицательное и, стало быть, пассивная субстанция - как соотносящаяся с
собой отрицательность; и причина в этом ином самой себя всецело сливается
лишь с собой. Следовательно, через это полагание предположенная или сущая в
себе первоначальность становится для себя; но это в-себе-и-для-себя-бытие
имеется лишь благодаря тому, что это полагание есть также снятие
предположенного, иначе говоря, благодаря тому, что абсолютная субстанция
возвратилась к самой себе лишь из своей положенности и в своей положенности
и потому абсолютна. Это взаимодействие есть тем самым явление, вновь
снимающее себя, раскрытие (Offenbarung) видимости причинности, в которой
причина дана как причина, [выявление того], что она есть видимость. Эта
бесконечная рефлексия в само себя, [состоящая в том ], что
в-себе-и-для-себя-бытие есть лишь благодаря тому, что оно положенность, есть
завершение субстанции. Но это завершение есть уже не сама субстанция, а
нечто высшее - понятие, субъект. Переход отношения субстанциальности
совершается по его собственной имманентной необходимости и есть не что иное,
как обнаружение самой этой субстанциальности, обнаружение того, что понятие
есть ее истина и что свобода есть истина необходимости.
Уже ранее, во второй книге "Объективной логики", было упомянуто, что
философия, которая становится на позицию субстанции и остается на ней, есть
система Спинозы. Там же указано и на неудовлетворительность этой системы как
по форме, так и по содержанию. Но иное дело - опровержение этой системы.
Относительно опровержения какой-либо философской системы было также сделано
в другом месте общее замечание, что при этом следует отвергнуть превратное
представление, будто система должна быть изображена как совершенно ложная, а
истинная система, напротив, как лишь противоположная ложной. Из той связи, в
которой здесь выступает система Спинозы, само собой вытекает подлинный
взгляд на нее и на вопрос о том, истинна ли она или ложна. Отношение
субстанциальности возникло благодаря природе сущности; это отношение, равно
как изложение его, развернутое до целостности в той или иной системе, есть
поэтому необходимая позиция, на которую становится абсолютное. Такую позицию
не следует поэтому рассматривать как мнение, как субъективный, произвольный
способ представления и мышления того или иного индивида, как заблуждение
спекуляции; скорее спекуляция на своем пути необходимо переходит на эту
позицию, и в этом случае система совершенно истинна. - Но это не высшая
позиция. Тем не менее система в этом случае не может рассматриваться как
ложная, как требующая опровержения и могущая быть опровергнутой, а в ней
следует рассматривать как ложное лишь признание ее позиции за наивысшую.
Истинная система не может поэтому и находиться к ней лишь в отношении
противоположности, ибо в таком случае это противоположенное само было бы
чем-то одно сторонним. Как высшее она должна скорее содержать внутри себя
низшее.
Далее, опровержение не должно идти извне, т. е. не должно исходить из
допущений, которые находятся вне опровергаемой системы и которым она не
соответствует. Этой системе следует только не признавать этих допущений;
недостаток есть недостаток лишь для тех, кто исходит из основанных на них
потребностей и требований. Тем самым было признано, что для тех, кто не
предполагает для себя как безусловное (entschieden) свободу и
самостоятельность сознающего себя субъекта и не исходит из этой предпосылки,
непосильно какое-либо опровержение спинозизма. Да и, кроме того, столь
высокая и внутри себя уже столь развитая (reicher) точка зрения, как
отношение субстанциальности, не игнорирует эти допущения, а содержит их:
мышление - один из атрибутов спинозовской субстанции. Эта точка зрения,
наоборот, умеет растворить определения, при которых эти допущения
противоречат ей, и поглотить их, так что они выступают в этой же системе, но
в соответствующих ей модификациях. Суть (Nerv) внешнего опровержения
сводится в таком случае лишь к тому, чтобы со своей стороны решительно и
твердо придерживаться противоположных форм указанных допущений, например,
абсолютного самодовления мыслящего индивида - в противоположность той форме,
в какой мышление полагается тождественным с протяжением в абсолютной
субстанции. Истинное опровержение должно вникнуть в то, что составляет
сильную сторону противника, и поставить себя в сферу действия этой силы;
нападать же на него и одерживать над ним верх там, где его нет, не помогает
сути дела (Sache). Поэтому единственное опровержение спинозизма может
состоять лишь в том, что его точка зрения признается, во-первых,
существенной и необходимой, но что, во-вторых, эту точку зрения поднимают до
более высокой точки зрения, исходя из нее самой. Отношение
субстанциальности, рассматриваемое всецело лишь в себе самом и для самого
себя, переводит себя в свою противоположность, в понятие. Поэтому
содержащаяся в предыдущей книге экспозиция субстанции, приводящая к понятию,
есть единственное и истинное опровержение спинозизма. Она есть раскрытие
субстанции, а это раскрытие есть генезис понятия, главные моменты которого
сопоставлены выше. - Единство субстанции есть ее отношение необходимости; но
как такое оно лишь внутренняя необходимость; полагая себя через момент
абсолютной отрицательности, оно становится обнаружившим себя или положенным
тождеством и тем самым свободой, которая есть тождество понятия. Понятие -
результирующая из взаимодействия тотальность - есть единство обеих
взаимодействующих субстанций, но так, что они отныне принадлежат свободе,
поскольку они теперь уже обладают тождеством не как чем-то слепым, т. е.
внутренним, а имеют по существу своему определение - быть видимостью или
моментами рефлексии, вследствие чего каждая столь же непосредственно слилась
со своим иным или со своей положенностью и каждая содержит свою положенность
внутри себя самой и, стало быть, положена в своем ином всецело лишь как
тождественная с собой.
В понятии открылось поэтому царство свободы. Понятие свободно (ist das
freie), потому что в себе и для себя сущее тождество, которое составляет
необходимость субстанции, дано в то же время как снятое или как
положенность, а эта положенность, как соотносящаяся с самой собой, и есть
указанное тождество. Взаимная непроницаемость (Dunkelheit) субстанций,
находящихся в причинном отношении, исчезла, так как первоначальность их
са-модовления перешла в положенность и благодаря этому стала прозрачной для
самой себя ясностью; первоначальная суть первоначальна, лишь поскольку она
причина самой себя, а это и есть субстанция, высвобожденная в качестве
понятия.
Отсюда для понятия сразу же вытекает следующее более точное определение.
Так как в-себе-и-для-себя-бытие непосредственно дано как положенность, то
понятие в своем простом соотношении с самим собой есть абсолютная
определенность, которая, однако, как соотносящаяся лишь с собой есть точно
так же непосредственно простое тождество. Но это соотношение определенности
с самой собой как ее слияние (Zusammengehen) с собой есть также отрицание
определенности, и понятие как это равенство с самим собой есть всеобщее. Но
это тождество имеет точно так же и определение отрицательности: оно
отрицание, или определенность, которая соотносится с собой; как такое,
понятие есть единичное. Каждое из них есть тотальность, каждое содержит
внутри себя определение другого, и потому эти тотальности суть в такой же
мере просто лишь одна тотальность, в какой это единство есть расщепление
самого себя, превращение себя в свободную видимость этой раздвоенности,
раздвоенности, выступающей в различии между единичным и всеобщим как полная
противоположность, которая, однако, настолько есть видимость, что когда
постигается и высказывается одно, при этом непосредственно постигается и
высказывается другое.
Только что изложенное следует рассматривать как понятие понятия. Может
показаться, что это понятие не согласуется с тем, чтб обычно понимают под
понятием, и можно было бы потребовать, чтобы было указано, каким образом то,
чтб здесь оказалось понятием, содержится в других представлениях или
объяснениях. Однако, с одной стороны, здесь не может идти речь о
подтверждении, основанном на авторитете обыденного понимания; в науке о
понятии его содержание и определение может быть подтверждено только
посредством имманентной дедукции, содержащей его генезис, и эта дедукция уже
находится позади нас. С другой стороны, дедуцированное здесь понятие
необходимо распознать в том самом, что обычно предлагается как понятие
понятия. Но не так-то легко выяснить то, чтб другие говорили о природе
понятия. Ведь большей частью они вовсе не занимаются отыскиванием этой
природы и предполагают, что когда говорят о понятии, каждому уже само собой
понятно, о чем идет речь. В последнее время можно было тем более считать
себя избавленными от возни с понятием, что, подобно тому как одно время было
модой всячески поносить воображение, а затем и память, так и в философии уже
с давних пор сделалось привычкой, сохранившейся отчасти еще и поныне,
по-всякому порочить понятие, делать его - высшую форму (das Hochste)
мышления - предметом презрения и, напротив, считать вершиной в науке и
морали непостижимое я отказ от постижения " (Nichtbegreifen).
Я ограничусь здесь одним замечанием, которое может помочь пониманию
разбираемых здесь понятий и облегчить ориентироваться в них. Понятие,
достигшее такого существования (Existenz), которое само свободно, есть не
что иное, как Я, или чистое самосознание. Правда, я обладаю понятиями, т. е.
определенными понятиями, но Я есть само чистое понятие, которое как понятие
достигло наличного бытия. Поэтому, если напомнить об основных определениях,
составляющих природу Я, то можно предположить, что напоминают о чем-то
известном, т. е. привычном для представления. Но Я, во-первых, это чистое,
соотносящееся с собой единство, и оно таково не непосредственно, а только
тогда, когда оно абстрагируется от всякой определенности и всякого
содержания и возвращается к свободе беспредельного равенства с самим собой.
Как такое, оно всеобщность, - единство, которое лишь через то отрицательное
отношение, которое выступает как абстрагирование, есть единство с собой и
потому содержит внутри себя растворенной всякую определенность
(Bestimmtsein). Во-вторых, Я как соотносящаяся с самой собой отрицательность
есть столь же непосредственно единичность, абсолютная определенность,
противопоставляющая себя иному и исключающая это иное, - индивидуальная
личность (Personlichkeit). Эта абсолютная всеобщность, которая столь же
непосредственно есть абсолютная разъединенность (Vereinzelung), и такое
в-себе-и-для-себя-бытие, которое всецело есть положенность и есть это
в-себе-и-для-себя-бытие лишь благодаря единству с положенностью, составляют
и природу Я, и природу понятия; о том и другом ничего нельзя понять, если не
воспринимать оба указанных момента одновременно и в их абстрактности, и в их
полном единстве.
Когда, как это обычно принято, говорят о рассудке, которым я обладаю, под
этим понимают некоторую способность или свойство, находящееся в таком
отношении к Я, в каком свойство вещи находится к самой вещи, - к
неопределенному субстрату, который не есть истинное основание своего
свойства и не определяет его. 'Согласно этому представлению, я обладаю
понятиями и понятием точно так же, как я обладаю сюртуком, цветом и другими
внешними свойствами. - Кант возвысился над этим внешним отношением между
рассудком как способностью обладать понятиями (des Vennogens der Begriffe) и
самим понятием до [точки зрении] Я. Один из самых глубоких и самых
правильных взглядов, имеющихся в "Критике [чистого] разума", - это взгляд,
согласно которому единство, составляющее сущность понятия, есть
первоначально-синтетическое единство апперцепции, единство "я мыслю" (des:
- Гегель г.В.Ф. Наука логики
- 1. Единство бытия и ничто
- 2. Моменты становления (Momente des Werdens)
- 3. Снятие становления (Aufheben des Werdens)
- 2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
- 1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится
- 2. Наполнение в-себе-бытия определенностью также отлично от той
- 3. Бытие-для-иного есть неопределенная, утвердительная общность нечто со
- Idees etc ). Стало быть, не только вечные истины и идеи (сущности) вещей, но
- 1. Количество содержит оба момента - непрерывность и дискретность. Оно
- 2. Непосредственное количество есть непрерывная величина. Но количество
- 2. Ближайшее определение - равенство считываемых чисел. Благодаря этому
- 3. Оба числа, которые определены одно относительно другого как единица и
- 5), Платон говорил, что помимо чувственного и идей посередине между ними
- 2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая
- 3. В числе определенное количество положено в своей полной
- Раздел 2. Величина (количество)
- 1. Бесконечное определенное количество как бесконечно большое или
- 1 (Единицей), потому что приращение всегда встречается в разложении только
- X/y . Уравнение есть уравнение кривой, а это отношение, целиком зависящее от
- 357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
- 2At есть часть движения как некоторой суммы, дает ложную видимость положения
- 3. Согласно этому, оба они составляют, собственно говоря, лишь одно
- 1. Отношение, как оно получилось теперь, есть снятое прямое отношение;
- 2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
- 3. Но тем самым получился переход обратного отношения в другое
- 1. Определенное количество, полагающее себя в своем инобытии
- 2. Степенное отношение представляется сначала внешним изменением,
- 1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
- 1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его
- 2. Но что изменение, выступающее как чисто количественное, переходит
- 3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
- 1. Качественная, в себе определенная сторона определенного количества
- 2. В мере появляется сущностное определение переменной величины, ибо она
- 2. Непосредственно определенный квант, как таковой, хотя вообще он как
- 3. Мера определилась тем самым как специфицированное отношение величин,
- 1. Если бы нечто, соединяемое с иным, а также и это иное, было бы тем,
- 2. Это соединение с несколькими [нечто ], которые также суть в самих себе
- 3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное
- 1. Редукцией считавшихся сначала самостоятельными отношений меры [к
- 2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не
- 3. А именно каждое качество вступает внутри каждой стороны в соотношение
- 1. Бытие есть видимость. Бытие видимости состоит единственно лишь в
- 2. Видимость, следовательно, содержит некоторую непосредственную
- 1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
- 2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
- 2. Положенность еще не есть определение рефлексии; она лишь
- 3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
- 1. Сущность есть простая непосредственность как снятая
- 2. Это тождество есть прежде всего сама сущность, а еще не ее
- 2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,
- 2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней
- 3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
- 3. Противоположность (Der Gegensatz)
- 1. Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты; в разности они
- 2. Противоречие разрешается.
- 3. С этой положительной стороны, с которой самостоятельность как
- 1. Сущность, становится материей, когда ее рефлексия определяет себя так,
- 2. Поэтому форма определяет материю, а материя определяется формой. - Так
- 3. Форма, поскольку она предполагает материю как свое иное, конечна. Она
- 1. В реальном основании основание как содержание и основание как
- 2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.
- 3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания;
- 1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что
- 2. Нечто есть не через свое условие; его условие - это не его основание.
- 3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
- Vervollstandigt sich zur Erscheinung).
- In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
- 1. Вещь-в-себе - это существующее как существенное непосредственное,
- 2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,
- 3. Эта внешняя рефлексия есть теперь отношение вещей-в-себе друг к другу,
- 1. Явление - это существующее, опосредствованное своим отрицанием,
- 2. Следовательно, закон - это положительное в опосредство-вании
- 3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления
- 1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
- 2. В себе и для себя сущий мир есть тотальность существования; вне его
- 2" Это отношение содержит, стало быть, самостоятельность сторон и точно
- 1. Отношение между целым и частями есть непосредственное отношение;
- 2. Таким образом, они разные определения формы, имеющие тождественную
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего - это
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего-это
- 3. Эта действительность не первая, а рефлектированная действительность,
- 1. Та необходимость, которая выявилась [здесь], формальна, так как ее
- 2. Эта возможность как в-себе-бытие реальной действительности сама есть
- 3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
- 1. Причина первоначальна по отношению к действию. - Субстанция как мощь
- 2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
- 2. Но определенность отношения причинности, состоящая в том, что
- 3. Теперь следует посмотреть, чтб получилось в результате движения
- 1. Субстанция как абсолютная мощь или соотносящаяся с собой
- 2. Второй момент - это для-себя-бытие, иначе говоря, то, что мощь
- 3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
- Ich denke), или самосознания. - Это положение составляет так называемую
- 83) Начинает обсуждать в отношении логики старый и знаменитый вопрос: что
- 1. Поэтому единичность являет себя прежде всего как рефлексия понятия в
- 2. Но единичность - это не только возвращение понятия в само себя, но
- 1 Субъект и предикат, как было указано, суть прежде всего имена
- 2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
- 3. Если оба предложения - формы и содержания:
- 1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
- 2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное
- 3. Особенность, оказавшаяся положительным определением отрицательного
- 35, То этот род имеет в самом себе определенность, составляющую принцип его
- 1. Умозаключение, каково оно непосредственно, имеет своими моментами
- 2. В непосредственном рассудочном умозаключении термины имеют форму
- 3. Определения умозаключения суть определения содержания, поскольку они
- 1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто
- 2. Но термины пока еще непосредственные определенности;
- 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
- 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной
- 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но
- 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет
- 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два
- 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. Е. ]
- 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
- 1 Умозаключение общности есть совершенное рассудочное умозаключение, но
- 2. Но это рефлективное совершенство умозаключения делает его именно
- 3. При рассмотрении умозаключения наличного бытия из понятия
- 1. Умозаключение общности подпадает под схему первой фигуры: е-о-в,
- 2 Вторая фигура формального умозаключения (b-e-o) потому не
- 3. Индукция - это скорее по существу своему еще субъективное
- 1. Это умозаключение имеет своей абстрактной схемой третью фигуру
- 2. Аналогия тем поверхностнее, чем в большей мере то всеобщее, в котором
- 1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками
- 2. Это умозаключение как первое и тем самым непосредственное
- 3. Но в этом умозаключении субъективно еще то, что указанное тождество
- 1. Гипотетическое суждение содержит лишь небходимое соотношение без
- 2. Прежде всего соотношение гипотетического суждения есть необходимость,
- 3. Гипотетическим умозаключением представлено прежде всего необходимое
- 2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в
- 3. Так как определенность одного объекта заключена в другом объекте то
- 1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного
- 2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их
- 3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.
- 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты
- 3. Тем самым эти объекты-стихии освобождены от химической напряженности;
- 1 В своем соотношении со средством цель уже рефлектирована в себя- но ее
- 2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
- 3. Тем самым получается в результате, что внешняя целесообразность,
- 1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
- 2. Этот процесс, присущий живой индивидуальности, ограничен ею самой и
- 3. Только что рассмотренная идея и есть понятие живого субъекта и его
- 1. Дефиниция (Die Definition)
- 2. Членение (Die Einteilung)
- 2. Опосредствование, которое должно быть теперь рассмотрено подробнее,
- 76. Против этого плоского взгляда необходимо прибегнуть к "плоскому
- 1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
- 2. Конкретная тотальность, образующая начало, имеет, как таковая, в самой