3.1. Ковалентная связь
Ковалентная связь образуется в результате обобществления электронов внешнего (валентного) слоя атомов двумя ядрами. Это связь за счет общей пары электронов. Она возникает между атомами элементов с одинаковыми (близкими) свойствами (разница в ОЭО < 2.5). Например: Н2, N2, H2O, NH3, HCl, . При возникновении ковалентной связи происходит перекрывание двух атомных орбиталей каждого из участников с образованием локализованной молекулярной орбитали, принадлежащей обоим ядрам и способной удерживать два электрона с противоположными спинами. Максимум перекрывания может при этом находиться или на линии, соединяющей центры атомов (концевое перекрывание, -связь) или симметрично по обе стороны от этой линии (боковое перекрывание, -связь). Образование молекулярной орбитали с электронной парой возможно по двум механизмам.
Ковалентная связь характеризуется энергией, длиной, кратностью, полярностью, насыщаемостью и направленностью.
Энергия связи - это та энергия, которая выделяется при образовании молекулы из одиночных атомов (кДж/моль). Энергия связи - мера ее прочности.
Длина связи - расстояние между ядрами (нм, Е).
Кратность связи определяется числом электронных пар, связывающих два атома. Она может выражаться не только целым, но и дробным числом (например, кратность связи СС в бензоле составляет 1.5).
Полярность связи обусловливается различием в электроотрицательности атомов и смещением электронной плотности молекулярной орбитали к более электроотрицательному атому. Ковалентную связь делят на неполярную (образована атомами с одинаковой электроотрицательностью - Н2, N2) и полярную (образована атомами с разной электроотрицательностью - Н2O, HCl). Количественной характеристикой полярности связи является величина дипольного момента. Векторная сумма дипольных моментов всех связей определяет полярность молекулы в целом.
Под поляризуемостью связи понимают способность связывающей электронной пары смещаться к одному из атомов под действием внешнего электрического поля, в частности, создаваемого приблизившейся полярной молекулой. Поляризуемость молекулы определяется векторной суммой наведенных дипольных моментов всех связей. Поляризуемость связи с атомами элементов, имеющих подобные конфигурации внешних квантовых слоев, возрастает с увеличением размера атома. Например, поляризуемость связи НХ возрастает в ряду Х = Cl, Br, I.
Под насыщаемостью понимают способность атомов образовывать ограниченное число ковалентных связей. Атомы образуют молекулу в таком стехиометрическом соотношении, что все неспаренные электроны задействованы в образовании связи. Этот принцип не выполняется для молекул NO, NO2, O2, содержащих неспаренные электроны. В молекуле могут быть и вакантные атомные орбитали или орбитали, заселенные неподеленными электронными парами. Такие молекулы химически ненасыщены и могут быть, соответственно, акцепторами или донорами электронных пар в дальнейших химических превращениях (см. вышеприведенный пример образования иона аммония).
К принципу насыщаемости связи примыкает понятие валентного состояния атома. Оно не отражает реальный метод получения молекул из атомов, позволяя, тем не менее, оценить, как происходит комбинация атомов с образованием молекулы. Валентным может быть как основное, так и возбужденное состояние атома, а валентной конфигурации элемента в соединении может отвечать как конфигурация нейтральной системы (атома), так и иона (подробнее о понятии валентности см главу 4).
Направленность связи предопределена тем, что молекулы имеют определенное пространственное строение, поскольку локализованные молекулярные орбитали должны располагаться по принципу наименьшего взаимного отталкивания.
Этот принцип реализуется в концепции гибридизации атомных орбиталей, под которой понимают перераспределение электронной плотности, при котором образуются новые по форме, но одинаковые для всех валентных электронов электронные орбитали. В результате атом предоставляет на образование связей гибридные орбитали, имеющие строго определенное направление в пространстве. Число образующихся гибридных орбиталей равно суммарному числу исходных, а их название показывает, какие орбитали и в каком количестве подверглись гибридизации.
Для определения геометрической формы молекулы надо установить тип гибридизации центрального атома, учитывая суммарное количество валентных электронов, идущих на образование -связей (равно числу партнеров), а также свободных электронных пар во внешнем квантовом слое. Так, sp-гибриды дают линейные, sp2-гибриды - плоские тригональные, sp3-гибриды - тетраэдрические молекулы. При наличии d-орбиталей в валентном слое атома могут быть и другие типы гибридизации, в частности, dsp2 (квадраты), d2sp3 (октаэдры).
Кратная связь, образованная атомами, имеющими более одного валентного электрона, наряду с -компонентой, образованной гибридными атомными орбиталями, содержит одну или две -компоненты, образованные негибридизованными р- и d-орбиталями.
- Пособие по химии
- Поступающих в Военно-медицинскую академию
- Предисловие
- Раздел I. Общая химия
- Глава 1. Основные понятия и законы химии
- Обучающие задачи Моль. Молярная масса
- Расчеты по химическим формулам. Массовая доля. Вывод формул соединений
- Законы идеальных газов
- Расчеты по химическим уравнениям
- 1) Из 80 г оксида меди образуется 64 г меди,
- 2) C 80 г оксида меди реагирует 1 моль водорода,
- 56 Г Fe (1 моль) выделяют 2 г h2
- 24 Г Mg (1 моль) выделяют 2 г h2
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 2. Строение атома. Периодический закон и периодическая система д.И. Менделеева
- 2.1. Строение атома
- 2) В случае равных сумм сначала заполняются орбитали с меньшим значением n.
- 2.2. Периодический закон и периодическая система элементов
- Обучающие задачи
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 3. Химическая связь
- 3.1. Ковалентная связь
- Обучающие задачи
- 3.2. Ионная связь
- 3.3. Металлическая связь
- 3.4.Водородная связь
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 4. Валентность и степень окисления
- 4.1. Понятие валентности
- 4.2. Степень окисления
- Обучающие задачи
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 5. Классификация химических реакций
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 6. Окислительно-восстановительные реакции
- 6.1. Основные понятия и определения
- 6.2. Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций
- 6.3. Реакции электролиза
- Обучающие задачи
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 7. Растворы. Теория электролитической диссоциации
- 7.1. Основные понятия
- 7.2. Ионные уравнения реакций
- Обучающие задачи
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 8. Химическая кинетика
- 8.1. Понятие скорости химической реакции
- 8.2. Влияние концентрации на скорость реакции
- 8.3. Влияние температуры на скорость реакции
- 8.4. Энергия активации
- 8.5. Влияние катализатора на скорость реакции
- Обучающие задачи
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 9. Химическое равновесие
- 9.1. Понятие о химическом равновесии
- 9.2. Способы смещения химического равновесия
- Обучающая задача
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 10. Классификация неорганических соединений
- 10.1. Оксиды
- 10.2. Гидроксиды
- 10.2.1. Основания
- I. Получение щелочей.
- 10.2.2. Кислоты
- 10.2.3. Амфотерные гидроксиды
- 10.3. Соли
- Обучающие задачи
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Раздел II. Неорганическая химия
- Часть I. Химия металлов
- Глава 11. Общая характеристика металлов
- I. Взаимодействие с неметаллами.
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 12. Химия щелочных металлов
- I. Взаимодействие с неметаллами.
- II. Взаимодействие со сложными веществами.
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 13. Химия щелочноземельных металлов
- 13.1. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы
- 13.2. Кальций
- Простое вещество
- I. Взаимодействие с простыми веществами.
- II. Взаимодействие со сложными веществами.
- Cоединения кальция
- Ca(oh)2 - гидроксид кальция(II), гашеная известь
- Гидрид кальция CaH2 и карбид кальция СаС2
- 13.3. Жесткость воды и способы ее устранения
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 14. Химия алюминия Простое вещество
- II. Взаимодействие cо сложными веществами.
- Оксид алюминия Al2o3
- Гидроксид алюминия Al(oh)3
- Cоли алюминия
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 15. Химия железа Простое вещество
- II. Взаимодействие со сложными веществами.
- Соединения железа(II) Оксид железа(II)
- Гидроксид железа(II)
- Соединения железа(III) Оксид железа(III)
- Гидроксид железа(III)
- Cоли железа(III)
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 16. Химия хрома и марганца
- 16.1. Хром
- Простое вещество
- Cоли хрома(III)
- Соединения хрома(VI) Оксид хрома(VI), хромовый ангидрид
- Кислоты и соли хрома(VI)
- 16.2. Марганец
- Простое вещество
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 17. Химия меди и цинка
- 17.1. Медь
- Простое вещество
- I. Взаимодействие с простыми веществами.
- II. Взаимодействие со сложными веществами.
- Cоединения меди(I)
- Соединения меди(II) Оксид меди(II)
- Гидроксид меди(II)
- Cоли меди(II)
- 17.2. Цинк
- Простое вещество
- Соединения цинка Оксид цинка ZnO
- Гидроксид цинка Zn(oh)2
- Соли цинка
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Часть II. Химия неметаллов
- Глава 18. Химия водорода
- Простое вещество
- I. Промышленные способы.
- II. Лабораторные способы:
- Соединения водорода
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 19. Химия галогенов
- 19.1. Общая характеристика галогенов
- Водородные соединения галогенов
- 19.2. Хлор
- Хлороводород и соляная кислота
- Кислородные кислоты хлора
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 20. Химия элементов подгруппы кислорода
- 20.1. Общая характеристика элементов подгруппы
- Кислорода
- 20.2. Кислород
- Простое вещество о2
- I. Промышленные методы.
- Простое вещество о3 (озон)
- Соединения кислорода (с.О. 1) Пероксиды
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 20.3. Вода
- II. Окислительно-восстановительные свойства.
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 20.4. Сера
- Простое вещество
- Соединения серы Сероводород н2s
- I. Кислотно-основные свойства.
- II. Окислительно-восстановительные свойства.
- Oксид серы(IV), cернистый газ
- Сернистая кислота h2so3
- I. Кислотные свойства.
- II. Окислительно-восстановительные свойства.
- Оксид серы(VI), cерный газ
- Серная кислота
- II. Окислительно-восстановительные свойства.
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 21. Химия элементов подгруппы азота
- 21.1. Общая характеристика элементов подгруппы азота
- 21.2. Азот
- Простое вещество
- I. Промышленные способы.
- II. Лабораторные способы.
- Соединения азота Аммиак
- II. Лабораторные способы.
- I. Кислотно-основные свойства.
- II. Окислительно-восстановительные свойства.
- Соли аммония
- Оксиды азота
- Азотистая кислота и ее соли
- Азотная кислота
- I. Кислотно-основные свойства.
- II. Окислительно-восстановительные свойства.
- Соли азотной кислоты
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 21.3. Фосфор
- Простое вещество
- Фосфорные кислоты
- I. В промышленности.
- II. В лаборатории.
- Соли ортофосфорной кислоты
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 22. Химия элементов подгруппы углерода
- 22.1 Общая характеристика элементов подгруппы углерода
- 22.2. Углерод
- Простое вещество
- Неорганические соединения углерода с отрицательными степенями окисления (карбиды металлов)
- Оксид углерода(II)
- Оксид углерода(IV)
- Угольная кислота
- Соли угольной кислоты
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 22.3. Кремний
- Простое вещество
- I. Промышленный способ:
- II. Лабораторные способы:
- Соединения кремния (с.О.4) Водородные соединения (силаны)
- Оксид кремния(IV)
- Кремниевые кислоты
- Cоли кремниевых кислот (силикаты)
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Раздел III. Органическая химия
- Глава 23. Строение и номенклатура органических соединений
- 23.1 Теория строения органических соединений
- 23.2. Номенклатура органических соединений
- Задания для самостоятельной подготовки
- Глава 24. Химия углеводородов
- 24.1. Алканы
- II. Лабораторные методы.
- 24.2. Циклоалканы
- 24.3. Алкены
- 24.4. Диеновые углеводороды
- 24.5. Алкины
- 24.6. Арены
- I. Реакции электрофильного замещения.
- III. Реакции окисления.
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 25. Кислородсодержащие органические соединения
- 25.1. Спирты и фенолы
- Обучающая задача
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 25.2. Альдегиды. Кетоны
- I. Реакции присоединения.
- II. Реакции полимеризации.
- III. Реакция поликонденсации.
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 25.3. Карбоновые кислоты
- I. Кислотные свойства.
- II. Реакции с разрывом связи со (замещение он-группы).
- III. Реакции с разрывом сн связи у -углеродного атома.
- Обучающая задача
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 25.4. Сложные эфиры. Жиры
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 26. Химия углеводов
- 26.1. Моносахариды
- Глюкоза
- Другие моносахариды
- 26.2. Дисахариды Мальтоза
- Сахароза
- 26.3. Полисахариды Крахмал
- Целлюлоза (клетчатка)
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 27. Азотсодержащие органические соединения
- 27.1. Амины
- 27.2. Аминокислоты
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 28. Гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты
- 28.1. Гетероциклические соединения
- Пиридин
- 28.3. Нуклеиновые кислоты
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 1. Таблица растворимости