Примеры решения задач
1. Концентрация ионов водорода в растворе равна 4.10-3 моль/л. Определить рН раствора.
Решение.
Округляя значение логарифма до 0,01, получим:
рН= - lg(4.10-3) = 2,40.
2. Чему равна концентрация гидроксид-ионов в растворе, рН которого равен 10,80.
Решение.
Из соотношения рН + рОН = 14 находим:
рОН = 14 - рН = 14 - 10,80 = 3,20.
Отсюда, -lg [ОН-] = 3,20 или lg [ОН-] = -3,2. Этому значению логарифма соответствует значение [ОН-] = 6,31.10-4 моль/л.
3. Вычислить степень гидролиза ацетата калия в 0,1М растворе и рН раствора.
Решение.
Уравнение реакции гидролиза:
СН3СОО- + Н2О СН3СООН + ОН-.
Для вычисления степени гидролиза найдем, прежде всего, константу гидролиза. Для этого воспользуемся значением константы диссоциации уксусной кислоты (1,8 . 10-5), взятой в справочнике:
KГ = KH2O / Kкисл. = 10-14 / (1,8.10-5) = 5,56.10-10.
Теперь найдем степень гидролиза:
h = =5,56.10-10 / 0,1 = 7,5.10-5.
Для вычисления рН следует принять во внимание, что в результате гидролиза каждого аниона СН3СОО - образуется один гидроксид-ион. Если исходная концентрация гидролизующихся анионов СМ моль/л, а гидролизу подверглась доля h этих ионов, то при этом образовалось hСМ моль/л ионов ОН-. Таким образом:
[OH-] = hCM = 7,5.10-5 . 0,1 = 7,5.10-6 моль/л.
Следовательно,
рОН = - lg [ОH-] = - lg (7,5.10-6) = 5,12.
Отсюда,
рН= 14 – рОН = 14 - 5,12 = 8,88.
4. Определить рН 0,1 М раствора ортофосфата калия.
Решение.
Будем считать, что гидролиз практически протекает только по первой ступени:
К3РО4 + Н2О = К2НРО4 + КОН
РO43- + Н2O = НРО42- + ОН-.
Константа гидролиза по этой ступени определяется константой диссоциации образовавшейся слабой кислоты НРО42-, т.е. третьей константой диссоциации ортофосфорной кислоты (1,3.10-12):
КГ = КH2O / КД3 = 10-14 / (1,3.10-12) = 7,7.10-3.
Находим степень гидролиза:
h = =7,7.10-3 / 0,1 = 2,8.10-2.
Концентрация образовавшихся гидроксид-ионов равна hСM, т.е. [ОН -] = 2,8.10-3, откуда pOH = - lg (2,8.10-3) = 2,55.
Окончательно получаем: рН = 14 - рОН = 11,45.
5.Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза солей: a) KCN, б) Na2CO3; в) ZnSO4. Определите реакцию среды растворов этих солей.
Решение.
а) Цианид калия KCN – соль слабой одноосновной кислоты HCN и сильного основания КОН. При растворении в воде молекулы KCN полностью диссоциируют на катионы К+ и анионы CN-. Катионы К+ не могут связывать ионы ОН- воды, так как КОН – сильный электролит. Анионы же CN- связывают ионы Н+ воды, образуя молекулы слабого электролита HCN. Соль гидролизуется по аниону. Ионно-молекулярное уравнение гидролиза:
CN- + Н2О = HCN + ОН-
или в молекулярной форме.
KCN + Н2О = HCN + КОН.
В результате гидролиза в растворе появляется некоторый избыток ионов ОН-, поэтому раствор KCN имеет щелочную реакцию (рН > 7).
б) Карбонат натрия Na2CO3 – соль слабой многоосновной кислоты и сильного основания. В этом случае анионы соли СО32-, связывая водородные ионы воды, образуют анионы кислой соли НСО3-. В обычных условиях гидролиз идет по первой ступени. Соль гидролизуется по аниону. Ионно-молекулярное уравнение гидролиза
СО+ Н2О = НСО+OH-
или в молекулярной форме
Na2CO3 + Н2О = NaHCO3 + NaOH.
В растворе появляется избыток ионов ОН-, поэтому раствор Na2CO3 имеет щелочную реакцию (рН >7).
в) Сульфат цинка ZnSO4 – соль слабого многокислотного основания Zn(OH)2 и сильной кислоты H2SO4. В этом случае катионы Zn2+ связывают гидроксильные ионы воды, образуя катионы основной соли ZnOH+. В обычных условиях гидролиз идет по первой ступени. Соль гидролизуется по катиону. Ионно-молекулярное уравнение гидролиза:
Zn2+ + Н2О = ZnOH+ + Н+,
или в молекулярной форме:
2ZnSO4 + 2Н2О = (ZnOH)2SO4 + H2SO4.
В растворе появляется избыток ионов водорода, поэтому раствор ZnSО4 имеет кислую реакцию (рН < 7).
6.Какие продукты образуются при смешивании растворов Аl(NО3)3 и К2СО3? Составьте ионно-молекулярное и молекулярное уравнения реакции. Решение.
Соль Аl(NО3)3 гидролизуется по катиону, а К2СО3 – по аниону:
Аl3+ + Н2О = AlОH2+ + H+.
СО32 - + Н2О = НСО3- + ОН-.
Если растворы этих солей находятся в одном сосуде, то идет взаимное усиление гидролиза каждой из них, т.к. ионы Н+ и ОН- образуют молекулу слабого электролита Н2О. При этом гидролитическое равновесие сдвигается вправо и гидролиз каждой из взятых солей идет до конца с образованием Al(ОН)3 и СО2. Ионно-молекулярное уравнение:
2Аl3+ + 3СО32 - + 3Н2О = 2Аl(ОН)3 + 3СО2,
или молекулярное уравнение:
2Al(NO3)3 + 3К2СО3 +3ЗН2О = 2Аl(ОН)3 + 3СО2 + 6KNO3.
- Федеральное агентство по рыболовству
- Содержание
- Лабораторная работа №1 Изучение классов неорганических соединений Введение
- Номенклатура оксидов
- Получение оксидов
- Химические свойства оксидов
- Кислоты
- Номенклатура кислот
- Кислородсодержащие кислоты хлора
- Получение кислот
- Химические свойства кислот
- Специфические свойства кислот
- Основания (гидроксиды металлов)
- Номенклатура оснований
- Получение оснований
- Химические свойства оснований
- Номенклатура солей
- Получение солей
- Химические свойства солей
- Степень окисления элементов.
- Графические формулы оксидов, кислот, оснований, солей
- Экспериментальная часть Приборы и материалы
- Варианты экспериментальных задач
- Оформление лабораторной работы
- Пример оформления лабораторного опыта
- Тестовые задания для самоконтроля Вариант № 1
- Вариант № 2
- Вариант № 3
- Вариант № 4
- Вариант № 5
- Укажите формулы оксидов, не реагирующих со щелочами
- Вариант № 6
- Вариант № 7
- Вариант № 8
- Вариант № 9
- Вариант № 10
- Вариант № 11
- Вариант № 12
- Вариант № 13
- Вариант № 14
- Вариант № 15
- Задачи для самостоятельной работы
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 12
- Вариант 13
- Вариант 14
- Вариант 15
- Лабораторная работа № 2 Приготовление раствора кислоты заданной концентрации Введение
- 1. Цели и задачи
- 2. Теоретическая часть
- Классификация растворов
- Примеры расчета концентрации растворов
- 3. Экспериментальная часть
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Плотность растворов некоторых неорганических кислот и щелочей в воде при 20ºС
- Лабораторная работа № 3 Скорость химических реакций и химическое равновесие Введение
- 1. Цели и задачи
- 2. Теоретическая часть
- 3. Экспериментальная часть
- 3.1. Исследование зависимости скорости гомогенной реакции от концентрации
- 3.2. Исследование зависимости скорости гомогенной реакции от температуры
- 3.3. Исследование влияния изменения концентрации на смещение равновесия
- 3.4. Исследование влияния изменения температуры на смещение равновесия
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Лабораторная работа № 4 Ионно-обменные реакции Введение
- 1. Цели и задачи
- 1.1. Приобрести системные знания о теории электролитической диссоциации, изучить условия протекания реакций обмена в водных растворах электролитов.
- 2. Теоретическая часть
- 2.1. Электролитическая диссоциация. Диссоциация кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей в водных растворах
- 2.2.Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты
- 2.3 Константа диссоциации
- 2.4. Реакции обмена в водных растворах электролитов. Ионные реакции и уравнения
- 2.5. Изменение энергии Гиббса и направленность химических процессов
- Примеры решения задач
- 3. Экспериментальная часть
- 3.1. Получение малорастворимых оснований
- 3.2. Получение малорастворимых кислот
- 3.3. Реакции со слабыми электролитами
- 3.4. Получение малорастворимых солей
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Лабораторная работа № 5 Водородный показатель и гидролиз солей Введение
- 1. Цели и задачи
- 2. Теоретическая часть
- 2.1. Ионное произведение воды, рН - растворов
- 2.2. Гидролиз солей
- Примеры решения задач
- 3. Экспериментальная часть
- 3.1. Определение реакции среды при помощи индикаторов
- Определение рН при помощи универсального
- Индикатора
- 3.3. Реакция среды растворов различных средних солей
- 3.4. Факторы, влияющие на степень гидролиза
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Лабораторная работа № 6 Окислительно-восстановительные реакции Введение
- 1. Цели и задачи
- 2. Теоретическая часть
- 2.1. Степень окисления.
- 2.2.Окислители и восстановители
- 2.3. Методика составления овр
- 3. Экспериментальная часть
- 3.1. Окислительные свойства галогенов
- 3.2. Окислительные и восстановительные свойства пероксида водорода н2о2
- 3.3. Окислительные свойства перманганат - иона MnO4-
- 3.4. Влияние среды на протекание окислительно-восстановительных процессов
- 3.5. Внутримолекулярная окислительно-восстановительная реакция
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Лабораторная работа № 7
- Электрохимическая активность металлов и гальванический
- Элемент
- Введение
- 1. Цель и задачи
- 2. Теоретическая часть
- 2.1. Электродный потенциал. Химическая активность металлов
- 2.2. Устройство и работа гальванического элемента
- 3. Экспериментальная часть
- 3. 1. Качественное определение различной электрохимической активности металлов
- 3.2. Изготовление медно-цинкового гальванического элемента
- 3.3. Изготовление медно-никелевого гальванического элемента
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Лабораторная работа № 8 Электролиз водных растворов солей Введение
- 1. Цель и задачи
- 2. Теоретическая часть
- 2.1. Сущность электролиза. Электролиз расплава электролита
- 2.2. Законы Фарадея
- 2.3. Электролиз растворов электролитов
- 3. Экспериментальная часть
- Лабораторная работа № 9 Коррозия металлов и методы защиты от коррозии Введение
- 1. Цели и задачи
- 2. Теоретическая часть
- Химическая коррозия
- Электрохимическая коррозия
- Примеры решения эталонных задач
- 3. Экспериментальная часть
- 3.1. Образование микрогальванопар
- 3.2. Электрохимическая коррозия железа
- 3.3. Действие ионов, активирующих процесс коррозии
- 3.4. Ингибиторы раствора
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Лабораторная работа № 10 Химический контроль качества воды Введение
- 1. Цели и задачи
- 2. Краткий теоретический материал
- 3. Экспериментальная часть
- 3.1. Определение жесткости воды
- 3.2. Определение щелочности воды
- 3.3. Определение водородного показателя
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Лабораторная работа № 11 Полимеры Введение
- 1. Цели и задачи лабораторной работы
- 2.Теоретическая часть
- 2.1. История развития науки о полимерных материалов
- 2.2. Классификация полимерных соединений
- 2.3.Получение полимеров
- 2.4.Особенности строения полимеров
- 2.5. Свойства полимеров
- 2.5.1. Растворы полимеров
- 2.5.2 Набухание
- 2.6. Использование полимеров.
- 3. Экспериментальная часть
- 1.Определение примерной плотности полимеров1
- 2.Термопластичность полимеров
- 3. Горение
- 4.Отношение полимеров к растворам кислот и щелочей
- 5.Отношение полимеров к окислителям.
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Литература