logo
12 вар

2.1 Анализ рынка минеральных удобрений

Производство минеральных удобрений является крупнейшей подотраслью химической промышленности. Это одна из наиболее прибыльных и финансово-устойчивых отраслей не только в химическом комплексе, но и в промышленности в целом. Продукция российских предприятий конкурентоспособна и пользуется постоянным спросом на внешнем и внутреннем рынках. На долю Российской Федерации приходится до 6-7% общемирового выпуска удобрений.

Российская промышленность производит практически все виды традиционных минеральных удобрений, пользующиеся спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Значительную долю в производстве удобрений занимают сложные минеральные удобрения (такие, как аммофос, диаммофос, азофоска и т.п.), отличающиеся от одинарных тем, что содержат два или три питательных вещества. Преимущество сложных удобрений заключается в том, что их состав может меняться в зависимости от требований рынка.

Кризисная ситуация в сельском хозяйстве Рос­сии, обусловленная коренными реформами начала 90-х годов, привела к полному развалу внутреннего рынка удобрений. Потребление ми­неральных удобрений сократилось, по сравнению с 1988 годом, в 10 раз. В этих условиях естественным выходом для предприятий, производящих удобрения, явилось увеличение поставок на экспорт.

Производство минеральных удобрений – одна из самых экспортоориентированных отраслей. За пределы страны вывозится около четырех пятых всей продукции на сумму более полутора миллиардов долларов, поэтому ситуация в отрасли определяется лишь «погодой» на мировых рынках. В перспективе ожидается увеличение цены на основные минеральные удобрения. (см. рис. 6)

В долгосрочной перспективе рост потребления удобрений неизбежен. Причина простая – население планеты продолжает стремительно увеличиваться, в то время как возможности расширения посевных площадей исчерпаны. Интенсивность использования площадей будет возрастать. Естественно, что рост урожайности невозможен без активного использования химикатов, в первую очередь минеральных удобрений.

Рисунок 6 - Динамика цен на основные минеральные удобрения

Центром притяжения для экспортеров агрохимии стали развивающиеся страны, за счет которых и происходит прирост потребления химикатов.

Устойчивая тенденция падения цен на мировых рынках, начавшаяся в конце 1996 года, грозила во­обще вытеснить Россию с международного рынка в ближайшие год-два. В связи с августовским дефолтом 1998 года, отрицательным эффектом которого явилась девальвация рубля, внутренние цены на энергоресурсы и железнодорожные тари­фы в долларовом исчислении снизились в четыре раза. Экспорт и производство минеральных удоб­рений с небольшим лагом во времени быстро по­шли вверх. В первом полугодии 2000 года российские предприятия про­извели рекордное за все время реформ количество минеральных удобрений.

На период 2000 года российский экспорт минеральных удобрений уже составлял свыше 80% от общего объема производства, в то время как в газовой, нефтяной отраслях промышленности доля экспорта не превышала и 50%.

Так например Россия с долей 14% остается самым крупным экспортером карбамида в мире. (см. рис. 2) Следует отметить, что ряд стран-импортеров, стремясь оградить свои рынки от российских минеральных удобрений, возбудили против нас антидемпинговые разбирательства, закончившиеся для российской стороны введением демпинговых санкций и потерей ряда рынков. Это заставляет нас увеличивать цены на внутреннем рынке по минеральной продукции (см. таб. 1).

Таблица 1 - Показатели ценовой конкурентоспособности важнейших видов химической продукции

Наименование продукции

Отношение мировой цены к внутренней, в %

2002

2003

2004

2005

Аммиак

279,4

270,7

249,3

239,9

Аммиачная селитра

125,3

117,9

111

109,8

Карбамид

160,8

156,7

124,8

120,4

Аммофос

108,6

105

100,3

99,3

Калий хлористый

300

297

264,9

227,9

Так, например, полностью потерян рынок США по карбамиду. С введением минимальной цены на российский карбамид в странах ЕС в период падающего рынка Россия не имеет возможности поставлять карбамид в страны Европы. Ситуация ухудшилась с уходом с рынка карбамида Китая в качестве его импортера, который закупал в России до 3,2 млн. тонн в год. Резко снизила импорт карбамида Индия.

Рисунок 7 – Структура мирового экспорта карбамида

Основными видами сложных удобрений, удельный вес которых составляет 86,3%, является аммофос, диаммофос и азофоска (NPK). Эти виды удобрений являются и основными статьями российского экспорта.

За 1999 г. объемы поставок на мировой рынок фосфатных удобрений и сырья для них относительно показателей 1998 г. выросли по всем видам экспортируемых товаров, однако наиболее значительный годовой прирост отмечался по диаммофосу - на 35% и по сере - на 49%.

Рост поставок аммофоса и диаммофоса на мировой рынок может стать проблематичным из-за дефицита серной кислоты. Производство NPK-удобрений с использованием азотно-кислотного разложения не имеет таких ограничений и может развиваться в соответствии с быстро растущими потребностями внутреннего и внешнего рынков.

В структуре экспорта фосфатных удобрений на долю аммофоса и диаммофоса приходилось 80% всех поставляемых удобрений, а удельный вес NPK-удобрений составлял 16%

Производство азотных удобрений в 2002 г. превысило уровень 2001 г. на 2%, а производство фосфатных удобрений осталось практически на уровне 2001 г. (таблица 2).

Таблица 2 - Производство минеральных удобрений в России

Продукт

Производство, тыс. тонн

Темп роста, %

2001 г.

2002 г.

Я – М

2002 г.

Я – М

2003 г.

2002 / 2001 г.

Я – М

2003 / 2002 г.

Минеральные удобрения, всего

11943

12576,0

3207,9

3283,3

105

102,3

В том числе:

азотные

5804

5919,6

1613,0

1648,8

102

102,2

Фосфатные

2393

2405,9

614,6

650,4

101

105,8

Калийные

3745

4250,5

980,3

984,1

113

100,4

Бесспорным лидером в производстве фосфатных удобрений в России является череповецкий «Аммофос», имеющий самые крупные мощности. По объему производства он опережает других крупных продуцентов фосфатных удобрений в 2,5 раза.

Сегодня загрузка предприятий по производству фосфатных удобрений в 2002 г. сохранилась на уровне 2001 г. и составила 63%. В то же время у основных производителей фосфатных удобрений степень загрузки превышала 90%.

В целом конъюнктура рынка агрохимической продукции была благоприятной для отечественных производителей минеральных удобрений. Очень хорошо продавались фосфоросодержащие удобрения. Работающим в этом сегменте компаниям удалось серьезно укрепить свои позиции на очень важном латиноамериканском рынке. Для русской карбамидно-аммиачной смеси вновь открылся рынок США. Аммиачная селитра на внешнем рынке все чаще подпадает под действие ограничений, накладываемых из-за взрывоопасности этого вещества. Внутренний же рынок по причине сохраняющейся низкой платежеспособности российских сельхозпроизводителей высвобождающийся объем поглотить не может. Кроме того, негативно сказалось на положении на внутреннем рынке и изменение порядка господдержки предприятий АПК в части закупок удобрений. Сельхозпроизводители больше не могут покупать удобрения со скидкой на размер дотации, и их больше не авансируют. Поэтому необходимо искать новые формы рыночного взаимодействия между производителями и потребителями.