Лабораторная работа №1 Изучение классов неорганических соединений Введение
В настоящее время известно более десяти миллионов различных веществ. Классификация их, т.е. объединение в группы или классы, обладающие сходными свойствами, позволяет систематизировать знания о веществах и облегчает изучение веществ. Знание того, к какому классу принадлежит то или иное вещество, позволяет прогнозировать его физические и химические свойства.
Огромное количество соединений приводит к необходимости создания способа наименования химических веществ, или номенклатуры. До тех пор, пока веществ было известно сравнительно немного, они получали бессистемные названия, отражающие их свойства, способ получения, имя первооткрывателя и т.д. Часто это были весьма образные названия, многие из которых сохранились и поныне — глауберова соль, соляная кислота, нашатырный спирт и т.д. Однако с развитием химии появилась необходимость в универсальном способе названия веществ, который отражал бы их строение и был бы международным.
В современной химии принято использовать несколько видов номенклатуры: международная систематическая номенклатура ИЮПАК (IUРАС - международный союз теоретической и прикладной химии) и исторически сложившаяся тривиальная и рациональная номенклатуры. Однако только номенклатура ИЮПАК связывает структуру соединения и его названия.
Исторически первой и до сегодняшнего времени наиболее употребимой является классификация веществ, основанная главным образом на их строении (Рис. 1).
В зависимости от состава все вещества можно разделить на две большие группы: простые и сложные.
Простыми называют вещества, образованные атомами одного элемента.
Сложными веществами (или химическими соединениями) называют вещества, образованные атомами разных элементов.
Простых веществ гораздо меньше (учитывая аллотропные модификации – около 400), чем сложных; как правило, название простого вещества совпадает с названием образующего его элемента. Исключение составляют названия разных аллотропных модификаций одного вещества; как правило, они имеют собственные названия (например, алмаз, графит и т.д.).
Вещества Металлы
Рис. 1. Классификация веществ
Простые вещества делят на металлы и неметаллы. Неметаллов всего 22: водород, галогены, благородные газы, азот, кислород, углерод, бор, фосфор, сера, мышьяк, селен, теллур.
Сложные вещества делят на две большие группы: органические и неорганические. К органическим относят большинство соединений углерода, за исключением его оксидов, солей угольной кислоты и ряда других.
Неорганические соединения могут классифицироваться как по составу, так и по свойствам (функциональным признакам). По составу они, прежде всего, подразделяются на двухэлементные (бинарные) и многоэлементные соединения.
К бинарным соединениям относятся, например, соединения элементов с кислородом (оксиды), галогенами (галиды – фториды, хлориды, бромиды, иодиды), серой (сульфиды), азотом (нитриды), фосфором (фосфиды), углеродом (карбиды), соединения металлов с водородом (гидриды). Названия бинарных соединений образуются из латинского корня названия более электроотрицательного элемента с окончанием «ид» и русского названия менее электроотрицательного элемента в родительном падеже. Так, Al2O3 – оксид алюминия, OF2 – фторид кислорода (так как фтор – более электроотрицательный элемент, чем кислород).
Среди многоэлементных соединений важную группу образуют гидроксиды, т.е. вещества, в состав которых входят гидроксильные группы –ОН и которые можно рассматривать как соединения оксидов с водой. К ним относятся как основания (основные гидроксиды - NaOH), так и кислоты (кислотные гидроксиды – H2SO4 или SO2(OH)2), а также вещества, способные проявлять как кислотные, так и основные свойства (амфотерные гидроксиды – Al(OH)3).
По функциональным признакам неорганические соединения подразделяются на классы в зависимости от характерных функций, выполняемых ими в химических реакциях: оксиды, основания (гидроксиды), кислоты и соли.
Рассмотрим важнейшие классы неорганических веществ.
ОКСИДЫ
Оксидами называются сложные вещества, состоящие из атомов двух элементов, один из которых — кислород.
Оксиды, в свою очередь, делятся на две группы солеобразующие и несолеобразующие.
По химическим свойствам солеобразующие оксиды делят на три подгруппы: основные, кислотные и амфотерные.
Несолеобразующие оксиды не взаимодействуют ни с кислотами, ни с основаниями. Наиболее важные из них такие, как СО - оксид углерода (II), N2O - оксид азота (I), NО - оксид азота (II).
- Федеральное агентство по рыболовству
- Содержание
- Лабораторная работа №1 Изучение классов неорганических соединений Введение
- Номенклатура оксидов
- Получение оксидов
- Химические свойства оксидов
- Кислоты
- Номенклатура кислот
- Кислородсодержащие кислоты хлора
- Получение кислот
- Химические свойства кислот
- Специфические свойства кислот
- Основания (гидроксиды металлов)
- Номенклатура оснований
- Получение оснований
- Химические свойства оснований
- Номенклатура солей
- Получение солей
- Химические свойства солей
- Степень окисления элементов.
- Графические формулы оксидов, кислот, оснований, солей
- Экспериментальная часть Приборы и материалы
- Варианты экспериментальных задач
- Оформление лабораторной работы
- Пример оформления лабораторного опыта
- Тестовые задания для самоконтроля Вариант № 1
- Вариант № 2
- Вариант № 3
- Вариант № 4
- Вариант № 5
- Укажите формулы оксидов, не реагирующих со щелочами
- Вариант № 6
- Вариант № 7
- Вариант № 8
- Вариант № 9
- Вариант № 10
- Вариант № 11
- Вариант № 12
- Вариант № 13
- Вариант № 14
- Вариант № 15
- Задачи для самостоятельной работы
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 12
- Вариант 13
- Вариант 14
- Вариант 15
- Лабораторная работа № 2 Приготовление раствора кислоты заданной концентрации Введение
- 1. Цели и задачи
- 2. Теоретическая часть
- Классификация растворов
- Примеры расчета концентрации растворов
- 3. Экспериментальная часть
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Плотность растворов некоторых неорганических кислот и щелочей в воде при 20ºС
- Лабораторная работа № 3 Скорость химических реакций и химическое равновесие Введение
- 1. Цели и задачи
- 2. Теоретическая часть
- 3. Экспериментальная часть
- 3.1. Исследование зависимости скорости гомогенной реакции от концентрации
- 3.2. Исследование зависимости скорости гомогенной реакции от температуры
- 3.3. Исследование влияния изменения концентрации на смещение равновесия
- 3.4. Исследование влияния изменения температуры на смещение равновесия
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Лабораторная работа № 4 Ионно-обменные реакции Введение
- 1. Цели и задачи
- 1.1. Приобрести системные знания о теории электролитической диссоциации, изучить условия протекания реакций обмена в водных растворах электролитов.
- 2. Теоретическая часть
- 2.1. Электролитическая диссоциация. Диссоциация кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей в водных растворах
- 2.2.Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты
- 2.3 Константа диссоциации
- 2.4. Реакции обмена в водных растворах электролитов. Ионные реакции и уравнения
- 2.5. Изменение энергии Гиббса и направленность химических процессов
- Примеры решения задач
- 3. Экспериментальная часть
- 3.1. Получение малорастворимых оснований
- 3.2. Получение малорастворимых кислот
- 3.3. Реакции со слабыми электролитами
- 3.4. Получение малорастворимых солей
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Лабораторная работа № 5 Водородный показатель и гидролиз солей Введение
- 1. Цели и задачи
- 2. Теоретическая часть
- 2.1. Ионное произведение воды, рН - растворов
- 2.2. Гидролиз солей
- Примеры решения задач
- 3. Экспериментальная часть
- 3.1. Определение реакции среды при помощи индикаторов
- Определение рН при помощи универсального
- Индикатора
- 3.3. Реакция среды растворов различных средних солей
- 3.4. Факторы, влияющие на степень гидролиза
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Лабораторная работа № 6 Окислительно-восстановительные реакции Введение
- 1. Цели и задачи
- 2. Теоретическая часть
- 2.1. Степень окисления.
- 2.2.Окислители и восстановители
- 2.3. Методика составления овр
- 3. Экспериментальная часть
- 3.1. Окислительные свойства галогенов
- 3.2. Окислительные и восстановительные свойства пероксида водорода н2о2
- 3.3. Окислительные свойства перманганат - иона MnO4-
- 3.4. Влияние среды на протекание окислительно-восстановительных процессов
- 3.5. Внутримолекулярная окислительно-восстановительная реакция
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Лабораторная работа № 7
- Электрохимическая активность металлов и гальванический
- Элемент
- Введение
- 1. Цель и задачи
- 2. Теоретическая часть
- 2.1. Электродный потенциал. Химическая активность металлов
- 2.2. Устройство и работа гальванического элемента
- 3. Экспериментальная часть
- 3. 1. Качественное определение различной электрохимической активности металлов
- 3.2. Изготовление медно-цинкового гальванического элемента
- 3.3. Изготовление медно-никелевого гальванического элемента
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Лабораторная работа № 8 Электролиз водных растворов солей Введение
- 1. Цель и задачи
- 2. Теоретическая часть
- 2.1. Сущность электролиза. Электролиз расплава электролита
- 2.2. Законы Фарадея
- 2.3. Электролиз растворов электролитов
- 3. Экспериментальная часть
- Лабораторная работа № 9 Коррозия металлов и методы защиты от коррозии Введение
- 1. Цели и задачи
- 2. Теоретическая часть
- Химическая коррозия
- Электрохимическая коррозия
- Примеры решения эталонных задач
- 3. Экспериментальная часть
- 3.1. Образование микрогальванопар
- 3.2. Электрохимическая коррозия железа
- 3.3. Действие ионов, активирующих процесс коррозии
- 3.4. Ингибиторы раствора
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Лабораторная работа № 10 Химический контроль качества воды Введение
- 1. Цели и задачи
- 2. Краткий теоретический материал
- 3. Экспериментальная часть
- 3.1. Определение жесткости воды
- 3.2. Определение щелочности воды
- 3.3. Определение водородного показателя
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Лабораторная работа № 11 Полимеры Введение
- 1. Цели и задачи лабораторной работы
- 2.Теоретическая часть
- 2.1. История развития науки о полимерных материалов
- 2.2. Классификация полимерных соединений
- 2.3.Получение полимеров
- 2.4.Особенности строения полимеров
- 2.5. Свойства полимеров
- 2.5.1. Растворы полимеров
- 2.5.2 Набухание
- 2.6. Использование полимеров.
- 3. Экспериментальная часть
- 1.Определение примерной плотности полимеров1
- 2.Термопластичность полимеров
- 3. Горение
- 4.Отношение полимеров к растворам кислот и щелочей
- 5.Отношение полимеров к окислителям.
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Литература