1.2.3 Планирование системы материально-технического обеспечения
Под материально-техническим обеспечением в условиях предприятия понимается процесс обеспечения его всеми видами материально-технических ресурсов в требуемые сроки и в объемах, необходимых для нормального осуществления его производственно-хозяйственной деятельности.
От организации материально-технического обеспечения (МТО) зависит своевременное, бесперебойное и комплексное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами для осуществления производственного процесса в соответствии с плановым заданием [19].
Промышленность является одним из главных потребителей различных видов сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов. Доля материальных затрат в стоимости общественного продукта составляет свыше 50%, а в продукции промышленности 70% Рациональное и бережное использование материалов, сырья, топлива и других ресурсов является важнейшим резервом дальнейшего повышения эффективности производства.
Задачами материально-технического обеспечения являются:
обеспечение выполнения производственной программы и обоснование потребностей в ресурсах для ее реализации
своевременное и равномерное обеспечение предприятия ресурсами
формирование производственных запасов и управление ими
экология ресурсов и ресурсосбережение
технико-экономическое обоснование производственных процессов различных видов ресурсов
снижение затрат на приобретение запасов материальных ресурсов
обоснование уровня затрат на приобретение и потребление ресурсов
План материально-технического обеспечения является центральным планом фирмы. Для его разработки используется следующая информационная база:
производственная программа фирмы на текущий или стратегический период;
планы капитального строительства и развития непромышленных объектов;
нормы расходов материальных ресурсов на единицу продукции;
условия снабжения предприятия ресурсами;
ценовая политика фирм-конкурентов.
План материально-технического обеспечения включает в себя следующие разделы:
Номенклатура-ценник – перечень необходимых для выполнения производственной программы ресурсов, их стандартные параметры.
Расходный контингент – плановая потребность фирмы в материально-технических ресурсах на плановый период.
Заготовительный контингент – определение объема ресурсов, подлежащих заготовке в плановом периоде. Рассчитывается с учетом условий договоров с поставщиками, условий поставки ресурсов и изменения остатков ресурсов на складе.
Производственные запасы ресурсов для обеспечения равномерности и ритмичности работы предприятия.
Планово-заготовительные цены, определяющие расходы предприятия по заготовке единицы ресурса.
Сводный баланс материально-технического обеспечения – отражает источники обеспечения компании ресурсами с одной стороны, а с другой, куда направляются эти ресурсы, направления потребления. Представляет собой обобщающую таблицу, в которой отражены все показатели плана по отдельным группам предметов материально-технического обеспечения в стоимостной и натурально-вещественной форме.
План МТО рассчитывается с помощью следующих показателей.
Расходный контингент (РК) – отражает потребность фирмы на производство, капитальное строительство и непромышленное хозяйство.
Заготовительный контингент (ЗК) – объем запасов, подлежащих заказу и завозу на предприятии с учетом остатков на складе предприятия.
Остатки на начало года определяются по результатам инвентаризации.
Величина ЗК рассчитывается в 2-х видах: натурально-вещественная форма и стоимостная.
Производственный запас (ПЗ) – запасы ресурсов компании, необходимых для стабильного обеспечения производства всеми необходимыми компонентами. ПЗ включает в себя следующие элементы:
В этой связи различают:
ПЗmax – используется для проектирования складских площадей.
ПЗmin – "точка заказов", используется для управления производственными запасами, означает тот предел, ниже которого снижать нельзя [20].
ПЗср – используется для технико-экономических расчетов.
Текущий запас (ТЗ) необходим для организации нормальной работы предприятия в период между 2-мя поставками. Нормой текущего запаса является половина интервала.
Гарантийный (страховой) запас – создается на случай несвоевременной или неполной по объему поставки.
Подготовительный запас – создается в производстве для операций связанных с оформлением продукции или ресурсов, сырья, с проведением контроля операций, а также с проведением специальных мероприятий для подготовки сырья к производству.
Планово-заготовительные цены (ПЗЦ) используются для расчета плана МТО в стоимостном выражении и определения общей суммы затрат предприятия, связанных с заготовкой ресурсов. Используются при формировании плана по себестоимости [22].
Планово-заготовительные цены включают ряд элементов:
Оптово-отпускные цены предприятия-заготовителя. Различают несколько видов отпускных цен в зависимости от вида "франко-до":
цена "франко"-склад поставщика
цена "франко"-станция отправления;
цена "франко" -вагон станции отправления;
цена "франко" - вагон станции назначения;
цена "франко"-станция назначения
цена "франко"-склад потребителя.
Наценки снабженческо-сбытовых организаций.
Провозной тариф зависит от следующих факторов:
расстояние между 2-мя точками
вид трансферта
вид ресурса (его физико-химические свойства).
Расходы по таре зависят от вида ресурса и вида тары – если тара возвратная, то начисляется амортизация и ремонтные расходы.
Расходы по страхованию груза.
Естественная убыль в пути.
Прочие элементы.
Для планирования МТО в ряде случаев целесообразно применять математико-экономические методы. При организации системы МТО используются следующие организационные формы: прямые поставки, поставки через посредника, дилерские поставки.
Служба (отдел) материально-технического обеспечения представляет собой организационно-структурное подразделение предприятия, в обязанности которого входят поставка на предприятие основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов, инструментов и технологической оснастки, оборудования, станков аппаратов и агрегатов.
- Содержание
- Введение
- I Теоретическая часть
- 1.1 Структура и содержание бизнес-плана химической компании
- 1.1.1 Резюме
- 1.1.2 Описание предприятия и отрасли
- 1.1.3 Описание продукта
- 1.1.4 Анализ рынка
- 1.1.5 План маркетинга
- 1.1.6 Производственный план
- 1.1.7 Организационный план
- 1.1.8 Финансовый план
- 1.2 Основные разделы бизнес-плана
- 1.2.1 Производственная мощность
- 1.2.2 Производственная программа
- 1.2.3 Планирование системы материально-технического обеспечения
- 1.2.4 Планирование труда, заработной платы и персонала
- 1.2.5 Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности
- 1.2.6 Финансовое планирование
- II Проектная часть
- 2.1 Анализ рынка минеральных удобрений
- 2.2 Исходные данные для расчета курсового проекта
- 2.3 Планирование и использование производственных мощностей Цех азотной кислоты (контактное отделение)
- Отделение смешения и сушки
- 2.3.1 Построение профиля производственной мощности
- Азотная кислота
- 2.3.2 Расшивка «узких мест»
- 2.3.3 Разработка производственной программы
- 2.4 Расчёт основных плановых показателей по труду и заработной плате
- 2.4.1 Планирование численности работников при организации сменного обслуживания производства
- Этап 2. Число часов работы оборудования
- 2.5 Планирование себестоимости продукции, прибыли и рентабельности
- 2.5.1 Калькуляция себестоимости
- Заключение
- Список литературы
- Визитная карточка
- Организационно-правовая форма
- Текущая маркетинговая ситуация
- Конкуренты
- Методы стимулирования сбыта
- Риски Перечень рисков
- Социальные риски
- Оценка рисков
- Определение спроса и возможностей рынка.
- Рекламная стратегия
- Ценовая политика
- Финансовый план