2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
оказывается, что цель в нем лишь внешняя, поскольку он абсолютная
предпосылка по отношению к субъективной цели, а именно поскольку
удовлетворяются тем, что целесообразная деятельность с помощью средства
относится к объекту лишь механически и на место одной безразличной его
определенности полагает другую, столь же внешнюю ему. Подобного рода
определенность, которую цель сообщает объекту, отличается в общем от другой,
чисто механической определенности тем, что первая есть момент единства и,
стало быть, хотя она и внешняя объекту, однако в самой себе не есть нечто
чисто внешнее. Объект, обнаруживающий такое единство, есть целое, к которому
его части - его собственная внешность - безразличны; он определенное,
конкретное единство, соединяющее внутри себя различенные отношения и
определенности. Это единство, которое не может быть постигнуто исходя из
специфической природы объекта и определенное содержание которого отличается
от свойственного объекту содержания, само по себе не есть механическая
определенность, но в объекте оно еще механично. Как в этом продукте
целесообразной деятельности содержание цели и содержание объекта внешни друг
другу, точно так же относятся между собой и в других моментах умозаключения
их определения: в связующем среднем члене - целесообразная деятельность и
объект, служащий средством, а в субъективной цели (другом крайнем члене) -
бесконечная форма, как тотальность понятия и его содержание. По тому
соотношению, которое связывает субъективную цель с объективностью, одна
посылка - соотношение объекта, определенного как средство, с внешним еще
объектом, - так же как и другая, -соотношение субъективной цели с объектом,
который делают средством, - суть непосредственные соотношения. Это
умозаключение страдает поэтому недостатком формального умозаключения вообще:
те соотношения, из которых оно состоит, сами не суть заключения или
опосредствования, а скорее уже предполагают то заключение, средством
получения которого они ленного как средство, с внешним еще объектом, - так
же как и другая, - соотношение субъективной цели с объектом, который делают
средством, - суть непосредственные соотношения. Это умозаключение страдает
поэтому недостатком формального умозаключения вообще: те соотношения, из
которых оно состоит, сами не суть заключения или опосредствования, а скорее
уже предполагают то заключение, средством получения которого они должны
служить.
Если рассматривать одну посылку, - непосредственное соотношение
субъективной цели с объектом, который в силу этого соотношения становится
средством, то окажется, что цель не может соотноситься с объектом
непосредственно; ведь объект есть нечто столь же непосредственное, как и тот
служащий другим крайним членом объект, в котором цель должна быть
осуществлена через опосредствование. Поскольку они таким образом положены
как разные, между этой объективностью и субъективной целью должно быть
вставлено средство, с помощью которого они соотносятся друг с другом; но это
средство точно так же есть уже определенный целью объект, между
объективностью которого и телеологическим определением необходимо вставить
новое средство и так далее до бесконечности. Тем самым положен бесконечный
прогресс опосредствования. - То же самое имеет место и относительно другой
посылки-соотношения средства с еще неопределенным объектом. Так как они
совершенно самостоятельны то они могут быть соединены лишь в чем-то третьем,
и так далее до бесконечности. - Или, наоборот, так как посылки уже
предполагают заключение, то заключение, каково оно через указанные лишь
непосредственные посылки, может быть только несовершенным. Заключение, или
продукт целесообразной деятельности есть не что иное, как объект,
определенный внешней ему целью, стало быть, то же самое, что и средство.
Поэтому в самом таком продукте получилось лишь средство, а не осуществленная
цель; иначе говоря, цель на самом деле не достигла в нем никакой
объективности. - Поэтому совершенно безразлично, рассматривают ли
определенный внешней целью объект как осуществленную цель или только как
средство; это соотносительное, самому объекту внешнее, необъективное
определение Следовательно, все объекты, в которых осуществляется внешняя
цель, суть в такой же мере лишь средства к цели, то что должно быть
употреблено для осуществления той или иной цели и что по существу своему
должно считаться средством - есть то средство назначение которого-быть
израсходованным, но объект который должен содержать осуществленную цель и вы
ступать как ее объективность, тоже преходящ; он точно так" осуществляет свою
цель не через спокойное, самосохраняющее! наличное бытие, а лишь поскольку
он расходуется; ибо он ответствует единству понятия лишь постольку,
поскольку
внешность, т. е. его объективность, снимается в этом единстве. - Дом,
часы могут казаться целями по отношению к орудиям их изготовления; но камни,
балки или колесики, оси и т. д., составляющие действительность цели,
выполняют эту цель лишь через давление, которое они испытывают, через
химические процессы, которым они подвергаются под действием воздуха, света,
воды, через трение и т. д. и от которых они избавляют человека.
Следовательно, они выполняют свое назначение тем, что их употребляют и
расходуют, и тому, чем они должны быть, они соответствуют лишь через свое
отрицание. Они не соединены с целью положительно, потому что они имеют в
самом себе [свое] самоопределение лишь внешним образом и суть лишь
относительные цели или по существу своему лишь средства.
Эти цели, как было показано, имеют вообще ограниченное содержание; их
форма - это бесконечное самоопределение понятия, ограничившего себя из-за
этого содержания до внешней единичности. Ограниченное содержание делает эти
цели несоответствующими бесконечности понятия и неистинными; такая
определенность подвержена становлению и изменению уже через сферу
необходимости, через бытие, и она преходяща.
- Гегель г.В.Ф. Наука логики
- 1. Единство бытия и ничто
- 2. Моменты становления (Momente des Werdens)
- 3. Снятие становления (Aufheben des Werdens)
- 2. Нечто сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein),
- 1. Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится
- 2. Наполнение в-себе-бытия определенностью также отлично от той
- 3. Бытие-для-иного есть неопределенная, утвердительная общность нечто со
- Idees etc ). Стало быть, не только вечные истины и идеи (сущности) вещей, но
- 1. Количество содержит оба момента - непрерывность и дискретность. Оно
- 2. Непосредственное количество есть непрерывная величина. Но количество
- 2. Ближайшее определение - равенство считываемых чисел. Благодаря этому
- 3. Оба числа, которые определены одно относительно другого как единица и
- 5), Платон говорил, что помимо чувственного и идей посередине между ними
- 2. Определить посредством числа, как велико нечто, можно, не устанавливая
- 3. В числе определенное количество положено в своей полной
- Раздел 2. Величина (количество)
- 1. Бесконечное определенное количество как бесконечно большое или
- 1 (Единицей), потому что приращение всегда встречается в разложении только
- X/y . Уравнение есть уравнение кривой, а это отношение, целиком зависящее от
- 357 И ел.), развивая в ней учение о широкой основе природы уравнений и их
- 2At есть часть движения как некоторой суммы, дает ложную видимость положения
- 3. Согласно этому, оба они составляют, собственно говоря, лишь одно
- 1. Отношение, как оно получилось теперь, есть снятое прямое отношение;
- 2. Следует рассмотреть эту качественную природу обратного отношения еще
- 3. Но тем самым получился переход обратного отношения в другое
- 1. Определенное количество, полагающее себя в своем инобытии
- 2. Степенное отношение представляется сначала внешним изменением,
- 1Развитие, которое подобно умеряющей нити тянется через безмерность его
- 1. Мера есть простое соотношение определенного количества с собой, его
- 2. Но что изменение, выступающее как чисто количественное, переходит
- 3. Мера есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее
- 1. Качественная, в себе определенная сторона определенного количества
- 2. В мере появляется сущностное определение переменной величины, ибо она
- 2. Непосредственно определенный квант, как таковой, хотя вообще он как
- 3. Мера определилась тем самым как специфицированное отношение величин,
- 1. Если бы нечто, соединяемое с иным, а также и это иное, было бы тем,
- 2. Это соединение с несколькими [нечто ], которые также суть в самих себе
- 3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное
- 1. Редукцией считавшихся сначала самостоятельными отношений меры [к
- 2. Как эта неразличенность, бытие есть теперь определенность меры уже не
- 3. А именно каждое качество вступает внутри каждой стороны в соотношение
- 1. Бытие есть видимость. Бытие видимости состоит единственно лишь в
- 2. Видимость, следовательно, содержит некоторую непосредственную
- 1. Полагающая рефлексия (Die setzende Reflexion)
- 2. Внешняя рефлексия (Die aufiere Reflexion)
- 2. Положенность еще не есть определение рефлексии; она лишь
- 3. Если же рефлективное определение есть и соотношение, рефлектированное
- 1. Сущность есть простая непосредственность как снятая
- 2. Это тождество есть прежде всего сама сущность, а еще не ее
- 2. Различие в себе есть соотносящееся с собой различие; таким образом,
- 2. В разности как безразличии различия рефлексия стала вообще внешней
- 3. Внешняя рефлексия соотносит разное с одинаковостью и неодинаковостью.
- 3. Противоположность (Der Gegensatz)
- 1. Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты; в разности они
- 2. Противоречие разрешается.
- 3. С этой положительной стороны, с которой самостоятельность как
- 1. Сущность, становится материей, когда ее рефлексия определяет себя так,
- 2. Поэтому форма определяет материю, а материя определяется формой. - Так
- 3. Форма, поскольку она предполагает материю как свое иное, конечна. Она
- 1. В реальном основании основание как содержание и основание как
- 2. Тем самым отношение основания определилось точнее следующим образом.
- 3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания;
- 1. Основание - это то, что непосредственно, а основанное - то, что
- 2. Нечто есть не через свое условие; его условие - это не его основание.
- 3. Следовательно, обе стороны целого, условие и основание, с одной
- Vervollstandigt sich zur Erscheinung).
- In Beziehung) друг с другом. Таким образом, существование есть, в-третьих,
- 1. Вещь-в-себе - это существующее как существенное непосредственное,
- 2. Это иное - рефлексия, которая, будучи определена как внешняя,
- 3. Эта внешняя рефлексия есть теперь отношение вещей-в-себе друг к другу,
- 1. Явление - это существующее, опосредствованное своим отрицанием,
- 2. Следовательно, закон - это положительное в опосредство-вании
- 3. Закон, следовательно, - это существенное явление; он рефлексия явления
- 1. Существующий мир спокойно возвышается до царства законов; ничтожное
- 2. В себе и для себя сущий мир есть тотальность существования; вне его
- 2" Это отношение содержит, стало быть, самостоятельность сторон и точно
- 1. Отношение между целым и частями есть непосредственное отношение;
- 2. Таким образом, они разные определения формы, имеющие тождественную
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего - это
- 3. Первое из рассмотренных нами тождеств внутреннего и внешнего-это
- 3. Эта действительность не первая, а рефлектированная действительность,
- 1. Та необходимость, которая выявилась [здесь], формальна, так как ее
- 2. Эта возможность как в-себе-бытие реальной действительности сама есть
- 3. Стало быть, отрицание реальной возможности-это ее тождество с собой;
- 1. Причина первоначальна по отношению к действию. - Субстанция как мощь
- 2. Этой рефлектированной в себя положенности, определенному как
- 2. Но определенность отношения причинности, состоящая в том, что
- 3. Теперь следует посмотреть, чтб получилось в результате движения
- 1. Субстанция как абсолютная мощь или соотносящаяся с собой
- 2. Второй момент - это для-себя-бытие, иначе говоря, то, что мощь
- 3. Но здесь имеется еще нечто большее, чем только это явление, а именно:
- Ich denke), или самосознания. - Это положение составляет так называемую
- 83) Начинает обсуждать в отношении логики старый и знаменитый вопрос: что
- 1. Поэтому единичность являет себя прежде всего как рефлексия понятия в
- 2. Но единичность - это не только возвращение понятия в само себя, но
- 1 Субъект и предикат, как было указано, суть прежде всего имена
- 2. Поэтому чистым выражением положительного суждения служит прежде всего
- 3. Если оба предложения - формы и содержания:
- 1 Уже выше была речь о том обыденном представлении, согласно которому
- 2. Так как отрицание касается отношения суждения, а отрицательное
- 3. Особенность, оказавшаяся положительным определением отрицательного
- 35, То этот род имеет в самом себе определенность, составляющую принцип его
- 1. Умозаключение, каково оно непосредственно, имеет своими моментами
- 2. В непосредственном рассудочном умозаключении термины имеют форму
- 3. Определения умозаключения суть определения содержания, поскольку они
- 1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том что нечто
- 2. Но термины пока еще непосредственные определенности;
- 3 Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно
- 1. Это третье умозаключение уже не имеет ни одной непосредственной
- 2. Средний член этого умозаключения есть, правда, единство крайних, но
- 3. Объективное значение умозаключения, в котором всеобщее составляет
- 1. Математическое умозаключение гласит: "Если две вещи или два
- 2. Математическое умозаключение считается в математике аксиомой, [т. Е. ]
- 3. Но результат умозаключения наличного бытия - это не только такое
- 1 Умозаключение общности есть совершенное рассудочное умозаключение, но
- 2. Но это рефлективное совершенство умозаключения делает его именно
- 3. При рассмотрении умозаключения наличного бытия из понятия
- 1. Умозаключение общности подпадает под схему первой фигуры: е-о-в,
- 2 Вторая фигура формального умозаключения (b-e-o) потому не
- 3. Индукция - это скорее по существу своему еще субъективное
- 1. Это умозаключение имеет своей абстрактной схемой третью фигуру
- 2. Аналогия тем поверхностнее, чем в большей мере то всеобщее, в котором
- 1. Категорическое умозаключение имеет одной или обеими своими посылками
- 2. Это умозаключение как первое и тем самым непосредственное
- 3. Но в этом умозаключении субъективно еще то, что указанное тождество
- 1. Гипотетическое суждение содержит лишь небходимое соотношение без
- 2. Прежде всего соотношение гипотетического суждения есть необходимость,
- 3. Гипотетическим умозаключением представлено прежде всего необходимое
- 2. А так как объект есть тотальность определенности (Bestimmtseins), но в
- 3. Так как определенность одного объекта заключена в другом объекте то
- 1. Воздействие объектов друг на друга, как это вытекает из показанного
- 2. Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их
- 3. Это возвращение составляет продукт механического процесса.
- 1. [Химический] процесс начинается с предпосылки, что хотя объекты
- 3. Тем самым эти объекты-стихии освобождены от химической напряженности;
- 1 В своем соотношении со средством цель уже рефлектирована в себя- но ее
- 2. При ближайшем рассмотрении продукта телеологической деятельности
- 3. Тем самым получается в результате, что внешняя целесообразность,
- 1. Понятие жизни или всеобщая жизнь есть непосредственная идея, понятие,
- 2. Этот процесс, присущий живой индивидуальности, ограничен ею самой и
- 3. Только что рассмотренная идея и есть понятие живого субъекта и его
- 1. Дефиниция (Die Definition)
- 2. Членение (Die Einteilung)
- 2. Опосредствование, которое должно быть теперь рассмотрено подробнее,
- 76. Против этого плоского взгляда необходимо прибегнуть к "плоскому
- 1. Стало быть, то, чтб составляет метод, - это определения самого понятия
- 2. Конкретная тотальность, образующая начало, имеет, как таковая, в самой