6.2. Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций
Для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций применяют два метода: электронного баланса и полуреакций. Основным требованием обоих является то, что число электронов, отданных восстановителем, должно равняться числу электронов, принятых окислителем.
В методе электронного баланса сначала определяют степень окисления каждого атома и затем составляют схемы, отражающие процесс передачи электронов. После этого подбирают множители по правилу нахождения общего кратного, которые и будут представлять собой коэффициенты при окислителе и восстановителе.
Рассмотрим окислительно-восстановительную реакцию:
KMnO4 + HCl Cl2 + MnCl2 + KCl + H2O
2KMnO4 + 10HCl 2MnCl2 + 5Cl2 + KCl + H2O
Теперь уравниваем количество атомов, не участвующих в окислительно-восстановительной реакции:
а) ионов металлов, не изменивших степени окисления (калий):
2KMnO4 + 10HCl 2MnCl2 + 5Cl2 + 2KCl + H2O
б) ионов кислотных остатков (в данной реакции хлорид-ионов):
в) ионов водорода:
2KMnO4 + 16HCl 5Cl2 + 2KCl + 2MnCl2 + 8H2O
В заключение можно проверить правильность расстановки коэффициентов подсчетом общего количества атомов кислорода слева и справа.
В методе полуреакций коэффициенты окислительно-восстановитель-ных реакций определяют с учетом конкретной формы ионов, участвующих в процессе. Преимуществом метода является отсутствие необходимости пользоваться понятием степени окисления. Кроме того, он позволяет учесть влияние среды реакции на характер процесса.
Полезно запомнить вспомогательные уравнения для уравнивания кислорода “О2”, входящего в состав сложных ионов или молекул. В кислой среде следует пользоваться уравнением (а), в щелочной (и нейтральной) - уравнением (б):
а) “О2” + 2Н D H2O; б) “О2” + Н2О D 2ОН
Cреда влияет на изменение степеней окисления атомов, например, продукты восстановления перманганат-иона в разных средах можно представить следующей схемой:
Так, восстановление в кислой среде протекает до иона Mn2+:
K2SO3 + KMnO4 + H2SO4(разб.) K2SO4 + MnSO4 + H2O
В полуреакции восстановления окислителя слева записывают ион , а справа - Mn2+. Освобождающийся кислород в кислой среде связывается в четыре молекулы H2O, для образования которых в левую часть полуреакции необходимо добавить восемь катионов водорода. Уравняв количество атомов элементов в левой и правой частях полуреакции, подсчитывают суммарный заряд ионов слева и справа и вычисляют количество электронов, принятых окислителем, исходя из того, что сумма зарядов слева должна быть равна сумме зарядов справа.
Аналогично можно записать полуреакцию окисления восстановителя :
Далее, как и в методе электронного баланса, находят наименьшее кратное и дополнительные множители:
Затем суммируют обе полуреакции и после сокращения одинаковых слагаемых (H2O и H+) получают сокращенное ионное уравнение окислительно-восстановительной реакции, коэффициенты из которого переносят в молекулярное уравнение:
+ 16H+ + + 5H2O 2Mn2+ + 8H2O + + 10H+
+ + 6H+ 2Mn2+ + + 3H2O
В молекулярной форме это взаимодействие описывается уравнением (с учетом одной дополнительной молекулы K2SO4 за счет двух ионов К+ из KMnO4):
2KMnO4 + 5K2SO3 + 3H2SO4 2MnSO4 + 6K2SO4 + 3H2O
В нейтральной среде перманганат-ион восстанавливается до оксида марганца(IV), причем освобождающийся кислород с молекулами воды образует гидроксид-ионы, которые в свою очередь являются источником кислорода при окислении сульфит-иона в сульфат-ион.
KMnO4 + K2SO3 + H2O MnO2 + KOH + K2SO4
При суммировании полуреакций можно записывать только те частицы, которые будут сокращаться:
4H2O + 6OH 8OH + 3H2O
Сократив три молекулы воды и шесть гидроксид-ионов, которые есть в обеих частях уравнения, получаем полное ионное уравнение:
+ + H2O 2MnO2 + + 2OH
коэффициенты из которого переносим в молекулярное уравнение:
2KMnO4 + 3K2SO3 + H2O 2MnO2 + 2KOH + 3K2SO4
В щелочной среде реакция идет с образованием манганат-ионов. При этом необходимо помнить, что источником кислорода в щелочной среде являются гидроксид-ионы: два гидроксид-иона могут отдать один кислород, превращаясь при этом в одну молекулу воды.
2KMnO4 + K2SO3 + 2KOH 2K2MnO4 + K2SO4 + H2O
+ + 2OH + + H2O
Метод полуреакций применим лишь для описания и подбора коэффициентов окислительно-восстановительных процессов, протекающих в растворах. Метод же электронного баланса позволяет установить стехиометрические отношения в любых реакциях окисления-восстановления, независимо от среды.
- Пособие по химии
- Поступающих в Военно-медицинскую академию
- Предисловие
- Раздел I. Общая химия
- Глава 1. Основные понятия и законы химии
- Обучающие задачи Моль. Молярная масса
- Расчеты по химическим формулам. Массовая доля. Вывод формул соединений
- Законы идеальных газов
- Расчеты по химическим уравнениям
- 1) Из 80 г оксида меди образуется 64 г меди,
- 2) C 80 г оксида меди реагирует 1 моль водорода,
- 56 Г Fe (1 моль) выделяют 2 г h2
- 24 Г Mg (1 моль) выделяют 2 г h2
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 2. Строение атома. Периодический закон и периодическая система д.И. Менделеева
- 2.1. Строение атома
- 2) В случае равных сумм сначала заполняются орбитали с меньшим значением n.
- 2.2. Периодический закон и периодическая система элементов
- Обучающие задачи
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 3. Химическая связь
- 3.1. Ковалентная связь
- Обучающие задачи
- 3.2. Ионная связь
- 3.3. Металлическая связь
- 3.4.Водородная связь
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 4. Валентность и степень окисления
- 4.1. Понятие валентности
- 4.2. Степень окисления
- Обучающие задачи
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 5. Классификация химических реакций
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 6. Окислительно-восстановительные реакции
- 6.1. Основные понятия и определения
- 6.2. Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций
- 6.3. Реакции электролиза
- Обучающие задачи
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 7. Растворы. Теория электролитической диссоциации
- 7.1. Основные понятия
- 7.2. Ионные уравнения реакций
- Обучающие задачи
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 8. Химическая кинетика
- 8.1. Понятие скорости химической реакции
- 8.2. Влияние концентрации на скорость реакции
- 8.3. Влияние температуры на скорость реакции
- 8.4. Энергия активации
- 8.5. Влияние катализатора на скорость реакции
- Обучающие задачи
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 9. Химическое равновесие
- 9.1. Понятие о химическом равновесии
- 9.2. Способы смещения химического равновесия
- Обучающая задача
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 10. Классификация неорганических соединений
- 10.1. Оксиды
- 10.2. Гидроксиды
- 10.2.1. Основания
- I. Получение щелочей.
- 10.2.2. Кислоты
- 10.2.3. Амфотерные гидроксиды
- 10.3. Соли
- Обучающие задачи
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Раздел II. Неорганическая химия
- Часть I. Химия металлов
- Глава 11. Общая характеристика металлов
- I. Взаимодействие с неметаллами.
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 12. Химия щелочных металлов
- I. Взаимодействие с неметаллами.
- II. Взаимодействие со сложными веществами.
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 13. Химия щелочноземельных металлов
- 13.1. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы
- 13.2. Кальций
- Простое вещество
- I. Взаимодействие с простыми веществами.
- II. Взаимодействие со сложными веществами.
- Cоединения кальция
- Ca(oh)2 - гидроксид кальция(II), гашеная известь
- Гидрид кальция CaH2 и карбид кальция СаС2
- 13.3. Жесткость воды и способы ее устранения
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 14. Химия алюминия Простое вещество
- II. Взаимодействие cо сложными веществами.
- Оксид алюминия Al2o3
- Гидроксид алюминия Al(oh)3
- Cоли алюминия
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 15. Химия железа Простое вещество
- II. Взаимодействие со сложными веществами.
- Соединения железа(II) Оксид железа(II)
- Гидроксид железа(II)
- Соединения железа(III) Оксид железа(III)
- Гидроксид железа(III)
- Cоли железа(III)
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 16. Химия хрома и марганца
- 16.1. Хром
- Простое вещество
- Cоли хрома(III)
- Соединения хрома(VI) Оксид хрома(VI), хромовый ангидрид
- Кислоты и соли хрома(VI)
- 16.2. Марганец
- Простое вещество
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 17. Химия меди и цинка
- 17.1. Медь
- Простое вещество
- I. Взаимодействие с простыми веществами.
- II. Взаимодействие со сложными веществами.
- Cоединения меди(I)
- Соединения меди(II) Оксид меди(II)
- Гидроксид меди(II)
- Cоли меди(II)
- 17.2. Цинк
- Простое вещество
- Соединения цинка Оксид цинка ZnO
- Гидроксид цинка Zn(oh)2
- Соли цинка
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Часть II. Химия неметаллов
- Глава 18. Химия водорода
- Простое вещество
- I. Промышленные способы.
- II. Лабораторные способы:
- Соединения водорода
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 19. Химия галогенов
- 19.1. Общая характеристика галогенов
- Водородные соединения галогенов
- 19.2. Хлор
- Хлороводород и соляная кислота
- Кислородные кислоты хлора
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 20. Химия элементов подгруппы кислорода
- 20.1. Общая характеристика элементов подгруппы
- Кислорода
- 20.2. Кислород
- Простое вещество о2
- I. Промышленные методы.
- Простое вещество о3 (озон)
- Соединения кислорода (с.О. 1) Пероксиды
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 20.3. Вода
- II. Окислительно-восстановительные свойства.
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 20.4. Сера
- Простое вещество
- Соединения серы Сероводород н2s
- I. Кислотно-основные свойства.
- II. Окислительно-восстановительные свойства.
- Oксид серы(IV), cернистый газ
- Сернистая кислота h2so3
- I. Кислотные свойства.
- II. Окислительно-восстановительные свойства.
- Оксид серы(VI), cерный газ
- Серная кислота
- II. Окислительно-восстановительные свойства.
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 21. Химия элементов подгруппы азота
- 21.1. Общая характеристика элементов подгруппы азота
- 21.2. Азот
- Простое вещество
- I. Промышленные способы.
- II. Лабораторные способы.
- Соединения азота Аммиак
- II. Лабораторные способы.
- I. Кислотно-основные свойства.
- II. Окислительно-восстановительные свойства.
- Соли аммония
- Оксиды азота
- Азотистая кислота и ее соли
- Азотная кислота
- I. Кислотно-основные свойства.
- II. Окислительно-восстановительные свойства.
- Соли азотной кислоты
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 21.3. Фосфор
- Простое вещество
- Фосфорные кислоты
- I. В промышленности.
- II. В лаборатории.
- Соли ортофосфорной кислоты
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 22. Химия элементов подгруппы углерода
- 22.1 Общая характеристика элементов подгруппы углерода
- 22.2. Углерод
- Простое вещество
- Неорганические соединения углерода с отрицательными степенями окисления (карбиды металлов)
- Оксид углерода(II)
- Оксид углерода(IV)
- Угольная кислота
- Соли угольной кислоты
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 22.3. Кремний
- Простое вещество
- I. Промышленный способ:
- II. Лабораторные способы:
- Соединения кремния (с.О.4) Водородные соединения (силаны)
- Оксид кремния(IV)
- Кремниевые кислоты
- Cоли кремниевых кислот (силикаты)
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Раздел III. Органическая химия
- Глава 23. Строение и номенклатура органических соединений
- 23.1 Теория строения органических соединений
- 23.2. Номенклатура органических соединений
- Задания для самостоятельной подготовки
- Глава 24. Химия углеводородов
- 24.1. Алканы
- II. Лабораторные методы.
- 24.2. Циклоалканы
- 24.3. Алкены
- 24.4. Диеновые углеводороды
- 24.5. Алкины
- 24.6. Арены
- I. Реакции электрофильного замещения.
- III. Реакции окисления.
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 25. Кислородсодержащие органические соединения
- 25.1. Спирты и фенолы
- Обучающая задача
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 25.2. Альдегиды. Кетоны
- I. Реакции присоединения.
- II. Реакции полимеризации.
- III. Реакция поликонденсации.
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 25.3. Карбоновые кислоты
- I. Кислотные свойства.
- II. Реакции с разрывом связи со (замещение он-группы).
- III. Реакции с разрывом сн связи у -углеродного атома.
- Обучающая задача
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 25.4. Сложные эфиры. Жиры
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 26. Химия углеводов
- 26.1. Моносахариды
- Глюкоза
- Другие моносахариды
- 26.2. Дисахариды Мальтоза
- Сахароза
- 26.3. Полисахариды Крахмал
- Целлюлоза (клетчатка)
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 27. Азотсодержащие органические соединения
- 27.1. Амины
- 27.2. Аминокислоты
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 28. Гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты
- 28.1. Гетероциклические соединения
- Пиридин
- 28.3. Нуклеиновые кислоты
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 1. Таблица растворимости