1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
которому соответствует его объективность; но эта объективность соответствует
ему лишь постольку, поскольку оно отрицательное единство этой внешности, т.
е. поскольку оно полагает ее как соответствующую себе. Бесконечное
соотношение понятия с самим собой как отрицательность есть процесс
самоопределения, расщепление понятия на себя как субъективную единичность и
на себя как безразличную всеобщность. Идея жизни в своей непосредственности
- это еще только творческая всеобщая душа. В силу этой непосредственности
первое отрицательное соотношение идеи внутри самой себя есть ее
самоопределение как понятия, - полагание в себе, которое лишь как
возвращение в себя есть для-себя-бытие, творческое предпола-гание. Через
этот процесс самоопределения всеобщая жизнь есть некоторое особенное; тем
самым она разделилась на два крайних члена суждения, которое непосредственно
становится умозаключением.
Определения противоположности суть всеобщие определения
понятия, ибо именно понятию свойственно раздвоение; но полное
осуществление (Erfullung) этих определений есть идея. Одна сторона
[раздвоения] есть единство понятия и реальности, которое есть идея, - как
непосредственное единство, которое раньше обнаруживалось как объективность.
Однако здесь это единство имеет другое определение. Там оно было единством
понятия и реальности, поскольку понятие перешло в объективность, в которой
оно утрачено, и только; понятие не противостояло ей, иначе говоря, так как
понятие есть для нее нечто лишь внутреннее, то оно лишь внешняя ей
рефлексия. Та объективность есть поэтому непосредственным образом само
непосредственное. Напротив, здесь объективность есть лишь возникшее из
понятия, так что суть ее-в положенности и в том что она выступает как нечто
отрицательное. - Ее следует рассматривать как сторону всеобщности понятия,
стало быть, как абстрактную всеобщность, присущую по существу своему лишь
субъекту и в безразличной к нему форме непосредственного, самого по себе
положенного бытия. Поэтому тотальность понятия, присущая объективности, как
бы лишь заимствована; остаток самостоятельности, сохраняющийся в ней по
отношению к субъекту - это то бытие, которое, согласно своей истине, есть
лишь указанный выше момент понятия, которое как предполагающее находится на
ступени первой определенности в себе сущего пола-гания еще не выступающего
как полагание, как рефлектирован-ное в себя единство. Возникнув из идеи,
самостоятельная объективность есть, следовательно, непосредственное бытие
только как предикат суждения, в котором понятие самоопределяется, - есть
бытие, хотя и отличное от субъекта, но в то же время по существу своему
положенное как момент понятия.
По содержанию эта объективность есть тотальность понятия, которой,
однако, противостоит его субъективность или отрицательное единство,
составляющее истинную центричность, а именно его свободное единство с самим
собой. Этот субъект есть идея в форме единичности как простое, но
отрицательное тождество с собой - живой индивид.
Живой индивид есть, во-первых, жизнь как душа, как понятие самого себя,
совершенно определенное внутри себя, как начинающий самодвижущий принцип.
Понятие содержит в своей простоте заключенную внутри себя определенную уже
внешность как простой момент. - Но, далее, в своей непосредственности эта
душа непосредственно внешняя и в самой себе обладает объективным бытием; это
подчиненная цели реальность, непосредственное средство, прежде всего
объективность, как предикат субъекта; но эта объективность есть, далее,
также и средний член умозаключения; телесность души есть то, посредством
чего она связывает себя с внешней объективностью. - Живое обладает
телесностью прежде всего как реальность, непосредственно тождественная с
понятием; как реальность оно вообще обладает этой телесностью от природы.
А так как эта объективность есть предикат индивида и принята в
субъективное единство, то ей не свойственны прежние определения объекта,
механическое или химическое отношение, а тем более абстрактные рефлективные
отношения целого и частей и тому подобное. Как внешность, она, правда,
способна к таким отношениям, но в таком случае она не живое наличное бытие.
Если живое берут как целое, состоящее из частей, как нечто такое, на что
воздействуют механические или химические причины, как механический и
химический продукт, либо просто как таковой, либо же определенный внешней
целью, то понятие становится внешним ему, живое берется как нечто мертвое.
Так как понятие ему имманентно, то целесообразность живого следует понимать
как внутреннюю целесообразность; понятие дано в живом как определенное
понятие, различенное от своей внешности 65 и в своем различении проникающее
ее и тождественное с собой. Эта объективность живого есть организм; она
средство, орудие цели, совершенно, целесообразна, так как понятие составляет
ее субстанцию; но именно потому само это средство и орудие есть
осуществленная цель, в которой субъективная цель тем самым непосредственно
соединена с самой собой. По своей внешности организм есть многообразие не
частей, а членов, которые как таковые а) существуют только в
индивидуальности;
они отделимы, поскольку они внешние и могут быть постигнуты по этой
внешности; но когда их отделяют, они снова подчиняются механическим и
химическим отношениям обычной объективности.
b) Их внешность противостоит отрицательному единству живой
индивидуальности; поэтому живая индивидуальность есть импульс к полаганию
абстрактного момента определенности понятия как реального различия; будучи
непосредственным, это различие есть импульс каждого единичного,
специфического момента к продуцированию себя, а также возведению своей
особенности во всеобщность, к снятию других, внешних ему, моментов, к
порождению себя за их счет, но в равной мере к снятию самого себя и
превращению себя в средство для других.
- Гегель г.В.Ф. Наука логики
- 1. Единство бытия и ничто
- 2. Моменты становления (Momente des Werdens)
- 3. Снятие становления (Aufheben des Werdens)
- 2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
- 1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится
- 2. Наполнение в-себе-бытия определенностью также отлично от той
- 3. Бытие-для-иного есть неопределенная, утвердительная общность нечто со
- Idees etc ). Стало быть, не только вечные истины и идеи (сущности) вещей, но
- 1. Количество содержит оба момента - непрерывность и дискретность. Оно
- 2. Непосредственное количество есть непрерывная величина. Но количество
- 2. Ближайшее определение - равенство считываемых чисел. Благодаря этому
- 3. Оба числа, которые определены одно относительно другого как единица и
- 5), Платон говорил, что помимо чувственного и идей посередине между ними
- 2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая
- 3. В числе определенное количество положено в своей полной
- Раздел 2. Величина (количество)
- 1. Бесконечное определенное количество как бесконечно большое или
- 1 (Единицей), потому что приращение всегда встречается в разложении только
- X/y . Уравнение есть уравнение кривой, а это отношение, целиком зависящее от
- 357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
- 2At есть часть движения как некоторой суммы, дает ложную видимость положения
- 3. Согласно этому, оба они составляют, собственно говоря, лишь одно
- 1. Отношение, как оно получилось теперь, есть снятое прямое отношение;
- 2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
- 3. Но тем самым получился переход обратного отношения в другое
- 1. Определенное количество, полагающее себя в своем инобытии
- 2. Степенное отношение представляется сначала внешним изменением,
- 1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
- 1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его
- 2. Но что изменение, выступающее как чисто количественное, переходит
- 3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
- 1. Качественная, в себе определенная сторона определенного количества
- 2. В мере появляется сущностное определение переменной величины, ибо она
- 2. Непосредственно определенный квант, как таковой, хотя вообще он как
- 3. Мера определилась тем самым как специфицированное отношение величин,
- 1. Если бы нечто, соединяемое с иным, а также и это иное, было бы тем,
- 2. Это соединение с несколькими [нечто ], которые также суть в самих себе
- 3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное
- 1. Редукцией считавшихся сначала самостоятельными отношений меры [к
- 2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не
- 3. А именно каждое качество вступает внутри каждой стороны в соотношение
- 1. Бытие есть видимость. Бытие видимости состоит единственно лишь в
- 2. Видимость, следовательно, содержит некоторую непосредственную
- 1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
- 2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
- 2. Положенность еще не есть определение рефлексии; она лишь
- 3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
- 1. Сущность есть простая непосредственность как снятая
- 2. Это тождество есть прежде всего сама сущность, а еще не ее
- 2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,
- 2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней
- 3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
- 3. Противоположность (Der Gegensatz)
- 1. Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты; в разности они
- 2. Противоречие разрешается.
- 3. С этой положительной стороны, с которой самостоятельность как
- 1. Сущность, становится материей, когда ее рефлексия определяет себя так,
- 2. Поэтому форма определяет материю, а материя определяется формой. - Так
- 3. Форма, поскольку она предполагает материю как свое иное, конечна. Она
- 1. В реальном основании основание как содержание и основание как
- 2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.
- 3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания;
- 1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что
- 2. Нечто есть не через свое условие; его условие - это не его основание.
- 3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
- Vervollstandigt sich zur Erscheinung).
- In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
- 1. Вещь-в-себе - это существующее как существенное непосредственное,
- 2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,
- 3. Эта внешняя рефлексия есть теперь отношение вещей-в-себе друг к другу,
- 1. Явление - это существующее, опосредствованное своим отрицанием,
- 2. Следовательно, закон - это положительное в опосредство-вании
- 3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления
- 1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
- 2. В себе и для себя сущий мир есть тотальность существования; вне его
- 2" Это отношение содержит, стало быть, самостоятельность сторон и точно
- 1. Отношение между целым и частями есть непосредственное отношение;
- 2. Таким образом, они разные определения формы, имеющие тождественную
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего - это
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего-это
- 3. Эта действительность не первая, а рефлектированная действительность,
- 1. Та необходимость, которая выявилась [здесь], формальна, так как ее
- 2. Эта возможность как в-себе-бытие реальной действительности сама есть
- 3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
- 1. Причина первоначальна по отношению к действию. - Субстанция как мощь
- 2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
- 2. Но определенность отношения причинности, состоящая в том, что
- 3. Теперь следует посмотреть, чтб получилось в результате движения
- 1. Субстанция как абсолютная мощь или соотносящаяся с собой
- 2. Второй момент - это для-себя-бытие, иначе говоря, то, что мощь
- 3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
- Ich denke), или самосознания. - Это положение составляет так называемую
- 83) Начинает обсуждать в отношении логики старый и знаменитый вопрос: что
- 1. Поэтому единичность являет себя прежде всего как рефлексия понятия в
- 2. Но единичность - это не только возвращение понятия в само себя, но
- 1 Субъект и предикат, как было указано, суть прежде всего имена
- 2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
- 3. Если оба предложения - формы и содержания:
- 1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
- 2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное
- 3. Особенность, оказавшаяся положительным определением отрицательного
- 35, То этот род имеет в самом себе определенность, составляющую принцип его
- 1. Умозаключение, каково оно непосредственно, имеет своими моментами
- 2. В непосредственном рассудочном умозаключении термины имеют форму
- 3. Определения умозаключения суть определения содержания, поскольку они
- 1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто
- 2. Но термины пока еще непосредственные определенности;
- 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
- 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной
- 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но
- 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет
- 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два
- 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. Е. ]
- 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
- 1 Умозаключение общности есть совершенное рассудочное умозаключение, но
- 2. Но это рефлективное совершенство умозаключения делает его именно
- 3. При рассмотрении умозаключения наличного бытия из понятия
- 1. Умозаключение общности подпадает под схему первой фигуры: е-о-в,
- 2 Вторая фигура формального умозаключения (b-e-o) потому не
- 3. Индукция - это скорее по существу своему еще субъективное
- 1. Это умозаключение имеет своей абстрактной схемой третью фигуру
- 2. Аналогия тем поверхностнее, чем в большей мере то всеобщее, в котором
- 1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками
- 2. Это умозаключение как первое и тем самым непосредственное
- 3. Но в этом умозаключении субъективно еще то, что указанное тождество
- 1. Гипотетическое суждение содержит лишь небходимое соотношение без
- 2. Прежде всего соотношение гипотетического суждения есть необходимость,
- 3. Гипотетическим умозаключением представлено прежде всего необходимое
- 2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в
- 3. Так как определенность одного объекта заключена в другом объекте то
- 1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного
- 2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их
- 3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.
- 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты
- 3. Тем самым эти объекты-стихии освобождены от химической напряженности;
- 1 В своем соотношении со средством цель уже рефлектирована в себя- но ее
- 2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
- 3. Тем самым получается в результате, что внешняя целесообразность,
- 1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
- 2. Этот процесс, присущий живой индивидуальности, ограничен ею самой и
- 3. Только что рассмотренная идея и есть понятие живого субъекта и его
- 1. Дефиниция (Die Definition)
- 2. Членение (Die Einteilung)
- 2. Опосредствование, которое должно быть теперь рассмотрено подробнее,
- 76. Против этого плоского взгляда необходимо прибегнуть к "плоскому
- 1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
- 2. Конкретная тотальность, образующая начало, имеет, как таковая, в самой