1.2.2. Правила обращения с ядовитыми и едкими веществами
Необходимо при всех работах соблюдать максимальную осторожность. Несчастные случаи почти всегда происходят в результате неосведомленности, невнимательности или небрежности работающего.
Химические опыты выполняются с количествами реактивов, указанными руководителем. Концентрации исходных веществ и условия проведения опыта также согласуются с руководителем.
Не ставьте ни одного опыта и не пускайте в дело ни одной установки без предварительной проверки. Всякие изменения в постановке опытов допустимы только после предварительного согласования с преподавателем.
Беря вещество для опыта, внимательно читайте этикетку. Необходимо также проверять вещество по качественным признакам (цвет, консистенция, плотность и др.) прежде чем использовать его для реакции.
При отмеривании кислот, растворов щелочей и солей из склянок общего пользования пользуйтесь мерными цилиндрами, предназначенными для данного реактива (надпись на склянке и на мерном цилиндре должна быть одна и та же). При использовании цилиндра с другой надписью его следует вымыть водой и высушить перед использованием и после него.
Концентрированную серную кислоту, олеум, хлорсульфоновую кислоту, нитрующую смесь наливают только в сухую посуду.
При смешивании кислот с водой следует приливать кислоту к воде, а не наоборот. При смешивании разных кислот более плотную всегда приливают к менее плотной.
При попадании на кожу концентрированных минеральных или органических кислот их быстро смывают большим количеством холодной воды, а затем раствором соды. При попадании большого количества кислоты на одежду ее следует быстро снять, а затем уже принимать меры по удалению кислоты с кожного покрова.
Нельзя брать голыми руками едкие щелочи и щелочные металлы. Следует избегать попадания на кожу органических веществ, так как многие из них могут причинить серьезные ожоги (фенол и его производные) или вызвать раздражение кожного покрова (нитросоединения).
При измельчении едких щелочей, натронной извести, сернистого натрия, солей хромовой кислоты и других едких и ядовитых веществ необходимо применять меры для избежания попадания пыли в дыхательные органы (респиратор) и глаза (защитные очки). Едкие вещества в малых количествах следует измельчать в глубокой ступке или завернуть измельчаемые куски в тряпку.
При попадании щелочи на кожу ее смывают большим количеством воды и затем нейтрализуют слабым раствором борной или уксусной кислоты.
Необходимо помнить, что при попадании на кожу твердой щелочи или ее концентрированного раствора болевые ощущения наступают не сразу, а при разрушении кожного покрова, т.е. когда уже образовалась язва.
Если в глаза попала кислота или щелочь, следует промыть их большим количеством воды и немедленно обратиться в травмпункт.
Особую осторожность следует проявлять при работе с бромом, который при вдыхании паров вызывает общее отравление и поражает легкие, а при попадание на кожу - долго незаживающие язвы.
Бром, попавший на кожу, следует удалить тряпкой или фильтровальной бумагой и обожженное место тщательно промыть раствором восстановителя (бисульфита, сульфита, тиосульфата).
Пролитый бром следует не собирать тряпкой, а залить раствором восстановителя и затем убрать.
При отравлении парами брома следует нюхать разбавленный раствор аммиака и выйти на свежий воздух.
Все процессы, сопровождающиеся выделением вредных газов или паров, следует проводить в вытяжном шкафу.
Наблюдение за операциями, в которых возможны выбросы или разбрызгивание веществ, проводятся через предохранительные очки, прозрачный экран или через опущенное стекло в вытяжном шкафу.
При проведении таких операций не следует наклоняться над реакционным сосудом, находящимся на столе или в вытяжном шкафу.
Чтобы установить запах вещества в реакционном сосуде, надо осторожным движением ладони направить к себе газы или пары, но не вдыхать их полной грудью.
Пробирку, в которой нагревается жидкость, следует держать отверстием в сторону, а не к себе или соседу, так как жидкость вследст вие перегревания нередко выбрасывается из пробирки. Во избежание этого пробирку следует греть не только снизу, а подогревать при встряхивании все ее содержимое.
При проведении процессов, сопровождающихся выделением большого количества тепла (смешивание концентрированной серной кислоты с водой, азотной кислотой и т.п.), нужно пользоваться тонкостенной химической посудой, так как толстостенные сосуды (склянки, банки и др.) от резкого нагревания растрескиваются.
Если в помещении по какой-либо случайности создается высокая концентрация ядовитого газа или пара (например, разбилась большая склянка с бромом, с хлорсульфоновой кислотой и т.п.) дежурный лаборант или преподаватель поступают следующим образом:
1) Приказывают присутствующим, задержав дыхание, немедленно, но спокойно покинуть загазованное помещение.
2) Надевают противогаз и ликвидируют источник поступления ядовитых газов, предварительно открыв окна и устроив сквозняк.
Если разбился ртутный термометр и ртуть разлилась по столу или полу, следует обязательно поставить в известность об этом преподавателя или лаборанта. Все рассыпавшиеся капельки ртути тщательно собирают в специально предназначенный для этого сосуд с водой. Для этого применяют амальгамированную медную проволоку или амальгамированную цинковую пластинку. Перед сбором ртути медь обрабатывают концентрированной азотной, а цинк - уксусной кислотой.
- О. А. Голубчиков
- Органический практикум
- Санкт-Петербург
- Нии химии сПбГу – 2012
- Оглавление
- Предисловие
- 1. Общие правила и методы работы
- 1.1. Планирование работ и ведение рабочего журнала
- 1.1.1. Форма ведения записей в лабораторном журнале
- 1.1.2. Пояснения к составлению таблиц
- 1.1.3. План экспериментальной работы. Отчет о выполнении работы
- 1.2. Правила техники безопасности в лаборатории органического синтеза
- 1.2.1. Общие правила работы
- 1.2.2. Правила обращения с ядовитыми и едкими веществами
- 1.2.3. Правила при работе с огнеопасными веществами
- 1.2.4. Правила при работах, которые могут сопровождаться взрывами или выбросами веществ
- 1.2.5. Правила обращения со стеклом
- 1.3. Основные методы выделения и очистки органических соединений
- 1.3.1 Перекристаллизация Принцип метода
- Подбор растворителя
- Практика проведения перекристаллизации
- Обесцвечивание горячих насыщенных растворов
- Фильтрование с отсасыванием
- Сушка органических веществ
- Определение температуры плавления вещества
- Контрольные вопросы
- 1.3.2. Перегонка органических жидкостей
- 1.3.2. Простая перегонка при атмосферном давлении
- Перегонка при уменьшенном давлении (под вакуумом)
- Перегонка с водяным паром
- Фракционная перегонка и перегонка с дефлегматором
- Контрольные вопросы
- 1.3.3. Хроматография
- Газо-жидкостная хроматография
- Тонкослойная и бумажная хроматография
- Нуклеофильное замещение у sp3-гибридизованного атома углерода
- Нуклеофильное замещение у sp2-гибридизованного карбонильного углерода
- Контрольные вопросы
- 2.1.2. Бромистый изопропил
- Примечания:
- Пояснения к синтезу
- Контрольные вопросы
- 2.1.3. Ацетанилид (метод а)
- 2.1.4. Ацетанилид (метод б)
- Пояснения к синтезу
- Контрольные вопросы
- 2.1.5. Ацетилсалициловая кислота (аспирин)
- Пояснения к синтезу
- Контрольные вопросы
- Пояснения к синтезу
- 2.2. Электрофильное замещение в ароматическом ряду
- 2.2.1. Основные теоретические положения
- 2.2.2. Нитротолуолы (смесь изомеров)
- Хроматографическое определение изомерного состава нитротолуолов
- Пояснения к синтезу
- Контрольные вопросы
- Пояснения к синтезу
- Контрольные вопросы
- 2.2.4. Cульфаниловая кислота
- Пояснения к синтезу
- Контрольные вопросы
- 2.3. Восстановление нитросоединений
- 2.3.1. Основные теоретические положения
- Восстановление металлами в присутствии растворов электролитов
- Восстановление в кислой среде металлами
- Пути восстановления нитросоединений в зависимости от pH среды Восстановление в кислой среде
- Восстановление в щелочной среде
- Восстановление в щелочной среде растворами сульфидов. Селективное восстановление полинитросоединений
- Определение конца реакции
- Выделение продуктов реакции
- Меры предосторожности при работе с ароматическими аминами
- 2.3.2. Анилин
- Выделение анилина из реакционной смеси
- 2.3.3. Выделение и идентификация аминов
- Пояснения к синтезу
- Экстракция органических веществ из водных растворов
- Контрольные вопросы
- 2.3.4. Мета-Нитроанилин
- Пояснения к синтезу
- Контрольные вопросы
- 2.4. Получение и превращения диазосоединений
- 2.4.1. Основные теоретические положения
- Получение ароматических диазосоединений
- Механизм диазотирования
- Факторы, влияющие на скорость диазотирования
- Контроль диазотирования
- Формы диазосоединений
- Превращения диазосоединений Азосочетание
- Реакции солей диазония с выделением азота
- 2.4.2. Йодбензол
- Пояснения к синтезу
- Пояснения к синтезу
- Пояснения к синтезу
- Контрольные вопросы
- 2.4.5. Метилоранж
- Примечания к синтезу
- Метиловый оранжевый:
- 2.4.6. Кислотный оранжевый (-нафтолоранж)
- Азосочетание
- 2.4.7. Резорциновый желтый (тропеолин)
- Азосочетание
- 2.4.8. Спектрофотометрическое определение содержания красителя в растворе
- 2.4.9. Пояснения к синтезам азокрасителей
- Контрольные вопросы
- 2.5. Окисление
- 2.5.1. Основные теоретические положения
- 2.5.2. Бензойная кислота (из толуола)
- Примечание
- 2.5.3. Бензойная кислота (из бензилового спирта)
- Пояснения к синтезам бензойной кислоты (2.5.2 и 2.5.3)
- Контрольные вопросы
- 2.5.4. Масляный альдегид (бутаналь)
- Пояснения к синтезу
- Контрольные вопросы
- 2.5.5. Бензальдегид
- Пояснения к синтезу
- Контрольные вопросы
- 3. Синтез гетероциклических соединений
- Пояснения к синтезу
- Пояснения к синтезу
- Пояснения к синтезу
- Пояснения к синтезу
- Бензимидазол
- Пояснения к синтезу
- Пояснения к синтезу
- Хинолин (синтез Скраупа)
- Пояснения к синтезу
- Фенилизоиндолизин
- Пояснения к синтезу
- Фенотиазин
- Пояснения к синтезу
- 5,10,15,20-Тетрафенилпорфирины
- 5,10,15,20-Тетрафенилпорфирин
- Пояснения к синтезу
- Хроматографическая очистка тетрафенилпорфирина
- 5,10,15, 20-Тетракис(4-нитрофенил)порфирин
- Пояснения к синтезу
- 5,10,15,20-Тетракис(4-бромфенил)порфирин
- Приложение
- Список рекомендуемой литературы