4.1. Понятие валентности
В соответствии с теорией электронного строения атома валентность определяется числом неспаренных (валентных) электронов внешнего уровня в основном и возбужденном состоянии.
При образовании химических связей следует учитывать также наличие в атоме электронных пар и свободных электронных орбиталей.
Например, валентность азота в молекуле N2 или в молекуле аммиака NH3 равна трем, так как в образовании связи участвуют три валентных электрона. В ионе аммония и в азотной кислоте HNO3 кроме трех неспаренных электронов атом азота предоставляет для образования связей также свою неподеленную электронную пару, поэтому валентность азота в этих соединениях равна четырем.
Атом бора во фториде BF3 трехвалентен (в возбужденном состоянии имеет три валентных электрона), а в ионе - четырехвалентен, т.к. имеет свободную орбиталь и является акцептором электронной пары атома фтора.
При практическом определении валентности следует учитывать возможность распаривания электронов в случае наличия на внешнем уровне вакантных орбиталей. Таким образом, в основном и возбужденном состоянии атом одного и того же элемента может иметь различную валентность.
В частности, электронное строение атома хлора, как известно, 1s22s22p63s23p5. Таким образом, атом хлора имеет один неспаренный (валентный) электрон и, следовательно, должен быть одновалентным.
В то же время, наличие вакантных d-орбиталей позволяет атому в возбужденном состоянии распаривать как p-, так и s-электроны. При этом атом хлора последовательно становится трех-, пяти- и семивалентным. Таким образом, максимальная валентность атома хлора равна количеству неспаренных электронов на внешнем уровне в возбужденном состоянии, то есть семи:
Понятие об электронном строении атома позволяет понять, почему у элементов II периода высшая валентность не всегда совпадает с номером группы. Первые четыре элемента - литий, бериллий, бор и углерод - проявляют высшую валентность, равную номеру группы, так как у них число электронов на внешнем уровне меньше (Li, Be, B) или равно (С) числу орбиталей, т.е. для распаривания электронов им не нужен d-подуровень. Остальным элементам этого периода для распаривания электронов необходима дополнительная орбиталь, которой они не обладают. Переход же электронов на более высокий уровень энергетически невыгоден, так как не компенсируется энергией, выделенной при образовании связи.
Валентность элемента может быть больше номера группы в том случае, если у него есть свободные орбитали. В этом случае элемент образует связи по донорно-акцепторному механизму, выступая акцептором электронных пар.
Полезно также иметь в виду следующее: если элемент, способный проявлять переменную валентность (P, S, Cl и др.), находится в четной группе, то набор его валентностей - обычно (но не обязательно!) - ряд четных чисел (например, валентности серы - II, IV, VI), если в нечетной - то нечетных (например, валентности хлора - I, III, V, VII).
- Пособие по химии
- Поступающих в Военно-медицинскую академию
- Предисловие
- Раздел I. Общая химия
- Глава 1. Основные понятия и законы химии
- Обучающие задачи Моль. Молярная масса
- Расчеты по химическим формулам. Массовая доля. Вывод формул соединений
- Законы идеальных газов
- Расчеты по химическим уравнениям
- 1) Из 80 г оксида меди образуется 64 г меди,
- 2) C 80 г оксида меди реагирует 1 моль водорода,
- 56 Г Fe (1 моль) выделяют 2 г h2
- 24 Г Mg (1 моль) выделяют 2 г h2
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 2. Строение атома. Периодический закон и периодическая система д.И. Менделеева
- 2.1. Строение атома
- 2) В случае равных сумм сначала заполняются орбитали с меньшим значением n.
- 2.2. Периодический закон и периодическая система элементов
- Обучающие задачи
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 3. Химическая связь
- 3.1. Ковалентная связь
- Обучающие задачи
- 3.2. Ионная связь
- 3.3. Металлическая связь
- 3.4.Водородная связь
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 4. Валентность и степень окисления
- 4.1. Понятие валентности
- 4.2. Степень окисления
- Обучающие задачи
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 5. Классификация химических реакций
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 6. Окислительно-восстановительные реакции
- 6.1. Основные понятия и определения
- 6.2. Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций
- 6.3. Реакции электролиза
- Обучающие задачи
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 7. Растворы. Теория электролитической диссоциации
- 7.1. Основные понятия
- 7.2. Ионные уравнения реакций
- Обучающие задачи
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 8. Химическая кинетика
- 8.1. Понятие скорости химической реакции
- 8.2. Влияние концентрации на скорость реакции
- 8.3. Влияние температуры на скорость реакции
- 8.4. Энергия активации
- 8.5. Влияние катализатора на скорость реакции
- Обучающие задачи
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 9. Химическое равновесие
- 9.1. Понятие о химическом равновесии
- 9.2. Способы смещения химического равновесия
- Обучающая задача
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 10. Классификация неорганических соединений
- 10.1. Оксиды
- 10.2. Гидроксиды
- 10.2.1. Основания
- I. Получение щелочей.
- 10.2.2. Кислоты
- 10.2.3. Амфотерные гидроксиды
- 10.3. Соли
- Обучающие задачи
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Раздел II. Неорганическая химия
- Часть I. Химия металлов
- Глава 11. Общая характеристика металлов
- I. Взаимодействие с неметаллами.
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 12. Химия щелочных металлов
- I. Взаимодействие с неметаллами.
- II. Взаимодействие со сложными веществами.
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 13. Химия щелочноземельных металлов
- 13.1. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы
- 13.2. Кальций
- Простое вещество
- I. Взаимодействие с простыми веществами.
- II. Взаимодействие со сложными веществами.
- Cоединения кальция
- Ca(oh)2 - гидроксид кальция(II), гашеная известь
- Гидрид кальция CaH2 и карбид кальция СаС2
- 13.3. Жесткость воды и способы ее устранения
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 14. Химия алюминия Простое вещество
- II. Взаимодействие cо сложными веществами.
- Оксид алюминия Al2o3
- Гидроксид алюминия Al(oh)3
- Cоли алюминия
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 15. Химия железа Простое вещество
- II. Взаимодействие со сложными веществами.
- Соединения железа(II) Оксид железа(II)
- Гидроксид железа(II)
- Соединения железа(III) Оксид железа(III)
- Гидроксид железа(III)
- Cоли железа(III)
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 16. Химия хрома и марганца
- 16.1. Хром
- Простое вещество
- Cоли хрома(III)
- Соединения хрома(VI) Оксид хрома(VI), хромовый ангидрид
- Кислоты и соли хрома(VI)
- 16.2. Марганец
- Простое вещество
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 17. Химия меди и цинка
- 17.1. Медь
- Простое вещество
- I. Взаимодействие с простыми веществами.
- II. Взаимодействие со сложными веществами.
- Cоединения меди(I)
- Соединения меди(II) Оксид меди(II)
- Гидроксид меди(II)
- Cоли меди(II)
- 17.2. Цинк
- Простое вещество
- Соединения цинка Оксид цинка ZnO
- Гидроксид цинка Zn(oh)2
- Соли цинка
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Часть II. Химия неметаллов
- Глава 18. Химия водорода
- Простое вещество
- I. Промышленные способы.
- II. Лабораторные способы:
- Соединения водорода
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 19. Химия галогенов
- 19.1. Общая характеристика галогенов
- Водородные соединения галогенов
- 19.2. Хлор
- Хлороводород и соляная кислота
- Кислородные кислоты хлора
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 20. Химия элементов подгруппы кислорода
- 20.1. Общая характеристика элементов подгруппы
- Кислорода
- 20.2. Кислород
- Простое вещество о2
- I. Промышленные методы.
- Простое вещество о3 (озон)
- Соединения кислорода (с.О. 1) Пероксиды
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 20.3. Вода
- II. Окислительно-восстановительные свойства.
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 20.4. Сера
- Простое вещество
- Соединения серы Сероводород н2s
- I. Кислотно-основные свойства.
- II. Окислительно-восстановительные свойства.
- Oксид серы(IV), cернистый газ
- Сернистая кислота h2so3
- I. Кислотные свойства.
- II. Окислительно-восстановительные свойства.
- Оксид серы(VI), cерный газ
- Серная кислота
- II. Окислительно-восстановительные свойства.
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 21. Химия элементов подгруппы азота
- 21.1. Общая характеристика элементов подгруппы азота
- 21.2. Азот
- Простое вещество
- I. Промышленные способы.
- II. Лабораторные способы.
- Соединения азота Аммиак
- II. Лабораторные способы.
- I. Кислотно-основные свойства.
- II. Окислительно-восстановительные свойства.
- Соли аммония
- Оксиды азота
- Азотистая кислота и ее соли
- Азотная кислота
- I. Кислотно-основные свойства.
- II. Окислительно-восстановительные свойства.
- Соли азотной кислоты
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 21.3. Фосфор
- Простое вещество
- Фосфорные кислоты
- I. В промышленности.
- II. В лаборатории.
- Соли ортофосфорной кислоты
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 22. Химия элементов подгруппы углерода
- 22.1 Общая характеристика элементов подгруппы углерода
- 22.2. Углерод
- Простое вещество
- Неорганические соединения углерода с отрицательными степенями окисления (карбиды металлов)
- Оксид углерода(II)
- Оксид углерода(IV)
- Угольная кислота
- Соли угольной кислоты
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 22.3. Кремний
- Простое вещество
- I. Промышленный способ:
- II. Лабораторные способы:
- Соединения кремния (с.О.4) Водородные соединения (силаны)
- Оксид кремния(IV)
- Кремниевые кислоты
- Cоли кремниевых кислот (силикаты)
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Раздел III. Органическая химия
- Глава 23. Строение и номенклатура органических соединений
- 23.1 Теория строения органических соединений
- 23.2. Номенклатура органических соединений
- Задания для самостоятельной подготовки
- Глава 24. Химия углеводородов
- 24.1. Алканы
- II. Лабораторные методы.
- 24.2. Циклоалканы
- 24.3. Алкены
- 24.4. Диеновые углеводороды
- 24.5. Алкины
- 24.6. Арены
- I. Реакции электрофильного замещения.
- III. Реакции окисления.
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 25. Кислородсодержащие органические соединения
- 25.1. Спирты и фенолы
- Обучающая задача
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 25.2. Альдегиды. Кетоны
- I. Реакции присоединения.
- II. Реакции полимеризации.
- III. Реакция поликонденсации.
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 25.3. Карбоновые кислоты
- I. Кислотные свойства.
- II. Реакции с разрывом связи со (замещение он-группы).
- III. Реакции с разрывом сн связи у -углеродного атома.
- Обучающая задача
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 25.4. Сложные эфиры. Жиры
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 26. Химия углеводов
- 26.1. Моносахариды
- Глюкоза
- Другие моносахариды
- 26.2. Дисахариды Мальтоза
- Сахароза
- 26.3. Полисахариды Крахмал
- Целлюлоза (клетчатка)
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 27. Азотсодержащие органические соединения
- 27.1. Амины
- 27.2. Аминокислоты
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- Глава 28. Гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты
- 28.1. Гетероциклические соединения
- Пиридин
- 28.3. Нуклеиновые кислоты
- Задания для самостоятельной работы
- Ответы:
- 1. Таблица растворимости