logo search
gegel_fridrih_nauka_logiki

1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто

связано с качественной определенностью как со всеобщей не само по себе, а

через случайность или в единичности. В таком качестве субъект умозаключения

не вернулся к своему понятию а постигнут лишь в своей внешности

(Ausserlichkeit);

непосредственность составляет основание соотношения и, стало быть,

опосредствование; поэтому единичное есть поистине середина.

Но далее, соотношение умозаключения есть снятие непосредственности;

заключение-это не непосредственное соотношение, а соотношение через нечто

третье; оно поэтому содержит отрицательное единство; поэтому

опосредствование определено теперь как содержащее отрицательный момент.

В этом втором умозаключении посылками служат О-Е и Е-В- лишь первая из

этих посылок есть еще непосредственная;

вторая же (Е-В) уже опосредствована, а именно первым умозаключением;

второе умозаключение предполагает поэтому первое, равно как и наоборот,

первое предполагает второе. - Оба крайних члена определены здесь друг

относительно друга как особенное и всеобщее; всеобщее ввиду этого сохраняет

еще свое место: оно предикат; но особенное переменило свое место: оно

субъект, иначе говоря, положено в определении единичности как крайнего

члена, подобно тому как единичное положено с определением середины, т. е.

особенности. Поэтому оба уже не абстрактные непосредственности, какими они

были в первом умозаключении. Однако они еще не положены как конкретные; так

как каждое из них находится на месте другого, то оно положено в своем

собственном определении и в то же время - однако лишь внешним образом-в

другом определении.

Определенный и объективный смысл этого умозаключения в том что всеобщее

есть определенное особенное не в себе и для себя (ибо оно скорее тотальность

своих особенных); нет, такой-то из его видов существует через единичность;

другие же из его видов исключены из него непосредственной внешностью (die

anderen seiner Arten sind durch die unmittelbare Aufierlichkeit von ihm

ausgeschlossen). С другой стороны, особенное есть всеобщее точно так же не

непосредственно и само по себе, а [так, что] отрицательное единство

сбрасывает с него определенность и этим возводит его во всеобщность. -

Единичность относится к особенному отрицательно постольку, поскольку она

должна быть его предикатом; это не предикат особенного.