logo search
gegel_fridrih_nauka_logiki

2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их

тождественная всеобщность, то столь же необходимо должен быть положен и

другой момент понятия - особенность; поэтому объекты доказывают также свою

самостоятельность, сохраняются как внешние друг другу и в указанной

всеобщности созидают единичность. Это созидание есть противодействие

(Reaktion) вообще. Прежде всего не следует ее понимать как простое снятие

действия (Aktion) и переданной определенности; переданное как всеобщее

положительно наличествует в особенных объектах и обособляется лишь в их

разности. Вот почему переданное остается тем, что оно есть; оно только

распределяется между объектами, иначе говоря, определяется их

партикулярностью. - Причина утрачивает себя в своем ином, в действии,

активность причинной субстанции утрачивает себя в ее действовании;

воздействующий же объект становится лишь чем-то всеобщим; его действование -

это не утрата его определенности, а прежде всего партикуляризация, в силу

которой он, бывший первоначально той целой, единичной в нем определенностью,

становится теперь одним из ее видов, и лишь этим определенность положена как

нечто всеобщее. И то и другое - возведение единичной определенности во

всеобщность в передавании и ее партикуляризация или низведение ее, которая

раньше была лишь "одной", до одного из видов в распределении, - это одно и

то же.

Противодействие равно действию. - Это проявляется, во-первых, так, что

другой объект принял в себя все всеобщее и в этом смысле деятелен теперь по

отношению к первому. Таким образом, его противодействие есть то же самое,

что действие, - взаимное отталкивание толчка. Во-вторых, переданное

объективно; оно, следовательно, остается субстанциальным определением

объектов, когда их разность выступает в качестве предпосылки; всеобщее,

стало быть, в то же время специфицируется в них, и поэтому каждый объект не

только возвращает все действие, но имеет и свою специфическую долю. Но,

в-третьих, противодействие есть постольку совершенно отрицательное действие,

поскольку каждый объект, в силу упругости своей самостоятельности,

отталкивает положенность в нем иного и сохраняет свое соотношение с собой.

Та специфическая особенность переданной определенности в объектах, которая

выше была названа видом, возвращается к единичности, и объект удерживает

свою внешность по отношению к переданной ему всеобщности. Этим действие

переходит в покой. Оно оказывается лишь поверхностным, переходящим

изменением в замкнутой внутри себя безразличной тотальности объекта.