2.3. Методика составления овр
Для составления уравнений ОВР применяют метод электронно-ионного баланса. Те частицы, которые изменяют степень окисления, записывают только в виде ионов. При составлении электронно-ионных уравнений сильные электролиты записывают в виде ионов, слабые электролиты, газы, осадки - в виде молекул.
Порядок составления уравнений ОВР рассмотрим на примере взаимодействия сульфита натрия с перманганатом калия в кислой среде.
1. Записывают в левой части уравнения формулы исходных веществ, определяют восстановитель и окислитель, (руководствуясь теорией ОВР), подчеркивают и подписывают их:
KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 =
окислитель восстановитель
В молекуле Na2SO3 ион SO является восстановителем, так как в нем сера находится в промежуточной степени окисления +4 и будет повышать её до +6, окисляясь до иона SO . В молекуле KMnO4 ион MnO является окислителем, так как в нем марганец в степени окисления +7 и будет понижать её до степени окисления +2, превращаясь, в катион Mn2+ (в кислой, среде).
2. Записывают конечные продукты. руководствуясь тем, что окислители понижают степень окисления, восстановители - повышают.
KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 = Na2SO4 + MnSO4 + K2SO4 + H2O
окислитель восстановитель
3. Составляют схему полуреакций окисления и восстановления с указанием исходных и образующихся ионов или молекул
MnO → Mn2+
SO→SO
4. Уравнивают число атомов в левой и правой частях полуреакций. Кислород уравнивают водой (в кислой, нейтральной среде), высвобождая ионы водорода H+ другой части. В щелочной среде кислород уравнивают ионами OH-, взятыми в удвоенном количестве, в другую часть, записывая молекулы воды.
MnO + 8H+ → Mn2+ + 4H2O
SO + H2O → SO + 2H+
5. Подсчитывают суммарное число зарядов в обеих частях каждой полуреакции, уравнивают их прибавлением или отдачей необходимого числа электронов к левой части. В первой полуреакции суммарный заряд в левой части +7 (-I +8), в правой части - +2. Во второй полуреакции заряд в левой части - -2, в правой части - 0 (-2 + 2).
MnO + 8H+ +5ē → Mn2+ + 4H2O
SO + H2O – 2ē → SO+ 2H+
6. Подбирают множители для полуреакций так, чтобы число электронов, отданных восстановителем, равнялось числу электронов, присоединенных окислителем.
2| MnO + 8H+ + 5ē → Mn2+ + 4H2O
5| SO + H2O – 2ē → SO + 2H+
7. Суммируют электронно-ионные полуреакции, предварительно умножив их на коэффициенты и далее приводим подобные.
2MnO + 16H+ + 5SO+ 5H2O → 2Mn2+ + 8H2O + 5SO+ 10H+
8. Смотрим на исходное уравнение (левая часть) и добавляем в левую часть недостающие ионы, а в правую часть их автоматически дописываем
2К+ + 8SO+ 10Na+ → 2K+ + 8SO+10 Na+
9. 2KMnO4 + 5Na2SO3 + 3H2SO4 = 2MnSO4 + 5Na2SO4 + K2SO4 + 3H2O
В заключение укажем, что к методе электронно-ионного баланса указываются только реально существующие ионы. В водном растворе разобранной реакции есть ионы MnO, SO, SO, Mn2+, но нет ионов Mn+7, S+4, S+6.
Окислительно-восстановительная способность у различных окислителей и восстановителей выражена различно. Чем больше у данного атома стремление к приобретению ē, тем ярче выражены окислительные свойства. Количественной характеристикой стремления к присоединению ē служит стандартный окислительно-восстановительный потенциал. Стандартным окислительно-восстановительным потенциалом называется скачок потенциала на границе «электрод – раствор», при концентрации, окисленной и восстановленной формы, равной 1моль/л. Он характеризует способность данного окислителя к присоединению ē, а восстановителя - к отдаче. Чем больше стандартный окислительно-восстановительный потенциал, тем сильнее данное вещество как окислитель и слабее как восстановитель.
В окислительно-восстановительных реакциях окислителем является то вещество, для которого окислительно-восстановительный потенциал больше, а восстановителем - для которого окислительно-восстановительный потенциал меньше.
Зная величину окислительно-восстановительного потенциала реагирующих систем, можно определить возможность протекания окислительно-восстановительных реакций и их направление, которое определяется направлением самопроизвольного перехода ē с электрода, где их концентрация выше, на электрод, где их концентрация ниже. Реакция возможна в прямом направлении, если электродвижущая сила (ЭДС) > О. ЭДС окислительно-восстановительного процесса определяется:
ЭДС = φокис – φвосст
Рассмотрим пример. Установить, в каком направлении возможно самопроизвольное протекание реакции.
2KMnO4 + 16HCl → 2KCl + 2MnCl2 +5Cl2 + 8H2O.
Составим электронно-ионные уравнения и запишем их потенциалы
(MnO)- + 8H+ + 5ē → Mn2+ + 4H2O, φ01 = + 1,51 B
Cl2 + 2ē → 2Cl-, φ02 = + 1,36 B
Поскольку окислительно-восстановительный потенциал первой реакции φ1 выше окислительно-восстановительного потенциала второй реакции φ2, то окислителем будет служить парманганат-ион, а восстановителем - ионы хлора Cl-, и рассматриваемая реакция будет протекать слева направо. Для рассматриваемой реакции ЭДС будет больше нуля:
ЭДС = 1,51 - 1,36 = 0,15 В
и рассматриваемая реакция идет в прямом направлении.
- Федеральное агентство по рыболовству
- Содержание
- Лабораторная работа №1 Изучение классов неорганических соединений Введение
- Номенклатура оксидов
- Получение оксидов
- Химические свойства оксидов
- Кислоты
- Номенклатура кислот
- Кислородсодержащие кислоты хлора
- Получение кислот
- Химические свойства кислот
- Специфические свойства кислот
- Основания (гидроксиды металлов)
- Номенклатура оснований
- Получение оснований
- Химические свойства оснований
- Номенклатура солей
- Получение солей
- Химические свойства солей
- Степень окисления элементов.
- Графические формулы оксидов, кислот, оснований, солей
- Экспериментальная часть Приборы и материалы
- Варианты экспериментальных задач
- Оформление лабораторной работы
- Пример оформления лабораторного опыта
- Тестовые задания для самоконтроля Вариант № 1
- Вариант № 2
- Вариант № 3
- Вариант № 4
- Вариант № 5
- Укажите формулы оксидов, не реагирующих со щелочами
- Вариант № 6
- Вариант № 7
- Вариант № 8
- Вариант № 9
- Вариант № 10
- Вариант № 11
- Вариант № 12
- Вариант № 13
- Вариант № 14
- Вариант № 15
- Задачи для самостоятельной работы
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 12
- Вариант 13
- Вариант 14
- Вариант 15
- Лабораторная работа № 2 Приготовление раствора кислоты заданной концентрации Введение
- 1. Цели и задачи
- 2. Теоретическая часть
- Классификация растворов
- Примеры расчета концентрации растворов
- 3. Экспериментальная часть
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Плотность растворов некоторых неорганических кислот и щелочей в воде при 20ºС
- Лабораторная работа № 3 Скорость химических реакций и химическое равновесие Введение
- 1. Цели и задачи
- 2. Теоретическая часть
- 3. Экспериментальная часть
- 3.1. Исследование зависимости скорости гомогенной реакции от концентрации
- 3.2. Исследование зависимости скорости гомогенной реакции от температуры
- 3.3. Исследование влияния изменения концентрации на смещение равновесия
- 3.4. Исследование влияния изменения температуры на смещение равновесия
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Лабораторная работа № 4 Ионно-обменные реакции Введение
- 1. Цели и задачи
- 1.1. Приобрести системные знания о теории электролитической диссоциации, изучить условия протекания реакций обмена в водных растворах электролитов.
- 2. Теоретическая часть
- 2.1. Электролитическая диссоциация. Диссоциация кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей в водных растворах
- 2.2.Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты
- 2.3 Константа диссоциации
- 2.4. Реакции обмена в водных растворах электролитов. Ионные реакции и уравнения
- 2.5. Изменение энергии Гиббса и направленность химических процессов
- Примеры решения задач
- 3. Экспериментальная часть
- 3.1. Получение малорастворимых оснований
- 3.2. Получение малорастворимых кислот
- 3.3. Реакции со слабыми электролитами
- 3.4. Получение малорастворимых солей
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Лабораторная работа № 5 Водородный показатель и гидролиз солей Введение
- 1. Цели и задачи
- 2. Теоретическая часть
- 2.1. Ионное произведение воды, рН - растворов
- 2.2. Гидролиз солей
- Примеры решения задач
- 3. Экспериментальная часть
- 3.1. Определение реакции среды при помощи индикаторов
- Определение рН при помощи универсального
- Индикатора
- 3.3. Реакция среды растворов различных средних солей
- 3.4. Факторы, влияющие на степень гидролиза
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Лабораторная работа № 6 Окислительно-восстановительные реакции Введение
- 1. Цели и задачи
- 2. Теоретическая часть
- 2.1. Степень окисления.
- 2.2.Окислители и восстановители
- 2.3. Методика составления овр
- 3. Экспериментальная часть
- 3.1. Окислительные свойства галогенов
- 3.2. Окислительные и восстановительные свойства пероксида водорода н2о2
- 3.3. Окислительные свойства перманганат - иона MnO4-
- 3.4. Влияние среды на протекание окислительно-восстановительных процессов
- 3.5. Внутримолекулярная окислительно-восстановительная реакция
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Лабораторная работа № 7
- Электрохимическая активность металлов и гальванический
- Элемент
- Введение
- 1. Цель и задачи
- 2. Теоретическая часть
- 2.1. Электродный потенциал. Химическая активность металлов
- 2.2. Устройство и работа гальванического элемента
- 3. Экспериментальная часть
- 3. 1. Качественное определение различной электрохимической активности металлов
- 3.2. Изготовление медно-цинкового гальванического элемента
- 3.3. Изготовление медно-никелевого гальванического элемента
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Лабораторная работа № 8 Электролиз водных растворов солей Введение
- 1. Цель и задачи
- 2. Теоретическая часть
- 2.1. Сущность электролиза. Электролиз расплава электролита
- 2.2. Законы Фарадея
- 2.3. Электролиз растворов электролитов
- 3. Экспериментальная часть
- Лабораторная работа № 9 Коррозия металлов и методы защиты от коррозии Введение
- 1. Цели и задачи
- 2. Теоретическая часть
- Химическая коррозия
- Электрохимическая коррозия
- Примеры решения эталонных задач
- 3. Экспериментальная часть
- 3.1. Образование микрогальванопар
- 3.2. Электрохимическая коррозия железа
- 3.3. Действие ионов, активирующих процесс коррозии
- 3.4. Ингибиторы раствора
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Лабораторная работа № 10 Химический контроль качества воды Введение
- 1. Цели и задачи
- 2. Краткий теоретический материал
- 3. Экспериментальная часть
- 3.1. Определение жесткости воды
- 3.2. Определение щелочности воды
- 3.3. Определение водородного показателя
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Лабораторная работа № 11 Полимеры Введение
- 1. Цели и задачи лабораторной работы
- 2.Теоретическая часть
- 2.1. История развития науки о полимерных материалов
- 2.2. Классификация полимерных соединений
- 2.3.Получение полимеров
- 2.4.Особенности строения полимеров
- 2.5. Свойства полимеров
- 2.5.1. Растворы полимеров
- 2.5.2 Набухание
- 2.6. Использование полимеров.
- 3. Экспериментальная часть
- 1.Определение примерной плотности полимеров1
- 2.Термопластичность полимеров
- 3. Горение
- 4.Отношение полимеров к растворам кислот и щелочей
- 5.Отношение полимеров к окислителям.
- 4. Задачи для самостоятельной работы
- Литература