2.1 Анализ рынка минеральных удобрений
Производство минеральных удобрений является крупнейшей подотраслью химической промышленности. Это одна из наиболее прибыльных и финансово-устойчивых отраслей не только в химическом комплексе, но и в промышленности в целом. Продукция российских предприятий конкурентоспособна и пользуется постоянным спросом на внешнем и внутреннем рынках. На долю Российской Федерации приходится до 6-7% общемирового выпуска удобрений.
Российская промышленность производит практически все виды традиционных минеральных удобрений, пользующиеся спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Значительную долю в производстве удобрений занимают сложные минеральные удобрения (такие, как аммофос, диаммофос, азофоска и т.п.), отличающиеся от одинарных тем, что содержат два или три питательных вещества. Преимущество сложных удобрений заключается в том, что их состав может меняться в зависимости от требований рынка.
Кризисная ситуация в сельском хозяйстве России, обусловленная коренными реформами начала 90-х годов, привела к полному развалу внутреннего рынка удобрений. Потребление минеральных удобрений сократилось, по сравнению с 1988 годом, в 10 раз. В этих условиях естественным выходом для предприятий, производящих удобрения, явилось увеличение поставок на экспорт.
Производство минеральных удобрений – одна из самых экспортоориентированных отраслей. За пределы страны вывозится около четырех пятых всей продукции на сумму более полутора миллиардов долларов, поэтому ситуация в отрасли определяется лишь «погодой» на мировых рынках. В перспективе ожидается увеличение цены на основные минеральные удобрения. (см. рис. 6)
В долгосрочной перспективе рост потребления удобрений неизбежен. Причина простая – население планеты продолжает стремительно увеличиваться, в то время как возможности расширения посевных площадей исчерпаны. Интенсивность использования площадей будет возрастать. Естественно, что рост урожайности невозможен без активного использования химикатов, в первую очередь минеральных удобрений.
Рисунок 6 - Динамика цен на основные минеральные удобрения
Центром притяжения для экспортеров агрохимии стали развивающиеся страны, за счет которых и происходит прирост потребления химикатов.
Устойчивая тенденция падения цен на мировых рынках, начавшаяся в конце 1996 года, грозила вообще вытеснить Россию с международного рынка в ближайшие год-два. В связи с августовским дефолтом 1998 года, отрицательным эффектом которого явилась девальвация рубля, внутренние цены на энергоресурсы и железнодорожные тарифы в долларовом исчислении снизились в четыре раза. Экспорт и производство минеральных удобрений с небольшим лагом во времени быстро пошли вверх. В первом полугодии 2000 года российские предприятия произвели рекордное за все время реформ количество минеральных удобрений.
На период 2000 года российский экспорт минеральных удобрений уже составлял свыше 80% от общего объема производства, в то время как в газовой, нефтяной отраслях промышленности доля экспорта не превышала и 50%.
Так например Россия с долей 14% остается самым крупным экспортером карбамида в мире. (см. рис. 2) Следует отметить, что ряд стран-импортеров, стремясь оградить свои рынки от российских минеральных удобрений, возбудили против нас антидемпинговые разбирательства, закончившиеся для российской стороны введением демпинговых санкций и потерей ряда рынков. Это заставляет нас увеличивать цены на внутреннем рынке по минеральной продукции (см. таб. 1).
Таблица 1 - Показатели ценовой конкурентоспособности важнейших видов химической продукции
Наименование продукции | Отношение мировой цены к внутренней, в % | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Аммиак | 279,4 | 270,7 | 249,3 | 239,9 |
Аммиачная селитра | 125,3 | 117,9 | 111 | 109,8 |
Карбамид | 160,8 | 156,7 | 124,8 | 120,4 |
Аммофос | 108,6 | 105 | 100,3 | 99,3 |
Калий хлористый | 300 | 297 | 264,9 | 227,9 |
Так, например, полностью потерян рынок США по карбамиду. С введением минимальной цены на российский карбамид в странах ЕС в период падающего рынка Россия не имеет возможности поставлять карбамид в страны Европы. Ситуация ухудшилась с уходом с рынка карбамида Китая в качестве его импортера, который закупал в России до 3,2 млн. тонн в год. Резко снизила импорт карбамида Индия.
Рисунок 7 – Структура мирового экспорта карбамида
Основными видами сложных удобрений, удельный вес которых составляет 86,3%, является аммофос, диаммофос и азофоска (NPK). Эти виды удобрений являются и основными статьями российского экспорта.
За 1999 г. объемы поставок на мировой рынок фосфатных удобрений и сырья для них относительно показателей 1998 г. выросли по всем видам экспортируемых товаров, однако наиболее значительный годовой прирост отмечался по диаммофосу - на 35% и по сере - на 49%.
Рост поставок аммофоса и диаммофоса на мировой рынок может стать проблематичным из-за дефицита серной кислоты. Производство NPK-удобрений с использованием азотно-кислотного разложения не имеет таких ограничений и может развиваться в соответствии с быстро растущими потребностями внутреннего и внешнего рынков.
В структуре экспорта фосфатных удобрений на долю аммофоса и диаммофоса приходилось 80% всех поставляемых удобрений, а удельный вес NPK-удобрений составлял 16%
Производство азотных удобрений в 2002 г. превысило уровень 2001 г. на 2%, а производство фосфатных удобрений осталось практически на уровне 2001 г. (таблица 2).
Таблица 2 - Производство минеральных удобрений в России
Продукт | Производство, тыс. тонн | Темп роста, % | ||||
2001 г. | 2002 г. | Я – М 2002 г. | Я – М 2003 г. | 2002 / 2001 г. | Я – М 2003 / 2002 г. | |
Минеральные удобрения, всего |
11943 |
12576,0 |
3207,9 |
3283,3 |
105 |
102,3 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
азотные | 5804 | 5919,6 | 1613,0 | 1648,8 | 102 | 102,2 |
Фосфатные | 2393 | 2405,9 | 614,6 | 650,4 | 101 | 105,8 |
Калийные | 3745 | 4250,5 | 980,3 | 984,1 | 113 | 100,4 |
Бесспорным лидером в производстве фосфатных удобрений в России является череповецкий «Аммофос», имеющий самые крупные мощности. По объему производства он опережает других крупных продуцентов фосфатных удобрений в 2,5 раза.
Сегодня загрузка предприятий по производству фосфатных удобрений в 2002 г. сохранилась на уровне 2001 г. и составила 63%. В то же время у основных производителей фосфатных удобрений степень загрузки превышала 90%.
В целом конъюнктура рынка агрохимической продукции была благоприятной для отечественных производителей минеральных удобрений. Очень хорошо продавались фосфоросодержащие удобрения. Работающим в этом сегменте компаниям удалось серьезно укрепить свои позиции на очень важном латиноамериканском рынке. Для русской карбамидно-аммиачной смеси вновь открылся рынок США. Аммиачная селитра на внешнем рынке все чаще подпадает под действие ограничений, накладываемых из-за взрывоопасности этого вещества. Внутренний же рынок по причине сохраняющейся низкой платежеспособности российских сельхозпроизводителей высвобождающийся объем поглотить не может. Кроме того, негативно сказалось на положении на внутреннем рынке и изменение порядка господдержки предприятий АПК в части закупок удобрений. Сельхозпроизводители больше не могут покупать удобрения со скидкой на размер дотации, и их больше не авансируют. Поэтому необходимо искать новые формы рыночного взаимодействия между производителями и потребителями.
- Содержание
- Введение
- I Теоретическая часть
- 1.1 Структура и содержание бизнес-плана химической компании
- 1.1.1 Резюме
- 1.1.2 Описание предприятия и отрасли
- 1.1.3 Описание продукта
- 1.1.4 Анализ рынка
- 1.1.5 План маркетинга
- 1.1.6 Производственный план
- 1.1.7 Организационный план
- 1.1.8 Финансовый план
- 1.2 Основные разделы бизнес-плана
- 1.2.1 Производственная мощность
- 1.2.2 Производственная программа
- 1.2.3 Планирование системы материально-технического обеспечения
- 1.2.4 Планирование труда, заработной платы и персонала
- 1.2.5 Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности
- 1.2.6 Финансовое планирование
- II Проектная часть
- 2.1 Анализ рынка минеральных удобрений
- 2.2 Исходные данные для расчета курсового проекта
- 2.3 Планирование и использование производственных мощностей Цех азотной кислоты (контактное отделение)
- Отделение смешения и сушки
- 2.3.1 Построение профиля производственной мощности
- Азотная кислота
- 2.3.2 Расшивка «узких мест»
- 2.3.3 Разработка производственной программы
- 2.4 Расчёт основных плановых показателей по труду и заработной плате
- 2.4.1 Планирование численности работников при организации сменного обслуживания производства
- Этап 2. Число часов работы оборудования
- 2.5 Планирование себестоимости продукции, прибыли и рентабельности
- 2.5.1 Калькуляция себестоимости
- Заключение
- Список литературы
- Визитная карточка
- Организационно-правовая форма
- Текущая маркетинговая ситуация
- Конкуренты
- Методы стимулирования сбыта
- Риски Перечень рисков
- Социальные риски
- Оценка рисков
- Определение спроса и возможностей рынка.
- Рекламная стратегия
- Ценовая политика
- Финансовый план